Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления региональной политики государства
Региональная политика (РП) — важная составная часть эконо-мической политики государства. Она охватывает комплекс раз-личных законодательных, адми+нистративных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов раз-мещения производительных сил. Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим раз-витием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и охватывает следующие основные направ-ления: 1) определение соотношения движущихся сил регионального 2) соотношение общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управленияэкономикой; 3) подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;
4) национально-экономические вопросы (в условиях много- 5) проблемы урбанизации. К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и кон-кретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства. Содержание региональной политики практически во всех развитых странах (проводящих активную региональную политику) имеет общие черты: • освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных* промышленных районов; • децентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производства; • образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленности. Без осуществления такой политики диспропорции как в реги-ональном плане, так и в масштабе всей страны будут возрастать. Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это связано с тем, что проведение региональной политики требует значительных средств. В развивающихся странах направления региональной политики охватывают следующий круг проблем: • интеграция всех районов страны в единый национальный • смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов; • смягчение противоречий между городом и деревней, регулирование процесса урбанизации; • возможно более полное освоение природных и людских ресурсов; • рациональное размещение новых промышленных проектов. Значение и содержание региональной политики Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невоз-можен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает. В качестве особо важных следует выделить такие задачи, как: • нормализация экологической ситуации; • адаптация беженцев и вынужденных переселенцев, создание • нормализация ситуации в регионах с критическим положением на рынке труда; • решение проблемы гиперурбанизации — устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, Изменение содержания региональной политики ставит перед региональной экономикой новые теоретические задачи. Так, не-обходимо выработать четкие критерии отнесения регионов к числу проблемных или, как их еще называют, территорий приоритетного развития. Включение задач, форм, методов региональной политики в программы экономических реформ усиливает в них такие прин-ципы, как долгосрочность (так как основные задачи региональной политики требуют для своей реализации длительного временного этапа), активное государственное регулирование, социальная при-оритетность. К. этому следует добавить, что региональная политика, которая может осуществляться только во взаимодействии многих ее участников, способствует сплочению нации. Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, раскрытия и развития их целевых способностей и пред-приимчивости с учетом территориальной специфики. Цель региональной политики включает систему подцелей, со-стоящую из трех групп. Социальные — формирование в регионах слоя частных собст-венников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социаль-ная защита населения и развитие объектов социальной инфра-стуктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов. Экономические — территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности, присущие каждому региону России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных, хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях. Экологические — содействие восстановлению эколого-экономи-ческого равновесия в легкоранимых регионах на основе распрост-ранения экологически чистых (безотходных) технологий; привле-чение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий. Стратегические задачи региональной политики зависят от ре-шения следующих проблем: • рационального сочетания принципов формирования нового экономического механизма федеративных отношений и направлений совершенствования рационального хозяйственного механизма в условиях рыночной экономики; • разработки вариантов и сценариев выхода России и ее регионов из кризиса, максимально используя имеющиеся благоприятные предпосылки и проводя постепенную переспециализацию в условиях рынка; • выбора региональных приоритетов экономического и социального развития, которые должны учитываться при проведении селективной, финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики России; • реализации крупнейших региональных программ с участиемчастных инвесторов; • внедрения системы государственного и рыночного регулирования и стимулирования территориального развития на базе различных форм собственности, включая негосударственный сектор экономики. Естественно предположить, что в результате резкого изменения политического и социального укладов страны стратегические за-дачи не могут быть реализованы в течение короткого временного этапа. Практика реформирования российского общества служит наглядным подтверждением этого тезиса. Происходит постоянная апробация различных методов достижения конечных (и даже про-межуточных) целей, их трансформация, а в ряде случаев и их переориентация. Это наглядно просматривается и на примере от-ношения государства к развитию промышленности (от полного отказа до возвращения к контролю за ее развитием и регулирова-нию структурной перестройкой) и к постоянному изменению во взаимоотношениях федерального центра с субъектами Федерации. В первые годы экономических реформ, в период надежд на регулирующие возможности «стихийного» рынка, практически не уделялось внимание экономической и техногенной безопасности страны, которые зависят как от внутренней, так и от внешней политики государства и в значительной степени определяют сте-пень национальной безопасности. тех задач, которые в соответствии с федеративным договором от-несены к ведению федеральных органов власти. Вместе с тем, исходя из уровня экономического и социального развития, безработицы, экологической обстановки в регионах, возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах. Централизованные средства (суб-венции) из федерального бюджета предусматривается выделять регионам лишь на достижение таких целей, которые невозможно решать за счет других источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, ре-шение критических социальных проблем), а также на реализацию государственных региональных программ. Основная цель регионального аспекта социальной политики заключается в недопущении возникновения в регионах острых социальных конфликтов, снятии напряженности в районах повы-шенной социальной опасности. К таким требующим повышенного внимания районам относятся районы нового хозяйственного осво-ения с суровыми природными условиями, старопромышленные районы со структурной безработицей и общей экономической депрессивностью, аграрным перенаселением (Северный Кавказ), территории с недостаточной финансово-экономической базой для устойчивого социального развития (Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан). Особое внимание намечается уделить также социальному развитию районов проживания малочисленных народов. Основным источником финансирования региональных социальных программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местные бюджеты. В целях поддержки малообеспеченных групп населения уже сформированы Республиканский федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения. Ос-новными средствами реализации социальной политики будут пре-доставление бюджетных и внебюджетных субсидий, установление более высоких уровней заработной платы работникам бюджетных отраслей, доплат к пенсиям, пособиям и т. п. В области инвестиционной политики в условиях сокращения государственных централизованных капитальных вложений глав-ный упор должен быть сделан на создание условий для привле-чения частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компаний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие ра-ционализировать территориальную структуру производства, спо-собствующие повышению уровня комплексности хозяйства реги-она и решению важнейших народнохозяйственных задач. В целях повышения инвестиционной активности в регионах предусматривается выплата инвестиционных премий за сооруже-ние объектов, практиковать гарантии на ссуду, оказывать помощь в приобретении земель под строительные площадки, способст-вовать предоставлению льготных кредитов на инвестирование, созданию территориальных и межпроизводственных консорциумов, акционерных обществ для завершения ранее начатого строитель-ства объектов, в которых заинтересованы территории. Методом стимулирования экономики в условиях экономичес-кого кризиса, воздействующим на оживление темпов роста про-изводства, а также на осуществление структурной перестройки, будет использование инвестиционного налогового кредита для по-ощрения капиталовложений в слабые районы и прогрессивные отрасли, требующие новых инвестиций. Важное место отводится налоговым и амортизационным льго-там в целях стимулирования структурной перестройки экономики регионов. Определяющее значение региональный аспект имеет для ре-формирования внешнеэкономической деятельности. В настоящее время в этой сфере создалось такое положение, когда под давлением руководства отдельных республик, областей правительство предо-ставляет соответствующим местным администрациям ряд льгот и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспорт-ных пошлин, обязательной продаже экспортерами части валютной выручки органам исполнительной власти. В результате этой мало-упорядоченной деятельности существенно увеличивается несба-лансированность бюджета, осложняется общероссийское регулиро-вание внешнеэкономической деятельности. Поэтому необходимо пересмотреть условия деятельности регионов на внешнем рынке, создавая примерно равные возможности для всех регионов. Это не означает ущемления прав субъектов Федерации в самостоятельном осуществлении внешнеэкономической деятельности, а направлено на обеспечение экономической безопасности России. Исключе-ния должны распространяться главным образом на создаваемые свободные экономические зоны. Учитывая, что влияние регионального фактора будет усили-ваться, уже сейчас необходимо принять специальные законода-тельные или нормативные акты, в которых следует установить единые правила предоставления в исключительных случаях льгот и преимуществ отдельным регионам в сфере внешнеэкономичес-кой деятельности. Проекты этих актов следует обсудить как зако-нодательным органам, так и федеральным и местным органам исполнительной власти. Важное значение также придается раз-работке взаимоувязанных программ развития экспортных воз-можностей регионов России, их интеграции в общенациональной программе развития внешнеэкономической деятельности. Социально-экономические особенности регионов не только требуют разработки регионально дифференцированных мер реа-лизации экономических реформ, но и обусловливают минималь-ные требования к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильности, надежности социально-экономической и политической систем Российской Федерации. Необходимость госу-дарственной поддержки кризисных и слабоосвоенных регионов, а также обеспечения межрегиональных коммуникаций предопре-деляет довольно значительный объем централизованных инвести-ций. Поддержание минимального уровня жизни населения во всех регионах (даже независимо от их экономического положения) тре-бует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средств и соответствующего формирования федеральной налоговой системы. На современном этапе экономического развития рыночные структуры в регионах в основном сформированы и функционируют. К их числу относятся: налоговая, банковская, складская и торгово-сбытовая, службы занятости и др. Однако они пока еще не в полной мере отвечают рыночным требованиям, поэтому в насто-ящее время стоит задача дальнейшего их совершенствования. В условиях углубления экономической реформы важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и регулирование процессов занятости. 3.2.
|