Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 2. Экспертные системы
1. Экспертные системы. 2. Составные части экспертной системы: база знаний, механизм вывода, механизмы приобретения и объяснения знаний, интеллектуальный интерфейс. Экспертная система (ЭС) – это программа, в которую заложены теоретические и практические знания высококвалифицированных специалистов в некоторой конкретной проблемной области и которая способна давать рекомендации по проблемам в этой области с высокой степенью надежности на уровне этих специалистов. Наиболее широкое применение ЭС нашли в химии (органика), медицине (диагностика), в технике (отыскание неисправностей оборудования) и в геологии.
Фейгенбаум соориентировался на органическую химию DENDRAL (система анализа масс-спектрограмм химических соединений).
- В этой системе знания - совокупность правил «если - то». - Использованы коэффициенты уверенности. - Система способна объяснять ход своих рассуждений. - Система выполняет сложную и обучающую работу.
Приобретение знаний путем обучения машин. Дуг Ленат создал машинную общающуюся систему EURISCO, которая автоматически улучшает и расширяет свой запас эвристических правил. Кроме того, что эта система выигрывала три года подряд в военной игре (несмотря на то, что правила игры каждый раз менялись, чтобы помешать ей это сделать), она смогла произвести переворот в области создания СБИС (сверхбольших интегральных схем), изобретя трехмерный узел типа И/ИЛИ.
Экспертная система рассматривается как результат создания в компьютере основанной на знаниях компоненты, соответствующей навыку эксперта, в такой форме, которая позволяет системе дать разумный совет или принять разумное решение о функции обработки данных.
База данных предназначена для временного хранения фактов или гипотез, являющихся промежуточными решениями или результатом общения системы с внешней средой, в качестве которой обычно выступает человек, ведущий диалог с экспертной системой.
База знаний предназначена для хранения экспертных знаний о предметной области, используемых при решении задач экспертной системой. База знаний содержит факты (или утверждения) и правила. Факты представляют собой краткосрочную информацию в том отношении, что они могут изменяться, например, в ходе консультации. Правила представляют более долговременную информацию о том, как порождать новые факты или гипотезы из того, что сейчас известно.
Машина вывода - механизм, который необходим для построения логических вычислений (механизм рассуждений, оперирующий знаниями и данными с целью получения новых данных из знаний и других данных, имеющихся в рабочей памяти). Для этого обычно используется программно реализованный механизм дедуктивного логического вывода (какая- либо его разновидность) или механизм поиска решения в сети фреймов или семантической сети. Существует 2 режима: - прямая цепочка рассуждений (использование фактов); - обратная цепочка рассуждений (подтверждение или опровержение фактов). Наиболее удачные системы используют комбинации этих способов рассуждений.
Экспертные системы имеют дело с ненадежными данными. В действительности существует много способов работы с неуверенностью в данных. Имеется нечеткая логика, байесовская логика, коэффициенты уверенности, многозначная логика. Но все же в большинстве баз знаний предусмотрена избыточность, позволяющая экспертной системе прийти к правильному заключению несколькими различными маршрутами и экспертные системы приходят к надежным заключениям.
Модуль приобретения знаний - это компонент, который автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, осуществляемый пользователем-экспертом. Он необходим для получения знаний от эксперта, поддержки базы знаний и дополнения ее при необходимости.
Интерфейс пользователя - диалоговый компонент, который ориентирован на организацию дружественного общения с пользователем как в ходе решения задач, так и в процессе приобретения знаний и объяснения результатов работы. Он должен соответствовать профессиональным интересам.
Контрольные вопросы: 1. Дайте определение экспертной системы. 2. Приведите примеры наиболее распространенных экспертных систем, дайте краткую характеристику. 3. Перечислите основные характеристики экспертных систем. 4. Опишите составные части экспертной системы. 5. Приведите классификации интеллектуальных систем.
|