Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональные аспекты экономической, социальной и экологической политики






Стратегия долгосрочного развития страны. Региональная политика государства и ее главные цели. Экономическая, социальная и экологическая политика развития регионов. Укрепление федеративных отношений. Федеральный и региональный уровни реализации политики. Корректировка стратегии регионального развития.

Государственная политика выражает стратегическую и тактическую ориентацию многообразной деятельности государ­ства, устанавливает ее основные цели, задачи и направления (по­литика экономическая, социальная, техническая и т. д.).

Глобальной целью стратегии социально-экономического разви­тия Российской Федерации, вытекающей из Концепции долго­срочного развития, выдвигается радикальное улучшение качества жизни населения. Для ее достижения намечается обеспечить при­емлемые жизненные стандарты для всех категорий граждан, фор­мирование демократического государства, создание эффектив­ной конкурентоспособной экономики и достойное место России в мировом сообществе.

На первом этапе (2000—2003 гг.) экономический курс нацели­вается на углубление структурных реформ, укрепление рыночно­го начала в экономике, преодоление диспропорций и завершение переходного периода. Одним из важных направлений курса со­храняется активное содействие социально-экономическому раз­витию регионов, в том числе снижению дифференциации уровня жизни населения в региональном разрезе.

Второй этап (2004-2007 гг.) должен характеризоваться уско­ренным развитием на основе достигнутых структурных сдвигов в экономике. Прежде всего речь идет о максимально возможном ускоренном обновлении материально-технической базы, резком повышении эффективности и конкурентоспособности произ­водства.

Для выхода России на адекватные ее потенциалу позиции в мировой экономике необходимо достижение темпов экономиче­ского развития, по крайней мере вдвое превышающих среднеми­ровые.

На третьем этапе (2008—2015 гг.) приоритетом устанавливает­ся обеспечение долгосрочного экономического равновесия, ха­рактеризующегося стабильными темпами роста и постоянным обновлением технологической и производственной структур эко­номики. Предполагается, что это станет основой достижения главной цели - ускоренного роста уровня жизни всех слоев насе­ления.

Реализация указанных радикальных установок, несомненно, потребует сочетания традиционных, «постепенных» рыночных механизмов с активными «прорывными» методами государствен­ного регулирования экономики, в том числе на региональном уровне.

Под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов и всей региональной системы, а также механизм их реализации.

Научной основой региональной политики служит система объективных законов и факторов территориального формирова­ния экономики в сочетании с научными принципами управле­ния. Реализуется политика методами законодательного обеспече­ния, анализа, прогнозирования и программирования, бюджетно­го планирования, государственной поддержки регионов.

Основными положениями региональной поли­тики в Российской Федерации (1996 г.) выдвигаются ее следующие главные цели: обеспечение экономических, со­циальных, правовых и организационных основ федерализма, создание единого экономического пространства; гарантирова­ние социальных прав граждан, обеспечение единых минималь­ных социальных стандартов независимо от экономических воз­можностей регионов; выравнивание условий регионального социально-экономического развития; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; максимальное использование природных и других особенностей регионов.

Для рыночных условий особенно важно укрепление норма­тивно-законодательным путем равноправных бюджетных и нало­говых отношений Федерации, регионов и мест.

В области региональной экономической политики деятельность федеральной и региональных властей концентрируется на содей­ствии:

• развитию и углублению экономической реформы, формиро­ванию во всех регионах благоприятной рыночной обстановки, многоукладной конкурентоспособной экономики, становлению региональных и общероссийского рынков товаров, труда и капи­тала;

• сокращению чрезмерно глубоких различий в уровнях соци­ально-экономического развития регионов, поэтапному созданию условий для укрепления в них собственной экономической базы, повышения народного благосостояния;

• достижению экономически и социально оправданного уров­ня региональной комплексности, рационализации структуры хо­зяйства;

• установлению тесных связей регионов России и государств-участников СНГ;

совершенствованию экономического районирования страны.

Региональная экономическая политика конечной целью име­ет достижение в развитии регионов баланса между эконо­мической и социальной результативностью. Главная задача — создание устойчивой конкурентной эконо­мики в каждом регионе.

В области региональной политики в социальной сфере государ­ство обеспечивает в регионах:

• противодействие ухудшению демографической ситуации;

• предотвращение обнищания населения и минимизацию от­рицательных последствий безработицы, сдерживание процесса имущественного расслоения;

• сохранение относительной стабильности в сфере занятости, создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потре­бительской сфере и рыночной инфраструктуре;

• содействие развитию и совершенствованию образования и т.д.

Важнейшие задачи региональной политики - создание проч­ной основы для повышения уровня жизни населения во всех ре­гионах и государственная поддержка малоимущих слоев населе­ния, особенно в регионах и центрах, лишенных возможностей осуществить ее собственными силами. Социальный рынок воз­можен только при государственном регулировании экономики. Капитал не может иметь «социальную ориентацию», он всегда ориентируется на прибыль, хотя частью ее вынужден поступаться (под государственным воздействием) для увеличения социальных расходов.

Достижение этих целей обеспечивается реализацией трех ос­новных механизмов: выравниванием условий бюджетного фи­нансирования социально значимых расходов; поддержкой соци­ального развития проблемных регионов; адаптацией социальных реформ к условиям экстремальных регионов, особенно зоны Се­вера.

Бюджетное выравнивание является главным инструментом реализации региональной социаль­ной политики, использование которого осуществляется в рамках общего механизма межбюджетных отношений на базе принципов бюджетного федерализма. Посредством бюджетного выравнивания решаются такие проблемы, как: разграничение от-

 

ветственности между Федерацией и ее субъектами за финансиро­вание социально значимых расходов; оценка реальных потребно­стей регионов в бюджетных ресурсах на основе системы социаль­ных стандартов и нормативов; выработка критериев для опреде­ления объема федеральной помощи по текущим социальным расходам; определение форм и условий оказания финансовой поддержки.

Поддержку социальных реформ и социального развития про­блемных регионов, включая экстремальные, предполагается про­водить путем предоставления этим регионам особого статуса и оказания помощи, как правило, в рамках специальных федераль­ных программ В области региональной экологической политики выдвигаются в число приоритетных направлений:

• экологически обоснованное размещение производительных сил;

• безопасное для экологии развитие промышленности, сель­ского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяй­ства;

• рациональное использование природных ресурсов;

• предупреждение возникновения противоречий в экологиче­ски неблагоприятных регионах между развитием производитель­ных сил и сохранением экологического равновесия;

• обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов;

• совершенствование управления в области охраны окружаю­щей среды.

Главная задача - поддержание нормального состояния окру­жающей природной среды.

Рыночные условия, обостряющие противоречия между инте­ресами общества и хозяйствующих субъектов, требуют особого внимания к важнейшей области таких противоречий — экологи­ческой безопасности и охраны окружающей среды.

Экономический механизм охраны окружающей при­родной среды заключается в: планировании и финансировании природоохранных мероприятий; в установлении лимитов ис­пользования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязня­ющих веществ в окружающую природную среду и размещения от­ходов; в утверждении нормативов оплаты и размеров платежей за использование природных ресурсов; в предоставлении предприятиям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении дру­гих эффективных мер по охране окружающей природной среды; в возмещении в установленном порядке вреда, причиняемого окру­жающей природной среде и здоровью человека.

Региональная политика в нашей стране неразрывно связана с федеративными отношениями: защитой и обеспечением интересов Российской Федерации в целом, сохранением единства и терри­ториальной целостности государства; децентрализацией власти, расширением полномочий властных органов регионов; при укреплении федерального центра; выравниванием реальных прав и компетенций субъектов Федерации; сочетанием государствен­ной поддержки отдельных регионов со стимулированием в них государством экономической активности, что обеспечивает их подлинную самостоятельность.

С учетом национально-этнических особенностей, региональ­ная политика призвана формировать модель федерального уст­ройства, отвечающего современным социально-экономическим, политическим реалиям и историческому опыту России и направ­ленной на обеспечение территориальной целостности государст­ва и его безопасности.

Особая стратегическая проблема России, приобретающая яр­ко выраженный не только правовой, но и региональный характер, — укрепление экономических основ федеративного государства. В ее решении центральное место отводится фак­тору экономической заинтересованности всех субъектов быть в составе Федерации, чему способствует стимулирование интегра­ционных процессов и реализация их выгод.

Все указанные политические установки учитываются и уточ­няются в процессе практической деятельности властных органов на федеральном и региональном уровнях. В первом случае упор де­лается на стратегию и темпы преобразования социально-хозяйст­венной структуры страны по ходу экономической реформы, во втором - на обоснование направления развития экономики и со­циальной сферы в регионах - субъектах Федерации различных видов и типов: депрессивных, опорных и т. д.

При региональном анализе и прогнозировании, разработке программ развития регионов закладываются вытекающие из ре­гиональной политики критерии и показатели:

• приоритетных направлений регионального развития в раз­личных областях и сферах (экономика, социальный сектор, эко­логия и т. д.);

• региональных особенностей проведения экономической ре­формы в регионах, различающихся по генезису и состоянию хо­зяйства согласно выработанной типологии.

Рыночные отношения вызывают существенные изме­нения в традиционной стратегии регионального развития.

При сохранении в современной геополитической обстановке приоритета военно-стратегических интересов и оптимизации об­щегосударственного эффекта, для специализации регионов но­выми ориентирами выдвигаются удовлетворение рыночного спроса и обеспечение конкурентоспособности различных произ­водств. В развитии предпринимательства, особенно инвестирова­ния, все более активная роль отводится районам с хорошей ин­фраструктурой, расположенным близ устойчивых рынков сбыта, обеспеченным квалифицированной рабочей силой. К ним преж­де всего относятся центральные, северо-западные и волго-ураль-ские районы, к тому же располагающие на своих оборонных предприятиях высокими технологиями.

В отношении восточных и северных районов принимаются во внимание сокращение у них круга конкурентоспособных произ­водств, за исключением добывающих, а также высокоэнергоемких отраслей, перерабатывающих минеральное сырье и древесину.

Большая часть территории России расположена в высоких и средних широтах. Поэтому программа освоения районов Севера остается одним из узловых пунктов региональной стратегии России. Приобретает особую актуальность установка на укрепле­ние транспортно-экономических связей со всей страной, в том числе с отдаленными районами, имеющими выгодное геополити­ческое положение. Это прежде всего Дальний Восток и Калинин­градская область, которые нуждаются в развитии инфраструктур­ных систем, обеспечивающих выход России на мировой рынок.

Переход к рынку обострил внимание к проблемным регио­нам, вызвал необходимость в их сильной государственной под­держке. Так, для депрессивных регионов (порожденных кризи­сом, но имеющих достаточный потенциал) она направляется в первую очередь на привлечение инвестиций в целях реструктури­зации экономики. Государство намерено обеспечить приоритет-

ное развитие регионов, имеющих важнейшее стратегическое зна­чение.

Кроме общих установок региональной политики в работе по выработке мер развития каждого района принимаются во внима­ние важнейшие требования, относящиеся к соответствующим ре­гионам вышестоящего ранга (крупные экономические районы) или зонам (Крайний Север, Сибирь и т. д.). Однако общие цели и задачи региональной политики не могут в одинаковой степени относиться ко всем регионам и должны конкретизироваться по их проблемным типам.

В связи с затяжкой выхода страны из кризиса и недостаточной эффективностью реализуемых мер экономического и социально­го развития, все большую актуальность принимает вопрос о кор­ректировке курса экономической реформы. Корректировка или смена курса (модели) реформы связаны с усилением государст­венного управления экономикой вплоть до активного сочетания рыночных механизмов с индикативными планами. Без этого не­возможно коренное улучшение положения в регионах, укрепле­ние безопасности и целостности страны.

Для ускорения подъема регионов и всей страны нужны «про­рывные технологии» с российской спецификой. Это могут быть меры в форме госрегулирования (соединение преимуществ плана и рынка), широкое использование уникального географического положения (для коммерческих транзитных сообщений между ми­ровыми центрами промышленности и торговли) и многое другое. Тем более, что у нас имеется ценный отечественный опыт таких «прорывов» в экономике (нэп, индустриализация), обороне (до­стижение военного паритета с США) и т. д.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал