Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеральные округа.






 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ - в ряде государств с федеративным устройством (США, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Аргентина, Австралия) особая административно-территориальная единица, на территории которой размещается столица федерации. В Аргентине Ф. о. называется федеральным столичным округом, в США - Ф. о. Колумбия, в Австралии - столичной территорией и т. д. Ф. о. может либо входить в федерацию наравне с другими субъектами (Бразилия), либо является лишь составной частью, но не субъектом федерации и управляется непосредственно федеральным правительством (США, Мексика, Венесуэла). Впервые Ф. о. образован в 1790 г. в США на землях, уступленных двумя штатами - Мэрилендом и Виржинией - для строительства новой столицы Союза - г. Вашингтон.

В мае 2000 года на территории России образовано семь федеральных округов: северо-западный, центральный, приволжский, Северо-кавказский, Уральский, сибирский, дальневосточный. Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента российской Федерации. Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти. 7 федеральных округов созданы указом Президента РФ В.В.Путина N849 от 13 мая 2000 " О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе"; тем же указом утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе.

Направления развития российской экономики всегда связывались с экономическими, природными, историческими особенностями страны, с ее гигантской территорией, огромными и разнообразными хозяйственными ресурсами. В связи с этим неизменно была высока роль централизованного управления государственной власти и ее инструментов. Кроме государственных границ и центра необходимы управленческие ячейки государственного пространства. Отсюда важное значение приобретали вопросы территориально-организационной структуры экономики. В России изначально принятая модель реформ игнорировала активную роль государства в ее реализации. При огромном количестве регионов - субъектов Федерации и их безудержном стремлении к расширению суверенитета это сильно ослабляло центральную государственную власть.

Государство — не только очерченное границами географическое пространство, где живут и работают его граждане, но и прежде всего закон, конституционный порядок и дисциплина. Нетер­пимым стало положение, когда пятая часть принятых в регионах правовых актов противоречила Основному закону страны, с ним расходились конституции республик и уставы областей, а между краями и областями устанавливались торговые барьеры и даже пограничные столбы. Последствия таких нарушений законности могли быть катастрофичными, но внимательно и строго следить из столицы за положением в 89 регионах невозможно (а 8 межре­гиональных ассоциаций не являются органами государственного управления). Помимо межэтнических конфликтов и амбициоз­ных претензий региональных элит на почве «суверенитета», угро­зу национальной безопасности России, ее территориальной цело­стности представляют продвижение НАТО к границам нашей страны и агрессивные планы враждебного зарубежья по ее дроб­лению в условиях кризисного ослабления и отрыва экономичес­ких связей периферийных территорий от центральных.

Таким образом, жизненно назрел вопрос о создании в России формы государственного управления на федеральном (межрегиональном) уровне в виде полномочных представительств центральной власти в укрупненных административно- территориальных образованиях, например федеральных округах, что согласуется с российской Конституцией (ст. 71), относящей федеративнoe устройство к ведению Федерации1.

Указом Президента России от 13 мая 2000 г. «О полномочном [представителе Президента Российской Федерации в федеральном [округе» в целях обеспечения реализации его конституционных Полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений институт полно­мочных представителей Президента России в регионах был преобразован в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах и утверждены соответствующие Положение и перечень федеральных округов.

Поскольку организационно-хозяйственная функция — важ­нейшая для государства не только в плановой, но и в регулируе­мой рыночной экономике, то в основу новой формы государственно-территориального деления положены не национальный или формально административный фактор, а прежде всего прин­ципы экономического районирования. Так как государ­ственное управление широко функционально, то надо использо­вать и элементы специального районирования, которое всегда применялось, в том числе в дореволюционной России (ок­руга военные, путей сообщения и др.). Поэтому верхним, межре­гиональным звеном территориального деления сделаны 7 феде­ральных административно-хозяйственных образований в составе групп и отдельных экономических районов с некоторыми изме­нениями границ (рис. 12.1). Причем сохраняется среднее, регио­нальное звено (со всеми ветвями власти).

