Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления региональной политики государства






Региональная политика (РП) — важная составная часть эконо-мической политики государства. Она охватывает комплекс раз-личных законодательных, адми+нистративных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными

органами власти и направленных на регулирование процессов раз-мещения производительных сил.

Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим раз-витием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и охватывает следующие основные направ-ления:

1) определение соотношения движущихся сил регионального
развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и
частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы раз-
вития региона и средства);

2) соотношение общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управленияэкономикой;

3) подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

 

4) национально-экономические вопросы (в условиях много-
национального государства);

5) проблемы урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти.

Отношение государства к каждому из этих направлений и кон-кретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содер­жание региональной политики государства.

Содержание региональной политики практически во всех раз­витых странах (проводящих активную региональную политику) имеет общие черты:

• освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных* промышленных районов;

• децентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производства;

• образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленности.

Без осуществления такой политики диспропорции как в реги-ональном плане, так и в масштабе всей страны будут возрастать.

Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это связано с тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

В развивающихся странах направления региональной политики охватывают следующий круг проблем:

• интеграция всех районов страны в единый национальный
рынок;

• смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов;

• смягчение противоречий между городом и деревней, регулирование процесса урбанизации;

• возможно более полное освоение природных и людских ресурсов;

• рациональное размещение новых промышленных проектов.

Значение и содержание региональной политики

Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невоз-можен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.

В качестве особо важных следует выделить такие задачи, как:

• нормализация экологической ситуации;

• адаптация беженцев и вынужденных переселенцев, создание
новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах вселения;

• нормализация ситуации в регионах с критическим положением на рынке труда;

• решение проблемы гиперурбанизации — устранение перегруженности крупных городов производственными объектами,
населением, чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов.

Изменение содержания региональной политики ставит перед региональной экономикой новые теоретические задачи. Так, не-обходимо выработать четкие критерии отнесения регионов к числу проблемных или, как их еще называют, территорий приоритетного развития.

Включение задач, форм, методов региональной политики в программы экономических реформ усиливает в них такие прин-ципы, как долгосрочность (так как основные задачи региональной политики требуют для своей реализации длительного временного этапа), активное государственное регулирование, социальная при-оритетность. К. этому следует добавить, что региональная политика, которая может осуществляться только во взаимодействии многих ее участников, способствует сплочению нации.

Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, раскрытия и развития их целевых способностей и пред-приимчивости с учетом территориальной специфики.

Цель региональной политики включает систему подцелей, со-стоящую из трех групп.

Социальные формирование в регионах слоя частных собст-венников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социаль-ная защита населения и развитие объектов социальной инфра-стуктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов.

Экономические территориально ориентированная приватиза­ция, проводимая темпами, учитывающими специфические особен­ности, присущие каждому региону России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных, хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонопо­лизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних

предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях.

Экологические содействие восстановлению эколого-экономи-ческого равновесия в легкоранимых регионах на основе распрост-ранения экологически чистых (безотходных) технологий; привле-чение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.

Стратегические задачи региональной политики зависят от ре-шения следующих проблем:

• рационального сочетания принципов формирования нового экономического механизма федеративных отношений и направлений совершенствования рационального хозяйственного механизма в условиях рыночной экономики;

• разработки вариантов и сценариев выхода России и ее регионов из кризиса, максимально используя имеющиеся благоприятные предпосылки и проводя постепенную переспециализацию в условиях рынка;

• выбора региональных приоритетов экономического и социального развития, которые должны учитываться при проведении селективной, финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики России;

• реализации крупнейших региональных программ с участиемчастных инвесторов;

• внедрения системы государственного и рыночного регулирования и стимулирования территориального развития на базе различных форм собственности, включая негосударственный сектор экономики.

Естественно предположить, что в результате резкого изменения политического и социального укладов страны стратегические за-дачи не могут быть реализованы в течение короткого временного этапа. Практика реформирования российского общества служит наглядным подтверждением этого тезиса. Происходит постоянная апробация различных методов достижения конечных (и даже про-межуточных) целей, их трансформация, а в ряде случаев и их переориентация. Это наглядно просматривается и на примере от-ношения государства к развитию промышленности (от полного отказа до возвращения к контролю за ее развитием и регулирова-нию структурной перестройкой) и к постоянному изменению во взаимоотношениях федерального центра с субъектами Федерации.

В первые годы экономических реформ, в период надежд на регулирующие возможности «стихийного» рынка, практически не уделялось внимание экономической и техногенной безопасности страны, которые зависят как от внутренней, так и от внешней политики государства и в значительной степени определяют сте-пень национальной безопасности.

тех задач, которые в соответствии с федеративным договором от-несены к ведению федеральных органов власти.

Вместе с тем, исходя из уровня экономического и социального развития, безработицы, экологической обстановки в регионах, возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах. Централизованные средства (суб-венции) из федерального бюджета предусматривается выделять регионам лишь на достижение таких целей, которые невозможно решать за счет других источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, ре-шение критических социальных проблем), а также на реализацию государственных региональных программ.

Основная цель регионального аспекта социальной политики заключается в недопущении возникновения в регионах острых социальных конфликтов, снятии напряженности в районах повы-шенной социальной опасности. К таким требующим повышенного внимания районам относятся районы нового хозяйственного осво-ения с суровыми природными условиями, старопромышленные районы со структурной безработицей и общей экономической депрессивностью, аграрным перенаселением (Северный Кавказ), территории с недостаточной финансово-экономической базой для устойчивого социального развития (Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан). Особое внимание намечается уделить также социальному развитию районов проживания малочисленных народов.

Основным источником финансирования региональных соци­альных программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местные бюджеты. В целях поддержки малообеспеченных групп населения уже сформированы Республиканский федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения. Ос-новными средствами реализации социальной политики будут пре-доставление бюджетных и внебюджетных субсидий, установление более высоких уровней заработной платы работникам бюджетных отраслей, доплат к пенсиям, пособиям и т. п.

В области инвестиционной политики в условиях сокращения государственных централизованных капитальных вложений глав-ный упор должен быть сделан на создание условий для привле-чения частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компаний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие ра-ционализировать территориальную структуру производства, спо-собствующие повышению уровня комплексности хозяйства реги-она и решению важнейших народнохозяйственных задач.

В целях повышения инвестиционной активности в регионах предусматривается выплата инвестиционных премий за сооруже-ние объектов, практиковать гарантии на ссуду, оказывать помощь в приобретении земель под строительные площадки, способст-вовать предоставлению льготных кредитов на инвестирование, созданию территориальных и межпроизводственных консорциумов, акционерных обществ для завершения ранее начатого строитель-ства объектов, в которых заинтересованы территории.

Методом стимулирования экономики в условиях экономичес-кого кризиса, воздействующим на оживление темпов роста про-изводства, а также на осуществление структурной перестройки, будет использование инвестиционного налогового кредита для по-ощрения капиталовложений в слабые районы и прогрессивные отрасли, требующие новых инвестиций.

Важное место отводится налоговым и амортизационным льго-там в целях стимулирования структурной перестройки экономики регионов.

Определяющее значение региональный аспект имеет для ре-формирования внешнеэкономической деятельности. В настоящее время в этой сфере создалось такое положение, когда под давлением руководства отдельных республик, областей правительство предо-ставляет соответствующим местным администрациям ряд льгот и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспорт-ных пошлин, обязательной продаже экспортерами части валютной выручки органам исполнительной власти. В результате этой мало-упорядоченной деятельности существенно увеличивается несба-лансированность бюджета, осложняется общероссийское регулиро-вание внешнеэкономической деятельности. Поэтому необходимо пересмотреть условия деятельности регионов на внешнем рынке, создавая примерно равные возможности для всех регионов. Это не означает ущемления прав субъектов Федерации в самостоятельном осуществлении внешнеэкономической деятельности, а направлено на обеспечение экономической безопасности России. Исключе-ния должны распространяться главным образом на создаваемые свободные экономические зоны.

Учитывая, что влияние регионального фактора будет усили-ваться, уже сейчас необходимо принять специальные законода-тельные или нормативные акты, в которых следует установить единые правила предоставления в исключительных случаях льгот и преимуществ отдельным регионам в сфере внешнеэкономичес-кой деятельности. Проекты этих актов следует обсудить как зако-нодательным органам, так и федеральным и местным органам

исполнительной власти. Важное значение также придается раз-работке взаимоувязанных программ развития экспортных воз-можностей регионов России, их интеграции в общенациональной программе развития внешнеэкономической деятельности.

Социально-экономические особенности регионов не только требуют разработки регионально дифференцированных мер реа-лизации экономических реформ, но и обусловливают минималь-ные требования к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильности, надежности социально-экономической и политической систем Российской Федерации. Необходимость госу-дарственной поддержки кризисных и слабоосвоенных регионов, а также обеспечения межрегиональных коммуникаций предопре-деляет довольно значительный объем централизованных инвести-ций. Поддержание минимального уровня жизни населения во всех регионах (даже независимо от их экономического положения) тре-бует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средств и соответствующего формирования федеральной налоговой системы.

На современном этапе экономического развития рыночные структуры в регионах в основном сформированы и функционируют. К их числу относятся: налоговая, банковская, складская и торгово-сбытовая, службы занятости и др. Однако они пока еще не в полной мере отвечают рыночным требованиям, поэтому в насто-ящее время стоит задача дальнейшего их совершенствования.

В условиях углубления экономической реформы важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и регулирование процессов занятости.

3.2.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал