![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социологические (марксизм) и натуралистические (фрейдизм, бихевиоризм, философская антропология) трактовки человека. а) Социологическая концепция трактовки человека
(марксизм). Его идей: —человек изначально деятелен и формирование специфических свойств происходит в процес се развития предметной деятельности — исторически. —человек, обособленный от других людей оказывается животным, не приспособленным к жизни, поскольку труд является коллективной деятельностью; —особое значение, которое человеческие индивиды получают внутри общества определяется их местом в сложной системе отношений. Особые функции, - человеку свойственно сознательное причисление себя к общественно-родовому объединению и сознательно-волевое осуществление своей жизнедеятельности, что предполагает ответственность, совесть и т.д. - определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и оказываются вторичными по отношению к общественному бытию; —Маркс писал: «... человек является непосредственно природным существом, наделенным природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде б) Фрейд о природе человека. Фрейд является биологическим детерминистом.; —все проявления человеческой активности подчиняются определенным законам и детерминированы инстинктивными силами, т.е. Фрейд рассматривал людей механически, ими управляют те же законы, которые применимы к поведению других организмов; —люди побуждаемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые находятся вне среды сознания; —Фрейд считает, что «ЭГО», являясь рациональным компонентом структуры личности, служит средством для реализации требований ид — примитивных, врожденных аспектов личности; —понимание человека возможно на основе изучения его как единого целого. Поведение человека невозможно понять полностью вне контекста динамического взаимодействия ид, эго и суперэго; —в своей психоаналитической теории Фрейд отмечал, что ид составляет конституциональную основу личностной структуры и развития; — личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Структура характера каждого индивидуума формируется в раннем возрасте и остается неизменной в зрелости; — люди живут в субъективном мире чувств, эмоций, — человеческое поведение регулируется стремлением уменьшить напряжение на уровне организма, так какинстинкты требуют внешнего выражения, в) Бихевиоризм: — Представитель этого направления Э. Торндайк определил, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания; — Д.Б. Уотсон отмечал, что поведение должно обрясняться из отношений между непосредственно воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями); — Уотсон вывел формулу: «стимул — реакция» (S—К). Все процессы, физиологические и психические, происходящие между стимулом и реакцией, должны быть выведены из гипотез и объяснений психологии; —эмоции составляют совокупность внутренних изменений и внешних выражений; —эмоциональным поведением можно управлять по определенной программе. Вопрос 3. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «ИНДИВИД», ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», «ЛИЧНОСТЬ»
|