Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы налогообложения и современные тенденции развития налоговой системы РФ
Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового внутреннего продукта в свою пользу для формирования бюджета. Необходимо различать понятие «налог» и «сбор». Законодательное определение налога и сбора дано в статье 8 части первой Налогового кодекса РФ. Отличительными признаками налога являются обязательность, индивидуальность, безвозмездность, смена формы собственности. Сущность налогов проявляется через их функции (фискальная, регулирующая, контрольная), причем в отечественной и зарубежной литературе единое мнение по этому вопросу отсутствует, все зависит от той или иной школы в области налогообложения. Анализ социально-экономической сущности налога позволяет вскрыть его специфические признаки. Налог – это: - участник перераспределительных процессов ВВП /НД; - важнейший инструмент воздействия на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов; - специфическая форма производственных отношений; - сочетание основных функций. К законам о налогообложении предъявляются повышенные требования, так как они затрагивают материальные интересы налогоплательщиков. Налог должен быть точно определен. В статье 17 части первой НК РФ сказано: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога». Использование налогов в качестве основного источника доходов государства требует разработки определенных правил (принципов) налогообложения. Наиболее ярко и точно они были сформулированы экономистом и философом А. Смитом. Эти принципы налогообложения (справедливость, определенность, удобство и экономия) прошли испытание временем, актуальны сегодня, и их по праву называют классическими. Со временем перечень принципов был дополнен и расширен. Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения, под которым понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Разработаны четыре метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный. Налоговую систему необходимо понимать как экономическое явление, которое изменяется и развивается вместе с развитием общества. Основной составной частью налоговой системы является совокупность налогов и сборов, к иным элементам относятся принципы налогообложения, формы и методы установления налогов, формы и методы налогового контроля и ответственность за нарушение налогового законодательства. Налоговые системы разных стран существенно различаются, однако можно определить основные факторы, влияющие на структуру налоговой системы: - уровень экономического развития (развития производительных сил); - общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства); - господствующая в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство в экономику страны); - государственное устройство стран (федеративное или унитарное). Целям внешней и внутренней сопоставимости элементов налоговой системы при проведении научно-практических исследований и отработке стратегии налоговых правоотношений служит налоговая классификация. Выделяются следующие группы налогов: прямые и косвенные; федеральные, региональные и местные; уплачиваемые юридическими и физическими лицами и так далее. Налоговая система России начала формироваться в конце 1991 года, когда был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и соответствующие законы по конкретным видам налогов. Налоговая система формировалась в условиях спада производства и инфляции, имела ярко выраженный фискальный интерес, и роль регулирующей функции в ней была значительно принижена. Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Для этого периода характерны частые изменения в области налогообложения. С 1 января 1999 года налоговая система установлена Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), вступила в действие первая его часть. Часть вторая НК РФ, которая и по настоящее время дополняется, вступила в силу с 1 января 2001 года. Налоговый кодекс позволил решить многие назревшие к тому времени налоговые проблемы и значительно повысила защищенность добросовестных налогоплательщиков. Налоговая система постоянно совершенствуется и изменяется. Действующим законодательством предусмотрены федеральные, региональные и местные налоги (ст. 12 – 15 НК РФ). Актами законодательства о налогах и сборах предусматривается также установление специальных налоговых режимов (ст. 18 НК РФ), в соответствие с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена традиционной совокупности налогов одним налогом. Основные начала законодательства о налогах и сборах, установлены статьей 3 НК РФ. Развитие экономики страны во многом зависит от качества налоговой системы. В последние годы в направлении ее совершенствования сделано немало. Изменение налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенными изменениями в системе межбюджетных отношений. В рамках проводимой налоговой реформы практически завершена кодификация налогового законодательства. Налоговая система в целом была упрощена, ставки основных налогов снижены, отменены наиболее обременительные для экономики налоги. Все индивидуальные налоговые льготы, зачеты и отсрочки, специальные соглашения с налогоплательщиками остались в прошлом. В числе наиболее значимых решений - введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов, отмена малоэффективных налогов. Ставка налога на прибыль снижена с 35 до 20 процентов при одновременном включении в учитываемые в целях налогообложения затраты на производство товаров (работ, услуг) практически всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков. Многочисленные же льготы по налогу на прибыль были отменены. Ставка НДС снижена с 20 до 18 процентов, а порядок его взимания приближен к принятому в мировой практике. В сфере налогообложения недропользования введен налог на добычу полезных ископаемых. Налоговая база данного налога в части, касающейся углеводородного сырья, привязана к объемным показателям добычи и не допускает каких-либо манипуляций. Введены специальные налоговые режимы для малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, упорядочено взимание акцизов и государственной пошлины. Много изменений, вносимых в Налоговый кодекс, связаны с повышением объективности налогового администрирования, они направлены на то, чтобы сделать его менее обременительным для налогоплательщиков. В результате принятых мер по совершенствованию налоговой системы сократились масштабы уклонения от уплаты налогов и пошлин, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность. В то же время целый ряд задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации в налоговой сфере, до настоящего времени не выполнен. Практика применения налога на добавленную стоимость остается препятствием для расширения экономической деятельности. Организации испытывают большие сложности ввиду сложившихся избыточно обременительных процедур возврата входящего налога на добавленную стоимость. За прошедшие со времени введения данного налога почти 20 лет так и не удалось сформировать эффективную и исключающую возможность значительных злоупотреблений систему его администрирования. Другой проблемной сферой по-прежнему является налогообложение фонда оплаты труда для видов экономической деятельности с высокой долей оплаты труда в структуре затрат, прежде всего в инновационных секторах экономики. Не введен налог на жилую недвижимость, обеспечивающий более справедливую систему налогообложения имущества граждан. Неоправданно затянута работа, касающаяся внедрения критериев оценки эффективности работы сотрудников налоговых органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов, а проверку правильности исчисления и уплаты налогов. Соответственно, не реализованы механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия таким критериям. В настоящее время требуется дальнейшая модернизация налоговой системы, в том числе системы администрирования, в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.
|