Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные внебюджетные фонды социального назначения и их роль в экономическом и социальном развитии общества






 

Внебюджетные фонды – это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

Основные причины образования внебюджетных фондов:

- необходимость социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

- необходимость оперативного решения социальных проблем, которое возможно с помощью внебюджетных фондов, находящихся в распоряжении исполнительных органов власти;

- необходимость в новых методах перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

- необходимость финансирования территориальных нужд.

Социальное обеспечение может быть основано на механизме: 1) социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов, и 2) социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование.

Социальное страхование – это механизм социальной защиты, который предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с осуществлением гарантированных государством страховых выплат, предназначенных для полного или частичного возмещения заработной платы в результате утраты трудоспособности или потери работы.

Риски, подлежащие социальному страхованию, включают в себя: необходимость получения медицинской помощи, временную нетрудоспособность, трудовое увечье и профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потерю кормильца, признание безработным.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения (пенсия по старости, по инвалидности, пособие по беременности и родам и т. п.).

Принципы социального страхования в РФ:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования;

- всеобщий обязательный характер социального страхования;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования.

Организационно-правовыми формами социального страхования в РФ являются государственные социальные внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей. Основное их назначение - обязательное социальное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков. В этом заключается экономическое содержание внебюджетных фондов. Юридическое определение внебюджетных фондов дано в Бюджетном кодексе: это государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти и предназначенные для социального обеспечения граждан. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной государственной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней. Средства бюджетов фондов изъятию не подлежат. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

Внебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств и могут быть классифицированы по различным признакам

По целевому назначению внебюджетные фонды могут быть:

- социальные (предназначены для решения задач социального характера: выплаты пенсий, пособий)

- экономические (имеют экономическую направленность: для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий)

По уровням управления:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

В федеральных внебюджетных фондах аккумулируются средства необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение (финансирование отдельных конституционных прав граждан, строительство и содержание важных экономических объектов); региональные внебюджетные фонды создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями; из местных внебюджетных фондов финансируются некоторые потребности местных сообществ (строительство муниципального жилья, отдельных природоохранных мероприятий).

Все бюджетные фонды помимо общих черт обладают своими собственными признаками: не входят в состав бюджета, имеют целевое назначение.

Внебюджетные фонды, как и бюджет, способствуют государственному регулированию рыночной экономики, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы; дотации и другие средства федерального бюджета и бюджетов других уровней; штрафные санкции и пени; доходы от размещения временно свободных денежных средств; иные поступления.

Основным источником доходов государственных внебюджетных фондов выступают отчисления работодателей и индивидуальных предпринимателей в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, осуществляемые в процентной доле от общей величины средств на оплату труда работников.

Денежные средства фондов хранятся на счетах Центрального банка и иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Денежные средства расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год. Нецелое расходование средств не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших нарушение.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов. Эти проекты входят в состав документов, представляемых одновременно с проектами бюджетов. Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в виде федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение представительных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов бюджетов и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете.

Исполнение государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органами управления фонда и утверждается законодательными органами в форме закона (федерального или закона субъекта РФ). Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, ведущими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня.

1.20 Литература, рекомендуемая для изучения раздела «Финансы»

 

1 Поляк, Г.Б. Финансы / Г.Б. Поляк. – учебник для студентов вузов 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 703 с.

2 Грязнова, А.Г. Финансы: Учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина. – М.: Финансы и статистика, 2005, 2007. – 504 с.

3 Лушин, С.И. Государственные и муниципальные финансы: учебник / С.И. Лушин, проф. В.А. Слепов. – М.: Экономистъ, 2006. – 763 с.

4 Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.

5 Романовский, М.В. Финансы: учебник / М.В. Романовский, проф. О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 462 с.

6 Белозеров, С.А. Финансы: учеб. – 2-е изд., переаб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; под ред. В.В. Ковалёва. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 512 с.

8 Грязнова, А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ А.Г. Грязнова. – М.: Финансы и статистика, 2002 – 1168с.

9 Подъяблонская, Л.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит»/ Л.М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 559с.

10 Финансы: учеб. / Л.М. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 407 с. - Библиогр.: с. 381-386. - ISBN 978-5-238-01714-3.

11 Финансы: учеб. / ответ. ред. В.В. Ковалёв.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 928 с - ISBN 978-5-392-03313-3.

12 Финансы: учеб. / Барулин С.В.. - М.: Кнорус, 2011. - 640 с - ISBN 978-5-406-01112-6.

13 Гладковская, Е. Н. Финансы: учебное пособие. – Спб.: Питер, 2012. – 320 с.: ил. – ISBN 987-5-459-01190-6.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал