Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональные экономические прогнозы






Государственное регулирование рыночной экономики опирается на информацию о текущей хозяйственной конъюнктуре и на про­гнозы разносрочного экономического развития. Региональные экономические прогнозы - это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии эко­номики регионов и регионально-экономической структуры страны. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочного перио­дов, вытекает из долговременное™ территориальных проблем, их комплексного характера (экономический, социальный, экологи­ческий и другие аспекты), большого влияния макроэкономичес­кой политики на регионы.

Региональные средне- и долгосрочные проектировки в ком­плексных прогнозах (схемах) развития и размеще­ния производительных сил, схемах экономическо­го и социального развития и финансового состоя­ния регионов и т. п.1 дают государству и регионам ориентиры, позволяющие им лучше определить господствующие тенденции в формировании территориальной структуры национальной эко­номики, примерные количественные параметры социально-эко­номического развития, свое участие в общегосударственном и международном территориальном разделении труда.

Государственные прогнозы проходят законодательную апро­бацию, например, при утверждении федерального бюджета, в по­становлениях Правительства и т. д. Реализация прогнозных про­ектировок в регионах опирается на систему стимулов и санкций,

отраженную в нормативных актах, договорах и т. п. В основном прогнозы имеют индикативный (рекомендательный) характер.

При подготовке прогнозных материалов руководствуются об­щими положениями Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического раз­вития Российской Федерации» и специальными методическими рекомендациями. Отправными моментами прогнозирования яв­ляются руководящие положения, установки и рекомендации го­сударственной региональной политики на данном этапе и оценки возможного воздействия на развитие регионов основных терри­ториально-ресурсных предпосылок (факторов).

Обоснование перспективных направлений совершенствования региональной структуры национального хозяй­ства проводится исходя из стратегических целей и задач с учетом влияющих на их реализацию факторов. Для этого вырабатывает­ся соответствующая система качественных и количественных ха­рактеристик. В ней отражаются особенности перехода к рыноч­ным отношениям и интеграции России в мировое хозяйство при стабилизации ее экономического развития: формирование и эф­фективное использование производственного потенциала, воз­действие нового геополитического положения, состояние окру­жающей среды, необходимость коренных организационно-ры­ночных преобразований и т. д. Принимается во внимание боль­шая разнотипность российских регионов, территориальная диф­ференциация социально-экономических параметров.

Этот прогноз закладывается в основу совершенствования межрегиональных пропорций и связей национального хозяйства и реализуется с помощью административных и экономических регуляторов.

Применительно к регионам разных проблемных ти­пов разрабатываемые концептуальные положения и практичес­кие рекомендации включают весьма широкий круг вопросов:

• приоритеты и масштабы структурно-рыночных преобразо­ваний, возможные уровни развития в целом, а также важнейших секторов и отраслей многоукладной экономики;

• перестройка специализации, комплексного развития, инте­грации и межрайонных связей хозяйства;

• реконструкция производственно-технологической структу­ры и формирование крупных производственно-коммерческих объединений;

• направления сохранения и улучшения окружающей среды и. природных ресурсов;

• совершенствование внутрирайонной территориальной орга­низации производительных сил, формирование и развитие про­мышленных центров и городов, ТПК, технополисов и свободных экономических зон;

• формирование перечня ключевых региональных проблем экономического роста, структурных передвижек, социального развития и экологического оздоровления;

• вариантное определение обобщающих показателей дина­мичного развития экономики на новой институциональной и технологической базе;

• оценка экономической, социальной и экологической ре­зультативности, коммерческой, региональной и народнохозяйст­венной эффективности регионального развития на перспективу;

• выявление источников формирования финансовых, матери­альных и других ресурсов и первоочередных направлений инвес­тиций;

. • мероприятия по государственной поддержке приоритетных региональных проектов и программ и по стимулированию дело­вой активности частного предпринимательства.

При выработке рекомендаций о путях развития и размещения отраслей хозяйства, формирующих территориально-хозяйствен­ный комплекс, рассматриваются варианты их максимального (или оптимального) роста как на базе собственного производст­венного, научно-технического и ресурсно-сырьевого потенциала, так и с привлечением ресурсов других регионов, а также стран, в первую очередь СНГ. По важным видам промышленной и сель­скохозяйственной продукции прогнозируются зоны формирова­ния активного спроса и предложения и параметры их масштабов, ареалы региональных и зональных товарных рынков.

Предполагается, что такая система прогнозирования как ба­зовый инструмент регулирования территориальной структуры национального хозяйства и экономики регионов выполняет не только роль информационного индикатора тенденций регио­нального развития. Она отражает также индикативную (рекомен­дательную) сущность планирования рынка и может выполнять разрешительно-запретительные функции, «дирижируя» (через прямые и косвенные регуляторы) предпринимательско-инвестиционной деятельностью (при невмешательстве в нее по существу). Особенно ярко это выражено в прогнозных параметрах целе­вых комплексных программ.

В частности, создается возможность основательнее обеспе­чить социально-экономическое благополучие регионов, вырав­нивание региональных уровней, рационализацию межрайонных связей и т. п. Главная задача — ориентировать экономическую де­ятельность в регионах в соответствии с интересами общества, страны на основе темпов, пропорций и связей макроэкономичес­кого развития.

Региональные прогнозные разработки отличаются рядом специфических особенностей. Для них характерны отно­сительно узкий круг прогнозируемых параметров, меньшая до­стоверность и устойчивость в сравнении с экономическими пла­нами (при сравнительно широком механизме реализации), более общие показатели на верхнем (федеральном) уровне и конкрет­ные, детальные на нижеследующих (субъектов Федерации). В этих прогнозах отражена специфика регулирования рыночной экономики — сочетание механизма саморегуляции с администра­тивно-правовыми началами планомерности.

Методический арсенал региональных прогнозов довольно ши­рок. При обосновании прогнозных показателей используются ос­нованные на современной теории региональной экономики и ком­плексного размещения производства традиционные и новейшие методы экономического и технико-экономического анализа. Надо заметить, что они могут отражать не только чисто количественные, но и качественные методические приемы, обозначать направ­ления и способы реализации региональной стратегии и тактики. Указанный подход весьма распространен в схемах развития и размещения производительных сил, в других территориально-прогнозных разработках и соответствующих методических мате­риалах1.

Прямые методы прогнозирования опираются на закономер­ности изменения состояния данного объекта, косвенные — выво­дят его изменение из других явлений и процессов.

Проектировки на перспективу помимо факторного анализа могут базироваться на целевом (нормативном) или генетиче­ском (экстраполяция) методах. Рыночная экономика из-за ее неустойчивости затрудняет использование целевого подхода, од­нако интерес к нему сохраняется как на уровне страны, так и ре­гионов. Ибо при регулируемом рынке важное значение приобре­тают национальные и региональные цели, приоритеты и стандар­ты, достижение которых не только желательно, но нередко и крайне необходимо. Все же «рыночные» региональные прогнозы во многом сводятся к выявлению возникших и зарождающихся тенденций развития. При этом следует различать долговремен­ные стратегические цели и тенденции и ближайшие, требующие неотложных мер.

Системный подход в региональном прогнозировании затра­гивает прежде всего отношения страны и региона. В прогнозе можно идти дедуктивным путем, от общего к частному, от нацио­нального хозяйства к экономике отдельного региона (с использо­ванием преимущественно целевого метода). На практике в ры­ночных условиях более удобен индуктивный путь, от региона, его собственных предпосылок и тенденций развития (с применением в основном генетического подхода).

Обоснование строится по расчетной «цепочке»: отбор эффек­тивных отраслей — определение темпов их роста - дополнение вспомогательными производствами, включая инфраструктуру, — формирование целостного районного комплекса и оценка его эф­фективности — механизм реализации.

В основе концепции (замысла) развития региона всегда нахо­дятся его приоритетные, узловые проблемы. Районы Центра при­званы прежде всего использовать свои уникальные интеллекту­альные, информационные и высокотехнологичные ресурсы для развития отечественного научно-технического, наукоемкого по­тенциала. В Восточной Сибири узловая проблема - формирова­ние эффективного комплекса топливно-энергетической, лесной и энергоемких отраслей промышленности на базе дешевых кан-ско-ачинских углей, ангаро-енисейской гидроэнергии, рудных и лесных богатств для укрепления российского стратегического по­тенциала сырьевых и конструкционных материалов.