Принятая схема федеральных округов сочетает преобладаю­щее зональное деление (Центральный, Северо-Западный, При­волжский, Сибирский, Дальневосточный округа) и скорректиро­ванное макрорегиональное (Южный, Уральский округа). Терри­ториальные границы федеральных округов в дальнейшем могут меняться. Что касается их нынешней схемы, то она включает не только экономическое районирование, но и элементы оборонно­го (военные округа) и национально-политического районирова­ния; это привело к необходимой трансформации некоторых (осо­бенно Поволжского и Уральского) территориально-хозяйствен­ных макрокомплексов.

При укрупненном административном делении количество территориальных инстанций, с которыми имеют дело централь­ные органы, решая вопросы бюджетного финансирования, нало­гообложения, приватизации и прочие, сокращается на порядок и одновременно федеральная власть, разгружаясь в центре, при­ближается к местам. Вместо 89 управленческих «связок» с регио­нами федеральный центр имеет теперь непосредственную связь с 7 федеральными округами, каждый из которых, в свою очередь, связан в среднем с 12—13 регионами. Преимущества макрорегио­нов и зон сказываются также в управлении федеральными энер­гетическими системами, путями сообщения, информацией и свя­зью, в обеспечении обороноспособности (включая мобилизаци­онную подготовку), правопорядка и национальной безопасности.

Напомним, что до революции подобными административны­ми образованиями были наделенные большими правами генерал-губернаторства и наместничества, включавшие по несколько гу­берний. В советские годы крупные экономические районы и зо­ны использовались для территориального планирования, в них создавалось комплексное и дублирующее хозяйство, а в настоя­щее время на этих территориях функционируют межрегиональ­ные ассоциации экономического взаимодействия, не проявляя, однако, активной деятельности из-за отсутствия государственно-правового статуса.

Федеральные округа имеют особое государственное значение, предназначены для решения общенациональных задач, цементи­руя единое политическое и экономическое пространство России и на них, как на базовую структуру прежде всего должен опирать­ся федеральный центр в своих взаимоотношениях с территория­ми. Поэтому и был смысл, чтобы в соответствии с положениями Конституции России создать в них не региональные, а федераль­ные органы власти (управления), переместив ряд соответствую­щих функций регулирования, координации, распоряжения и контроля из центрального аппарата в территориальный (не затра­гивая функции регионов), что отвечает интересам федерализма в новых условиях (делегировать функции округам не надо, ибо они установлены центру, округа же — «центр на периферии»).

Во вновь образованных федеральных округах целесообразно иметь полномочные представительные органы не только Прези­дента, но и Правительства (ликвидировав их многочисленные представительства в субъектах Федерации), а также управления военными округами, зональные органы ФСБ, МВД, Генеральной прокуратуры и др. (они и созданы).

Важными задачами полномочного представителя Президента (России в федеральном округе являются реализация органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, контроль за исполнением реше­ний федеральных органов государственной власти, регулярные доклады Президенту об обеспечении национальной безопаснос­ти, о политическом, социальном и экономическом положении в округе с внесением соответствующих предложений.

Среди функций полномочного представителя:

• координация деятельности федеральных органов исполни­тельной власти в округе;

• организация взаимодействия этих органов с органами госу­дарственной власти субъектов Федерации, органами местного са­моуправления, политическими партиями, иными общественны­ми и религиозными объединениями;

• разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия программ социально-экономи­ческого развития территорий в пределах округа;

• организация контроля за исполнением федеральных зако­нов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распо­ряжений Правительства, за реализацией федеральных программ;

• участие в работе органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления в пределах округа и др.

В таких многоресурсных экономических зонах могут сло­житься наилучшие условия для территориально-экономической интеграции производительных сил, формирования корпоратив­ных производственно-коммерческих структур, региональных рынков с большими товарными ресурсами и мощной рыночной инфраструктурой. Создаются предпосылки для эффективного ре­гулирования научно-технического прогресса, инвестиционной деятельности, для обоснованного экономического стимулирования (налоги, цены, тарифы и т. д.), налаживания самофинансиро­вания и товарного самообеспечения, организации системы госу­дарственной поддержки слаборазвитых территорий, разработки комплексных территориальных прогнозов и планов. Можно бу­дет лучше преодолевать вызванные рынком тенденции к резкой неравномерности экономического и социального развития, осу­ществлять регулярный мониторинг его региональных уровней.

