Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка стратегических программ социально-экономического развития региона.






Программирование развития экономики региона означает разра­ботку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуаль­ных проблем регионального развития. Программирование знаменует активное участие властных структур не только в опосредованном (косвенном) воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства. Этот процесс имеет мес­то во всех развитых странах мира. В основу программно-целевого подхода как инструмента про­ведения региональной администрацией целенаправленной поли­тики по решению проблем региона должна быть положена систе­ма программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при госу­дарственной поддержке.

Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и дру­гих мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, со­циального и культурного развития Российской Федерации.

Существуют федеральные, региональные и отраслевые про­граммы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые про­граммы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения конечных соци­ально-экономических целей.

Структурными элементами программно-целевого подхода в регу­лировании регионального развития являются установление целей социально-экономического развития; разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение со­гласования целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намеча­емых мер.

В качестве целевых установок регионального развития могут выступать задачи как общерегионального уровня (например, по­вышение эффективности функционирования экономики региона путем развития производственной инфраструктуры или создание условий для широкого развития предпринимательства), так и бо­лее узкого и частного характера (например, решение продоволь­ственной проблемы, прорыв на мировой рынок с товарами опре­деленного вида).

Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходи­мо учесть все многообразие ограничений на экономическое раз­витие региона, а именно: состояние природного фактора, совре­менную социально-демографическую ситуацию, прогноз социаль­ной напряженности в регионе и пр. Принципиальное значение имеет положение о том, что для стабильного развития региона нельзя ограничиваться только решением задач, имеющих преиму­щественно оперативный характер и связанных с функционирова­нием жизнеобеспечивающих систем и объектов. Необходимо ре­шать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование (модернизацию) экономики базы, развитие социальной среды.

В качестве обязательных выдвигаются следующие структурные элементы региональной комплексной программы:

• промышленная политика (подпрограмма модернизации эко­номики и реструктуризации предприятий);

• строительная политика (подпрограмма развития региональ­ной инфраструктуры, реконструкция коммуникаций);

• социальная политика (подпрограмма развития образования, здравоохранения, культуры).

Процедура разработки комплексных региональных программ опирается на апробированную и общепринятую в мировой прак­тике схему и предусматривает следующую последовательность действий:

• анализ социально-экономической ситуации в регионе, вы­явление проблем, определение их актуальности и социаль­ной значимости;

• формулировка проблем, подлежащих программному реше­нию, анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем;

• выделение основных целей, их ранжировка, построение «де­рева целей»;

• поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив), оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения);

• детализация и уточнение отобранных альтернатив;

• разработка взаимосвязанной совокупности мероприятий программы;

• разработка рекомендаций по реализации программы, оцен­ка последствий реализации программы.

Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рас­смотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование зат­рат на реализацию федеральных целевых программ и иных феде­ральных нужд в данном году. Вопрос о выделении финансовых и иных ограниченных ресурсов на реализацию федеральных про­грамм решается по рекомендации Министерства экономического развития и торговли, а также Министерства финансов на основе проектов бюджетных заявок, исходя из прогноза социально-эко­номического развития и проекта государственного бюджета.

Программа должна иметь четко фиксируемые начало и конец; при этом сроки программы позволяют осуществлять контроль за ее реализацией и оценить ее выполнение.

Программа, как правило, реализуется в несколько этапов. Дело в том, что с помощью данного метода управления задачи обычно решаются один раз и впервые в данной постановке, что предпо­лагает несколько равновероятностных исходов. В свою очередь, последнее обстоятельство заставляет разрабатывать запасные ва­рианты решения проблемы в случае неудачи на отдельных этапах реализации программы. В связи с этим широко применяется се­тевое планирование.

Методический инструментарий программно-целевого подхода включает широко использовавшиеся в прежние годы методы «де­рево целей», балансовых и технико-экономических расчетов, оп­ределения приоритетов, разработки вариантов и др., причем как в традиционном экономико-статистическом, так и в экономико-математическом исполнении.

Региональные программы должны базироваться на единой системе методов и показателей общенационального и терри­ториального регулирования, что обеспечивает сопоставимость этих уровней и возможность включения в программный и непрограмм­ный разрезы региональных разработок.

На стадиях научной разработки программы исключительно важен вариантный подход. Многовариантность позволяет надеж­но выявить и обосновать наиболее эффективные пути достижения программных целей. При этом надо различать ценность вариан­тов с количественными различиями показателей (вилка) и с прин­ципиальными качественными отличиями решений (альтернатива).

Для выявления оптимального варианта программы подходят такие критерии, как минимум времени реализации при заданных ограничениях на ресурсы и конечных показателях; минимум зат­рат на реализацию при фиксированных конечных показателях и времени реализации; минимум отклонения конечных показателей от установленных нормативов при заданных затратах и времени реализации.

Ограниченность финансовых, материальных и других ресурсов делает невозможной и нецелесообразной одновременную разра­ботку большого количества программ. Речь идет, таким образом, о непременном ранжировании и отборе наиболее актуальных и перспективных проблем из числа потенциальных.

Важной предпосылкой отбора проблем является их тщательное изучение и научное обоснование с единых методологических по­зиций. Для этих целей применим метод, который основан на ран­жировании проблем согласно количеству баллов, «собираемых» каждой проблемой по группам критериальных признаков, и их суммирование.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал