Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Территориального комплекса
После обоснования расчетами направлений развития комплекса региона устанавливаются темпы и масштабы роста производства по отраслям и соотношения между ними. Для решения вопросов размещения производительных сил по стране нужны балансовые расчеты в разрезе крупных экономических районов по топливу, черным металлам, минеральным удобрениям, цементу, древесине, зерну и другим массовым видам продукции, которые являются предметом основного внутрирайонного и межрайонного грузооборота. Эти балансы служат расчетным инструментом и для обоснования комплексов регионов, причем балансы по оборотным фондам и рабочей силе наиболее важны, а по оборудованию (ввиду разного характера поставок) имеют меньшее значение. Материальные отраслевые балансы в основном используются для предварительных расчетов уровня развития отдельных отраслей и комплексов смежных производств. Для уточнения масштабов производства с учетом очередности развития требуются балансы общерайонных ресурсов (собственно балансы регионов), оценка возможностей районов по трудовым, топливно-энергетическим, земельным, водным ресурсам, транспортным условиям. Общая схема и порядок разработки балансов регионов во многом аналогичны общим, хотя и различаются по оформлению. Например, материальный баланс производства и потребления какой-либо продукции региона имеет следующие показатели: остатки на начало года, производство, потребление, вывоз, ввоз, остатки на конец года, избыток (+), недостаток (-). Баланс трудовых ресурсов региона на определенную дату содержит также данные: в приходной части — трудовые ресурсы (тыс. чел.), в том числе: население в трудоспособном возрасте, работающие лица старших возрастов и подростки до 16 лет, межрайонное перераспределение трудовых ресурсов (+, —); в расходной части — распределение трудовых ресурсов: а) экономическиактивное население (ЭАН), которое включает занятых в экономике и безработных, б) учащиеся трудоспособного возраста, обучающиеся с отрывом от производства, в) занятые в домашнем хозяйстве (занятых в личном подсобном хозяйстве в последнее время стали относить к экономически активному населению). Обосновывая состав и структуру регионального комплекса исходя из предпосылок его собственного развития, можно установить темпы и масштабы производства по заданным (или предполагаемым) лимитам важнейших общерегиональных ресурсов, например трудовых. Так, прирост рабочей силы на расчетную перспективу намечается для использования в наиболее эффективных производствах (согласно районно-отраслевому ряду). Из этого прироста предварительно следует вычесть потребность материальных отраслей умеренного развития, где в силу невысоких технико-экономических показателей происходит незначительное расширение производства (главным образом за счет роста производительности труда), а также потребность сферы услуг, которая рассчитывается по нормативам и общей численности населения. По данным о мобильном приросте трудовых ресурсов и производительности труда определяют объемы производства в эффективных отраслях. Через нормативные показатели стоимости рабочих мест с этими расчетами увязывается определение необходимости капитальных вложений. Другой вариант масштабов и структуры регионального комплекса можно рассчитывать, предполагая, что часть трудовых ресурсов (скажем, от 5 до 15%) выбывает в другие регионы (для трудоизбыточного региона) или поступает из других районов (для трудодефицитного региона). Определяя масштабы и структуру регионального комплекса, необходимо обеспечить тесную взаимосвязь балансовых расчетов и расчетов экономической эффективности. Если имеется дефицит продукции в стране, ее производство приходится размещать и в регионах с менее благоприятными условиями (в соответствии со схемой очередности). При одинаковых или близких технико-экономических показателях развития отраслей предпочтение отдается тому региону, где размещение этих отраслей лучше способствует решению проблем более полного использования трудовых ресурсов, выравнивания уровней экономического развития, сокращения потребления дефицитных видов сырья и топлива. Рассчитав масштабы производства продукции в районе, ее вывоза, внутреннего потребления, рациональную структуру, следует определить в абсолютном выражении условную суммарную эффективность территориальной специализации и комплексности всего районного хозяйства (речь идет об исчислении условной эффективности, потому что традиционными расчетами не охватывается вся система районов и отраслей). На основе метода расчета эффективности замещения и комплексирования производств можно приближенными экономическими методами близко подойти к определению народнохозяйственного оптимума при размещении отраслей и формировании комплексов. Общая условная эффективность специализации и комплексного развития района Э выражается суммарной разностью затрат £ ЛЗбр худшего (базисного) и лучшего (расчетного) вариантов по всем отраслям (1,..., п) регионального комплекса (на эквивалент), а также сроком окупаемости капитальных затрат Ток, который сравнивается со средним народнохозяйственным (8 лет):
= ХАЗб = (361 - Зр1) +... + (36я-Зрл), где Э — расчетная эффективность специализации и комплексного развития; ХАЗ, — суммарная разность затрат базисного и расчетного вариантов. > б.Р J6.p где Ток — срок окупаемости капитальных затрат, равный суммарной разности затрат на капитальные вложения по базисному и расчетному вариантам, деленной на суммарную разность текущих затрат по базисному и расчетному вариантам,. Практически одновременно учитываются затраты как по взаи 3.6. Экономико-математическое моделирование региональных комплексов В отличие от отраслевых экономико-математических задач, районные модели вначале были только балансовыми и не имели элементов оптимизации. В настоящее время применяются более совершенные оптимизационные (матричные и сетевые) методы моделирования региональных комплексов. Синтетическая балансовая модель района возникла в развитие идей баланса народного хозяйства страны. При помощи этой производственной модели можно выявить внутрирайонные пропорции, анализировать структуру продукции и дохода района, а также его межотраслевые связи. Основу модели составляет районный межотраслевой баланс производства и распределения продукции по аналогии с разрабатываемым для страны, отражающий и детализирующий баланс народного хозяйства. Межотраслевой стоимостный баланс (табл. 3.2) состоит из четырех разделов-квадратов, где раздел I (главный) показывает оборот средств производства между отраслями народного хозяйства (он образует фонд возмещения и составляет ядро модели районного производственного комплекса); раздел II раскрывает вещественную структуру конечного продукта — фонд накопления, фонд непроизводственного потребления, вывоз продукции (иногда последний рассматривается как самостоятельная позиция); раздел III характеризует первичное распределение национального дохода на фонд оплаты труда и прибавочный продукт; раздел IV показывает частичное перераспределение вновь созданной стоимости (заработная плата работников и доходы предприятий непроизводственной сферы). В модель хозяйства региона включается характеристика межрайонных связей и производственных ресурсов — трудовых, основных фондов, земли и др. (связанных с производством через коэффициенты трудоемкости, фондоемкости и т. д.). Показывается также отраслевая структура поступления и распределения этих ресурсов, отраслевая и межрайонная структуры вывоза и ввоза продукции. Эти дополнительные таблицы, выявляющие региональную специфику производства, обычно отображаются в виде пристроек (крыльев) к основным таблицам. Таким образом, балансовая модель региона представляет собой систему взаимосвязанных шахматных таблиц (балансов) во главе с межотраслевым балансом производства и распределения продукции.
Отчетный межотраслевой баланс производства и распределения продукции района — это табличная форма сводки статистической информации, отражающей уже сложившиеся народнохозяйственные пропорции. Прогнозный баланс представляет собой результат расчетов таких пропорций на перспективу. Реальные взаимосвязи отраслей по производству и потреблению продукции, соответствие между потребностями в определенных видах продукции и возможностью их удовлетворения математически описываются системой линейных алгебраических уравнений. Экономико-математическая модель межотраслевого баланса как совокупность таких уравнений (число которых равно числу рассматриваемых видов продукции) выглядит следующим образом:
= аих\ а2пхп
аппкп + уп. Или в общем виде х = ZdyXj + yi (i=\, 2,..., п), где х — объем производства /-й продукции; ay — норма расхода /-й продукции на производство у-й продукции (коэффициент прямых затрат); Xj — объем производства у-й продукции; У[ — конечное потребление г'-й продукции (первое слагаемое формулы — производственное потребление /-й продукции). 3.7. Региональное самофинансирование Финансовые возможности регионов зависят от особенностей их ресурсного потенциала, природных условий, уровня их социально-экономического развития, структуры и специализации хозяйства, завершенности хозяйственных комплексов, сбалансированности межрегиональных связей. Однако независимо от этого регионы должны иметь равную самостоятельность в формировании и использовании финансовых ресурсов, величина которых непосредственно зависит от эффективности работы всего хозяйства региона Отчетный межотраслевой баланс производства и распределения продукции района — это табличная форма сводки статистической информации, отражающей уже сложившиеся народнохозяйственные пропорции. Прогнозный баланс представляет собой результат расчетов таких пропорций на перспективу. Реальные взаимосвязи отраслей по производству и потреблению продукции, соответствие между потребностями в определенных видах продукции и возможностью их удовлетворения математически описываются системой линейных алгебраических уравнений. Экономико-математическая модель межотраслевого баланса как совокупность таких уравнений (число которых равно числу рассматриваемых видов продукции) выглядит следующим образом:
= аих\ а2пхп
аппкп + уп. Или в общем виде х = ZdyXj + yi (i=\, 2,..., п), где х — объем производства /-й продукции; ay — норма расхода /-й продукции на производство у-й продукции (коэффициент прямых затрат); Xj — объем производства у-й продукции; У[ — конечное потребление г'-й продукции (первое слагаемое формулы — производственное потребление /-й продукции). 3.7. Региональное самофинансирование Финансовые возможности регионов зависят от особенностей их ресурсного потенциала, природных условий, уровня их социально-экономического развития, структуры и специализации хозяйства, завершенности хозяйственных комплексов, сбалансированности межрегиональных связей. Однако независимо от этого регионы должны иметь равную самостоятельность в формировании и использовании финансовых ресурсов, величина которых непосредственно зависит от эффективности работы всего хозяйства региона На его основе можно оценить национальный доход регионов, роль местной финансово-кредитной системы в перераспределении и использовании денежных средств, а также эффективность внешних связей региональной экономики по экспорту и импорту. Кроме того, финансовый баланс позволяет установить суммы финансовых ресурсов, остающиеся в распоряжении предприятий и организаций; размер отчислений в местный и вышестоящий бюджеты; объемы финансовых средств, аккумулируемых в руках негосударственных финансовых институтов и специализированных фондов на уровне региона. При прогнозе финансово-бюджетной базы финансовый баланс позволяет учитывать эффективность использования кредитных средств по отраслям и наиболее значимым предприятиям региона, независимо от форм собственности; потенциальные возможности привлечения средств населения; участие региона в реализации общероссийских программ структурной перестройки экономики; государственные источники финансирования затрат по каждому направлению экономического и социального развития на основе передачи финансовых ресурсов из региона в Федерацию и обратно. Прогнозный финансовый баланс территории должен быть ориентирован на определение важнейших закономерностей движения финансовых ресурсов по обобщающим показателям их формирования и основных направлений их использования в перспективе. Доходная часть свободного баланса должна включать созданные и остающиеся в регионе доходы (в том числе у населения) предприятий и организаций (денежные накопления, амортизационные отчисления), доходы местного бюджета. Кроме того, в составе доходов региона следует учитывать привлеченные извне финансовые ресурсы: бюджетные ассигнования (в том числе на капитальные вложения, социальное обеспечение и др.), средства по перераспределению от вышестоящих организаций и т. д. Все первичные доходы, формирующие финансовый потенциал региона, необходимо разделить на две группы: доходы, используемые на строго определенные цели, и доходы универсального характера. К первой группе относятся фонд оплаты труда, амортизационные отчисления, ко второй группе — прибыль (доходы) предприятий и организаций (распоряжение которой относится полностью к самим предприятиям); изъятия в виде платежей в местный и федеральный бюджеты, а также начисления в фонд оплаты труда, в различные целевые фонды. Информационной базой составления перспективного финансового баланса являются отчетные статистические данные, отчетный и перспективные балансы денежных доходов и расходов населения, финансовые планы предприятий и организаций, данные коммерческих банков и финансовых институтов финорганов, а также аналитические расчеты и сформированный нормативно-правовой порядок расчетов. Показатель прибыли, который характеризует собственные средства и эффективность хозяйствования, включает прибыль общественных организаций, а также коммерческих банков, страховых компаний, финансовых и биржевых институтов. В связи с либерализацией цен и проведением приватизации экономики она становится все больше генератором инфляционных процессов, и стремительный рост этого показателя не всегда отражает рост эффективности производства. Поэтому в рамках перспективных расчетов наиболее актуальной становится проблема увязки этого показателя с динамикой объема производства в натуральном выражении. Другим важным компонентом финансового баланса, характеризующим материальные возможности региона для проведения инвестиционной политики, является система амортизационных отчислений и фондов. В странах рыночной экономики нормы амортизации определяются государством одновременно с утверждением ставок и перечня налогов, выделяя особый подход к развитию отраслей, в которых заинтересовано государство, а также государственную политику в области стимулирования инвестиционной активности. Перспективные расчеты этих ресурсов необходимо решать в комплексе с развитием биржевых операций по вопросам кредитования и обращения объектов недвижимости. Сложные и неоднозначные процессы в части формирования денежных доходов населения позволяют утверждать, что, несмотря на явное опережение индекса цен на потребительские товары по сравнению с заработной платой, денежные средства населения должны рассматриваться в качестве реального источника финансовых ресурсов региона. В перспективном анализе состояния этой части финансовых ресурсов на уровне региона необходимо принимать во внимание складывающиеся тенденции в дифференциации социальных групп по уровню и источникам формирования их доходов. В составе финансовых ресурсов территории значительная роль отводится средствам бюджета, которыми непосредственно распоряжаются региональные административные органы управления. Общие принципы построения налоговой системы в России определяет Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В соответствии с ним устанавливается перечень направляемых в бюджетную систему России налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяются плательщики, их права и обязанности (включая налоговые органы), а также льготы по каждому из налоговых платежей. Объектами налогообложения являются: прибыль (доходы); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности; операции с ценными бумагами; право пользования природными (территориальными) ресурсами; имущество юридических и физических лиц; оформление актов передачи имущества; добавленная стоимость продукции, работ, услуг; другие объекты, установленные законом. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Распределение налоговых отчислений между бюджетами разного'уровня представляет собой неотъемлемую часть порядка взимания каждого конкретного вида налога. Федеральные и местные налоги различаются по направлениям их использования и поэтому становятся основным объектом «спорных» отношений между бюджетами различных уровней. Стабильность этих взаимоотношений определяет не только надежность прогнозных расчетов, но и общий масштаб финансово-бюджетной базы региона. В настоящее время центральные органы разработали и предложили документы по принципиальному изменению бюджетной системы России. Новый механизм межбюджетных отношений и бюджетного регулирования включает следующие основные постулаты: • определение трансфертов на уровне взаимоотношений бюд • оказание финансовой поддержки регионам, чья финансово- Отдельным направлением разработки прогноза финансово-бюджетной базы региона является анализ существующей и перспективной систем налогообложения, адаптированных к конкретным условиям каждого региона. При этом необходимо учитывать тенденции в изменении роли каждого вида налогов в формировании региональных бюджетов. Стабильной доходной базой бюджета региона служит налог на имущество, поскольку его поступления в меньшей степени зависят от результатов хозяйственной деятельности и определяются исходя из стоимости имущества юридических и физических лиц. В доходной части регионального бюджета аккумулируются доходы от приватизации и управления имуществом объектов муниципальной собственности (жилья, предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, предприятий сельскохозяйственного производства, обслуживающих его торгово-закупочных структур, материально-технического снабжения и т. д.), в том числе за счет выпуска региональных фондовых бумаг. Привязка доходов региона к платежам за пользование территориальными ресурсами создает условия, при которых регион входит в экономическую систему рыночных отношений в качестве экономически равноправного субъекта хозяйственной деятельности. Здесь осуществляются продажа и купля таких товаров, как подготовленные к эксплуатации промышленно-производственные площадки, коммуникации, услуги инфраструктуры и т. д. В доходной части финансового баланса региона на перспективу необходимо отдельно учитывать валютные поступления, а также субвенции и субсидии вышестоящих бюджетов.
|