Противоречия между центром и регионами в силу их различ­ных интересов будут всегда, но их остроту можно заметно сни­зить. Более полная информация о положении дел и личные кон­такты различных властей обеспечат лучшее взаимопонимание, этому способствует приближение федерального управления к территориям.

 

 

3.Деятельность Межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия представляют собой координационные структуры органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. Эти ассоциации объединяют интересы входящих в них регионов в экономических отношениях с федеральным центром

Деятельность ассоциаций поддерживается федеральной властью. Постановлением Правительства РФ от 16.09.93 г, № 918 определены их основные задачи и делегированы некоторые права федеральных органов (формировать территориальный фонд товарных и сырьевых ресурсов, выдавать разрешение на бартерные сделки, определять размеры и порядок взимания платы за пользование природных ресурсов и ряд других). Следует, однако, отметить, что указанные ассоциации являются, по сути дела, общественными объединениями и не оказывают серьезного влияния на активизацию процессов межрегиональной интеграции. Стихийно создающиеся и не увязанные между собой общеэкономическими целями, они пока не могут рассматриваться как основа нового районирования. Они создавались начиная с лета 1991 года. По каждой ассоциации принималось распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР, в котором регионам, вступившим в ассоциацию предоставлялись значительные экономические льготы.

Всего создано 8 ассоциаций, охватывающих к началу 1999 года всю территорию России, кроме Чечни (8 регионов входят в две ассоциации сразу). Территории ассоциаций в значительной степени совпали с территориями 11 экономических районов России (в том числе Ассоциация " Северо-Запад" - Северный и Северо-Западный районы; " Большая Волга" - Поволжский и Волго-Вятский; " Сибирское соглашение" - Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский).

В настоящее время функционируют восемь таких ассоциаций. Терри­тории (регионы) ассоциаций в основном совпадают с крупными экономи­ческими районами. Основными исключениями являются ассоциация " Северо-Запад" (объединяет Северный и Северо-Западный экономические районы), ассоциация " Большая Волга" (объединяет Волго-Вятский и Поволжский экономический районы), ассоциация " Сибирское соглашение" (объединяет Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы). Кроме I того, некоторые субъекты федерации одновременно входят в две ассоциации. Калининградская область входит в ассоциации " Северо-Запад" и " Центральная Россия", Новгородская область — в " Северо-Запад" и " Черноземье", Брянская и Тульская области — в " Центральную Россию" и " Черноземье"; Тюменская область — в " Большой Урал" и " Сибирские соглашение", Бурятия, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ — в " Сибирские соглашение" и " Дальний Восток и Забайкалье". В некоторых мероприятиях межрегиональных ассоциаций принимает участие в качестве наблюдателя также Союз российских городов. Кроме того на равный с межрегиональными ассоциациями статус претендовала Ассоциация автономных образований, созданная в 1992 году. 5 февраля 1993 руководители 8 ассоциаций подписали Соглашение о сотрудничестве с Правительством РФ, а 14 июля 1994 - с Федеральным Собранием РФ.

В настоящий момент деятельность ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации регулируется Федеральным Законом «Об общих принципах и деятельности Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ» принятый Государственной Думой 17 ноября 1999 года. Согласно статье 1 настоящий Федеральный Закон определяет общие принципы организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Во второй статье Закона ассоциация определяется как некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Федерации.

Согласно закону ассоциации выполняют ряд задач, в том числе и в международной области: подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

Данный закон не только регулирует деятельность ассоциации во внутрирегиональной, экономической, социальной, технической, законодательной, инвестиционной, финансовой сферах, но и определяет полномочия в международной сфере.

 

Национально-территориальное деление (автономные округа, республики)- предполагает учет при делении национальный состав населения рацона, его исторически сложившиеся особенности труда и быта. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонацио­нальном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государ­ственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал