Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции регионального управления.






Функции регионального менеджмента как конкретные формы воздействия на экономические, социальные, экологические, политические и другие процессы в регионе можно дифференцировать по назначению и содержанию. Такая дифференциация опирается на сущность и социальную ориентацию регионально го менеджмента как инструмента рыночной экономики.

Многообразие функций регионального менеджмента опосредуется широким кругом его задач, рассмотренных ранее. При этом выделяют следующие основные функции: целеполагание, регулирование и стимулирование.

Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-эко­номического развития региона и разработкой региональных целевых программ. Учитывая, что главной целью социально ориентированной рыночной экономики является воспроизводство ус­ловий, обеспечивающих высокий уровень жизнедеятельности человека, функция целеполагания реализуется в процессе экономи­ческой и социальной трансформации хозяйства региона, обоснования направлений его реструктуризации. Особое значение эта функция приобретает в переходный период, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на российском и мировом рынках, вписываться в межрегиональные и мирохозяйственные экономические связи и рыночные отношения.

Функция регулирования в региональном менеджменте реализуется в основном в системе объектов, относящихся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регио­нов. В реализации функции регулирования могут использоваться методы как прямого, так и опосредованного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объ­екты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться, поскольку объем и полнота реализа­ции функции регулирования находятся в определенной зависи­мости от степени зрелости рыночных отношений и их внедре­ния в хозяйство региона. Например, предприятия автомобиль­ного транспорта, являющиеся собственностью субъектов Феде­рации, могут быть переданы на договорных условиях акционер­ному обществу, сданы в аренду любому хозяйствующему субъек­ту. В этом случае объем функции регулирования снизится, а са­ма функция субъекта управления будет сведена, по сути, к кон­тролю за соблюдением договорных обязательств.

В условиях перевода хозяйства регионов на рыночные отноше­ния особое место в региональном менеджменте отводится функ­ции стимулирования. Это связано, прежде всего, с ограниченностью использования в региональном менеджменте методов непосредственного воздействия. В многоукладном хозяйстве региона функ­ционируют предприятия и организации, относящиеся к самым раз­ным формам и видам собственности— федеральной, региональ­ной, муниципальной, коллективной, частной и др. Но методы не посредственного воздействия регионального менеджмента правомерны лишь в отношении объектов региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия, и прежде всего, стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.

Стимул, как известно, — активный побудитель деятельности предприятий и организаций любых форм собственности. Стимулируюшая функция регионального менеджмента дает субъекту управления мощные средства для реализации интересов региона, муниципальных образований, предприятий и организаций, социальных групп. Таким образом, сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территории региона. Так, администрация области не может обязать предприятие, относящееся к федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства, например, для строительства какого-либо объекта (даже социально значимого и необходимого) обще регионального значения. Однако администрация области может заключить с этим пред приятием договор, в соответствии с которым предприятие обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а администрация создаст ему определенные стимулирующие условия хозяйствования — освободит от налога на прибыль (части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энергопользования и т.д.

Рассматривая функциональную структуру регионального менеджмента, следует хотя бы кратко остановиться на проблеме взаимодействия функций субъектов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Как отмечалось ранее, перераспределение и взаимодействие функций указанных субъектов управления осуществляется на основе принципа выделенной компетенции.

Этот принцип, в корне отличающийся от традиционного принципа разграничения функций, не получил освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Дальнейший отказ от использования указанного принципа в российской практике peгиональных реформ — это мощный фактор их сдерживания.

Следует отметить, что и в условиях планово-директивной системы управления хозяйством регионов проблема разграничения функций всегда стояла очень остро. К сожалению, от старой болезни не могут пока избавиться и высшие органы государственной власти новой России, пытаясь искусственно разграничить функции управления между исполнительными и законодательными (представительными) органами, между регионами и центром, между субъектами федерации и муниципальными структурами.

Между тем в странах с рыночной экономикой давно отказались от принципа разграничения функций, взяв на вооружение его противоположность — принцип выделенной компетенции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.

Кардинальное отличие принципа выделенной компетенции заключается в том, что если в российской практике разграничение функций осуществляется между различными сферами деятельности и между различными отраслями хозяйства, то в зарубежной — каждый субъект хозяйствования наделяется определенной компетенцией в сфере деятельности или в каждой отрасли хозяйства.

В России, например, в сфере образования все субъекты управления (федеральные, региональные, муниципальные) занимаются всеми ее объектами. Руководство общеобразовательной средней школой осуществляют министерства (в республиках), краевые (областные) управления или департаменты образования, районные (городские) отделы народного образования.Таким образом, в условиях, казалось бы, четкого разграничения функций между сферами внутри этих сфер у нас действует принцип «все занимаются всем». Например, в странах Западной Европы муниципалитет несет ответственность только за состояние средней школы. В нашей стране, «если на территории какого-либо города или района находится вуз или профессионально-техническое училище, то глава местной администрации несет за них ответственность наравне с региональными и федеральными органами управления: Необходимость реализации принципа выделенной компетен­ции обусловлена ограничивающими факторами рыночного регу лирования регионального и муниципального хозяйства. Региональный и муниципальный менеджмент сами по себе не гарантируют социально-экономическую стабильность в стране устраняют дифференциации уровней и качества жизни населения регионов и муниципальных образований. В этих условиях принцип выделенной компетенции становится одним из эффективных инструментов реализации государственной региональной социально-экономической политики. Как отмечалось, компетенция субъектов управления каждого уровня в странах Западной Европы закреплена соответствующими законами.

Например, в Германии принцип выделенной компетенции реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном (земля) и локальном (коммуна). Их субъекты управления осуществляют функции в строгом соответствии с принципом выделенной компетенции и объемом средств, предназначенных для реaлизации этих функций. Анализ данных, приведенных в табл. 6.2, позволяет еще раз убедиться в целесообразности использования принципа выделенной компетенции в процессе формирования и развития механизма взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления.

  1. Региональная бюджетно-налоговая система.

Бюджетные отношения региона представляют собой часть фи­нансовых отношений государственных органов власти с государ­ственными, акционерными и частными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централи­зованного фонда денежных ресурсов. Бюджет региона является формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функций орга­нов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресур­сов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов.

Основные функции, которые призвана выполнять бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом:

• создание условий повышения уровня и качества жизни на­ селения региона;

• содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на терри­тории региона;

• развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администра­ции, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

• выравнивание условий предпринимательства в территори­альных образованиях региона путем развития производ­ственной, социальной и рыночной инфраструктур.

Эти функции носят общий характер и действенны в любых странах и условиях. На определенном этапе эти функции могут претерпевать видоизменения, могут появиться новые задачи, выз­ванные особенностями переходной экономики.

Принципы формирования бюджетной системы региона. Концеп­ция формирования финансовой политики основана на признании необходимости формирования таких финансовой базы региона и системы налогообложения, которые способствовали бы развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры и одновре­менно обеспечивали бездефицитность бюджетов и достижение финансовой стабилизации и предпосылки последующего эконо­мического роста.

Бюджетная система региона включает в себя консоли­дированный бюджет и внебюджетные фонды.

Консолидированный бюджет региона включает в себя непосред­ственно сам бюджет региона, бюджеты городов регионального подчинения, а также консолидированные районные бюджеты, каждый из которых объединяет административно входящие в со­став района бюджеты местных органов власти.

Консолидированный бюджет региона (применительно к обла­сти) формируется за счет следующих налогов и сборов:

налога на прибыль (по ставке 22%: для бюджетных органи­заций — 19%, для брокерских организаций — 25, для бан­ков - 30%);

• налога на доходы видеосалонов;

• налога на доходы игорных домов;

• госпошлины за исключением госпошлины по делам, рассма­триваемым в судах, — 100%;

• НДС (кроме импорта) — 25%;

• акциза на спирт, водку и ликеро-водочные изделия — 50%;

• прочих акцизов, за исключением акцизов на нефть, бензин, газ, автомобили — 100%;

• налога на имущество предприятий, исчисленного по став­ке 1%;

• налога на имущество физических лиц — 100%;

• подоходного налога с физических лиц, удерживаемого налоговыми органами с граждан, имеющих предпринима­тельский доход, — 100%;

• подоходного налога с физических лиц, удерживаемого пред­приятиями, — 90%;

• транспортного налога—100%;

• платы за пользование природными ресурсами — 60% от об­
щей суммы поступления, в том числе в местные бюдже­ты — 30%;

• лесного дохода и платы за воду — 100%;

• отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы— 100%.

В структуре доходов консолидированного бюджета региона основное место занимает налог на прибыль (так, по Самарской области — 33, 0%). Далее, по мере убывания, следуют: НДС, по­доходный налог с физических лиц, сборы и разные неналоговые доходы, налог на имущество. Остальные доходы бюджета состав­ляют в его структуре менее 1/10

В структуре расходов основное место занимают расходы на социально-культурные мероприятия (42, 9%), на народное хозяйство капвложения, причем большую часть в расходах на народ­ное хозяйство составляют государственные дотации, а в них, в свою очередь, большую часть занимают расходы на жилищно-ком­мунальное хозяйство.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал