![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 4. Классификация понятий.
Классификацию понятий можно делать по различным основаниям. Мы остановимся на традиционной схеме. а) Регистрирующие и нерегистрирующие понятия. Если в содержании понятия имеются признаки, отвечающие на вопросы " где? ", " когда? ", " какого типа? ", такие понятия называются регистрирующими (или закрытыми). Если же вопросы поставить нельзя, понятие считается нерегистрирующим б) Пустые и непустые понятия. Они различаются в зависимости от того, соответствуют ли данному понятию какие-либо предметы в объективном мире или нет. В первом случаепонятие оказывается непустым, во втором — пустым (пустые понятия — " кентавр", " Пегас", " ведьма"). в) Конкретные и абстрактные понятия. Конкретное понятие г) Абсолютные и относительные понятия. Выделение этих по д) Положительные и отрицательные понятия. Эти понятия различаются иногда тем, что в первую очередь мыслится наличие определенного признака у предмета, а во-вторых — отсутствие этого признака. При этом надо иметь ввиду, что " положительность" и " отрицательность" являются соотносимыми характеристиками. Тогда в понятиях, называемых отрицательными, мыслится не отрицание их признаков относительно положительного понятия, а делается идовое Таким образом, познакомившись с " Понятием", мы рассмотрели одну из центральных категорий формальной логики, указали на формальную структуру понятий. Дальнейшее развитие этой темы — это уже дело других наук. В частности — педагогики, социальной психологии, медицины. Педагогика указывает на этапы овладения основными понятиями с детства. Медики и социальные психологи лучше других знают психику и адаптивные возможности человека со слаборазвитой понятийной системой.
ЛЕКЦИЯ 28
СУЖДЕНИЕ План: Отличие суждения от понятия. Определение суждения. Логическая структура суждения. Формы суждения.
|