Традиционные и новые методы исследования региона «снизу» применяют, когда отсутствуют предварительные прогнозы по от­раслям и по стране в целом (обычно так и бывает в рыночной эко­номике). В этих случаях исходят из прогноза основных факторов региональной динамики (трудовые ресурсы, производственные фонды, природные богатства и т. д.). Учитываются ключевые ус­тановки политического и экономического курса государства (не­редко подкрепленные определенными стимулами), оценки ситу­ации в важнейших отраслях и в других регионах. Уже первая свод­ка таких проектировок по всем регионам дает определенную об­щую «картину» территориальной структуры национального хо­зяйства. Пользуясь ею, вносят коррективы и проводят новую сводку проектировок, т. е. вторую итерацию, и т. д. Ныне эти опе­рации на современных ЭВМ проводят весьма оперативно и до­стоверно.

Распространенным обобщающим способом прогнозирования является разработка сценариев будущего с вариантной проработ­кой на альтернативной основе, с использованием вероятностного подхода (т. е. с учетом предполагаемого воздействия тех или иных факторов). Некоторые авторы предлагают включать в сценарии схемы (матрицы) взаимодействия экономических, социальных, научно-технических и других интересов, возникающих при реше­нии региональной проблемы1.

Так, можно построить сценарий трех вариантов территори­ально- отраслевой структуры экономики страны: 1) при опережа­ющем развитии отраслей топливно-энергетического комплекса;

2) при форсировании отраслей машиностроения и высоких тех­нологий; 3) при доминировании отраслей потребительского комплекса. По каждому сценарию в разных регионах произойдут специфические структурные преобразования. Гипотетически при третьем сценарии хозяйственный комплекс Урала должен сильно «сжаться», а Северного Кавказа - «распрямиться», при втором — наоборот, а первый сценарий - это экономика колони­ального типа.

«Окончательные» (рекомендуемые) государственные прогнозы, в отличие от научных, одновариантны.

Указанные концептуальные методические подходы формали­зуются, реализуются вколичественных методах, техничес­ких приемах расчетов. Они используются в разных комбинациях, подразделяясь на четыре основные группы:

• методы экспертных оценок, в том числе метод Дельфи — вы­явление совпадающих оценок при автономном опросе экспертов;

• методы экстраполяции (использование генетического под­хода);

• графический способ, метод математических функций; при­ем, основанный на соотношении с эталоном и корреляционных связях; способ географических аналогов; сюда же примыкает сравнительно-оценочная методика с помощью индексов - терри­ториальных (база — средний уровень по стране) и динамических (база — уровень отчетного периода);

• нормативный метод (конкретизация целевого и сценарного подходов);

• балансовый и оптимизационный методы, включая экономи­ко-математическое моделирование.

Прогнозные расчеты параметров динамики и структуры эко­номики строятся обычно на основе факторного метода оп­ределения вначале влияния отдельных, а затем всех воздействую­щих факторов (например, рост производства в зависимости от увеличения производительности труда и численности работников и т. п.).

Учитывая специфику современной рыночной экономики, ее регулирование государством, рекомендуется оценку результа­тов регионального развития производить по трехкритериальной системе показателей - коммерческой, региональной и межрегиональной (народнохозяйственной) эффективности. Эффективность какой-либо формирующейся отраслевой составляющей территориального комплекса можно выявить из результатов предстоящих территориальных сдвигов размеще­ния отрасли с учетом региональных различий основных показа­телей (капиталовложений, заработной платы, производитель­ности труда и т. д.)

Важнейшим научным регионально-прогнозным документом является схема экономического и социального развития и финан­сового состояния региона (региональная схема). Она служит про­гнозом научно-рекомендательного характера, исследует наибо­лее важные социально-экономические проблемы республики, края, области, автономного округа. Схема обосновывает моби­лизацию местных ресурсов, пути выхода из кризиса, стабилиза­ции экономики и социальной сферы с учетом интересов населе­ния региона и стоящих перед страной текущих и долговремен­ных задач. В ней содержатся предложения о выделении про­граммных проблем и разработке целевых программ по данному региону (в настоящее время схемы не разрабатываются).

Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах - природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, вклю­чающий характеристики его функционирования, получения и ис­пользования доходов от распоряжения государственным имуще­ством, содержащий оценку эффективности использования феде­ральной и региональной собственности и т. д.

Данные долгосрочного прогноза должны закладываться в ос­нову подготовки прогнозов и программ на среднесрочную пер­спективу, а последние — в основу краткосрочных прогнозов и программ. Региональный аспект прогнозирования отражается в правительственных программах углубления экономической ре­формы, стабилизации и развития экономики России.

Методы общего и регионального прогнозирования в условиях рыночной экономики еще нуждаются в обсуждении и дополни­тельной разработке.

В 90-е годы проведен, главным образом силами СОПСа и его соисполнителей, ряд капитальных исследований по прогнозам ре­гионально-экономического развития1.

Комплексный прогноз развития и размещения производи­тельных сил Российской Федерации на период до 2000 г. с более детальной проработкой показателей на 1994—1995 гг., наряду с во­просами, которые ранее рассматривались в составе генеральных схем (предпосылки развития регионов, развитие и размещение межотраслевых комплексов, региональные экономические, со­циальные и экологические проблемы), охватил и новые пробле­мы. Это пути обеспечения России отдельными видами природ­ных ресурсов, добыча которых сконцентрирована в бывших со­юзных республиках; оценка влияния на размещение производи­тельных сил рыночных факторов (цены на топливо и энергию, транспортные тарифы, конкурентоспособность предприятий) и т. д. Наибольшее внимание уделено прогнозам социально-эконо­мического развития регионов (охвачены все субъекты Федера­ции), причем особо рассмотрены перспективы регионов различ­ных проблемных типов. Работа базировалась на материалах 40 от­раслевых схем и более чем 50 схем субъектов Федерации.

В исследованиях по сводным комплексным схемам развития и финансового состояния отраслевых комплексов, комплексным схемам экономического и социального развития и финансового состояния регионов, входящих в межрегиональные ассоциации, а также по прогнозированию территориального развития России до 2000 г. особое внимание уделялось новому направлению регио­нальной экономики — финансовому аспекту территориального развития. Анализировались и прогнозировались возможности от­раслей повысить в перспективе инвестиционную активность за счет собственных источников финансирования. По регионам оце­нивались возможности расширения налоговой базы и увеличения доходов региональных бюджетов за счет мобилизации местных ре­сурсов. Был сделан прогноз региональных товарных рынков.

Региональный аспект прогноза развития России на 1996— 2000 г. и на 1996-2005 гг. обосновал сырьевой, потребительский и постиндустриальный сценарии развития России, ориентирован­ные на различные отраслевые приоритеты и существенно разли­чающиеся по характеру воспроизводства. За основу принят ком­бинированный вариант, согласно которому до 2000 г. действует сложившаяся тенденция сырьевой направленности развития эко­номики, а в последующем на первый план начнут активно выдви­гаться отрасли потребительского комплекса. К концу прогнози­руемого периода появятся условия для успешного развития про­грессивных машиностроительных и химических производств.

В рамках комплексного проекта «Анализ и прогнозирование социально-экономического развития и состояния финансов в двухуровневой системе: федеральный центр - субъекты Федера­ции» (среди его основных разработчиков — ИЭ и ОПП СО РАН) велась работа над моделью материально-финансового баланса Российской Федерации и региональной макромоделью оценки и прогнозирования направлений экономической политики. Работа реализует «управленческий» вариантный подход к определению финансовых показателей регионов. С этой целью определяется система индикаторов экономического развития регионов и сис­тема управляющих показателей (размер тех или иных налогов, нормативы амортизационных отчислений и т. п.). Разработанные модели адаптируются к базам данных, построенным в системе на­циональных счетов. Тема исследования нацелена на формирова­ние полнокровных прогнозов территориального развития с взаи­моувязкой краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ори­ентировок и определением механизма согласования территори­ального аспекта развития Федерации с прогнозами ее субъектов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал