Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дивидендная политика и её роль в повышении стоимости предприятия
Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности (в этом случае меняться будет только терминология — вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам останется таким же. Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Основной цельюдивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Формированию оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются: А) Теория независимости дивидендов.Ее авторы — Ф. Модильяни и М. Миллер (упоминаемые обычно при ссылках под аббревиатурой ММ) утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, т.к. эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли. В соответствии с этой теорией дивидендной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью. Б) Теория предпочтительности дивидендов («синица в руках»). Авторы Гордон и Линтнер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплачиваемого в виде дивидендов) в силу того, что она «очищена» от риска стоит всегда больше, чем доход, отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском, т.е. максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли. (Оппоненты: в большинстве случаев полученный в форме дивидендов доход все равно реинвестируется затем в акции своего или другого акционерного общества, следовательно, существует определенный риск). В) Теория минимизации дивидендов («теория налоговых предпочтений»). Эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. А т.к. налогообложение текущих доходов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников (такой подход не устраивает многочисленных мелких акционеров с низким уровнем доходов). Г) Сигнальная теория дивидендов построена на том, что основные модели оценки текущих реальных рыночных акций в качестве базисного элемента используют размер выплачиваемых по ним дивидендов. Таким образом, рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной рыночной стоимости акций (что при их реализации приносит дополнительный доход акционерам). Кроме того, выплата высоких дивидендов «сигнализирует» о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Д) Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров. Компания должна осуществить такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров, их менталитету. Если основной состав акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на текущее потребление. И наоборот. Та часть акционеров, которая с такой политикой будет не согласна, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав «клиентуры» станет более однородным. Практическое использование этих теорий позволило выработать 3 подхода к формированию дивидендной политики – консервативный, умеренный и агрессивный.
Таблица 2 - Подходы к формированию дивидендной политики
|