Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пререквизиты и постреквизиты курса






Пререквизиты: Для более глубоких знаний в, необходимо изучение таких дисциплин как: общая педагогика, педагогическая психология, социальная педагогика, экспериментальная психология.

Постреквизиты: для освоения курса «Организация и планирование научных исследований в педагогике» входят следующие дисциплины: методика преподавания педагогики, методика преподавания психологии, методология и методы психолого-педагогических исследований.

 

Описание курса

Курс состоит из 15 часов лекций, в которых рассматриваются общие и специальные вопросы по организации и планированию научных исследований в педагогике.

В курс входят 15 часов практических занятий, которые будут проводиться в различных активных формах – дискуссии, игры, тренинги, коллоквиумы, эвристические беседы и т.д.

Также в курс входит 30 часов самостоятельной работы студентов – в аудитории (СРСП) и вне аудитории – (СРС).

СРСП будет осуществлять в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования.

СРС – это работа студента в библиотеках города и вуза с целью подготовки к лекционным и практическим занятиям. А также для выполнения разного рода заданий, предложенных студенту преподавателем.

Календарно-тематический план лекций

 

Дата Номер, название модуля и темы лекций. Краткое содержание лекции Кол-во часов Методы активизации позноват. деятельности Знания и умения формируемые у студента
  1-2 неделя Лекция 1-2. Методология педагогики: определение, задачи, уровни, функции, принципы. 1. Понятие «методология» в современной науке. 2. Задачи методологии педагогики. 3. Уровни и функции методологии педагогики. 4. Методологические принципы научного исследования.   Беседа, устный опрос Понятие о методологии научного психологического исследований явлений и предметов
  неделя Лекция 3. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. 1.Стихийно-эмпирическое познание. 2.Специфика научного познания.   таблицы     Изучение состояния актуальности психологического исследования.
  4-5 неделя Лекция 4-5. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования. 1. Проблема исследования. 2.Тема исследования. 3.Объект и предмет исследования. 4.Цель и задачи исследования. 5.Гипотеза исследования. 6.Положения, выносимые на защиту.   схема Определение предметной области психологичес- кого исследования
  6-7 неделя Лекция 6-7. Методы научного познания. 1. Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. 2. Классификация методов научного познания. 3. Классификация методов психолого-педагогического исследования. 4. Общенаучные логические методы и приемы познания.   Наглядный материал. Ознакомление с системой гипотез в психологичес- ком исследовании.
  8-9 неделя Лекция 8-9. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования. 1.Метод изучения психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов 2.Беседа как метод исследования 3.Методы опроса в структуре психолого-педагогического исследования 4.Социометрический метод 5.Метод тестирования 6.Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта 7.Метод изучения и обобщения передового педагогического опы­та 8.Психолого-педагогический эксперимент   Лекция в проблемном изложении Ознакомление с требованиями формулирования тем научных работ
  10-11 неделя Лекция 10-11. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования. 1. Сущность и специфика теоретического познания, его основные формы 2. Использование общенаучных логических методов в качестве основы теоретического психолого-педагогического исследования 3. Сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования   Дидактический материал Ознакомление с группами психологических методов исследования
  12-13 неделя Лекция 12-13. Методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании. 1.Основные понятия математической статистики 2.Меры связи между переменными 3.Статистическая проверка научной гипотезы 4.Многомерные методы анализа данных 5.Статистическая обработка результатов психолого-педагогического исследования   Наглядный материал Ознакомление с методами обработки эмпирических данных
  неделя Лекция 14. Методика проведения психолого-педагогического исследования. 1.Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования. 2.Интерпретация, апробация и внедрение полученных результатов исследования 3.Оформление результатов научного труда   диспут Ознакомление с методами психологической диагностики в психологичес- ком исследовании.
  15 неделя Лекция 15. Педагогическое мастерство и культура исследователя. 1. Педагогическое мастерство исследователя 2.Научная добросовестность и этика исследователя 3.Искусство общения и культура поведения исследователя   Лекция в проблемном изложении Ознакомление с методиками выявления в псих-м исследовании

 

 

Календарно-тематический план семинарских занятий

Дата Номер, название модуля. Кол час. Формы провед. занятия Формы контроля Знания и умения формируемые у студента
  1-2 неделя Практическое занятие 1-2. Система методов научных исследований в педагогике (общая характеристика) 1.Теоретический и эмпирический уровни методов исследования. 3.Традиционно-педагогические методы исследования. 4. Методы, используемые педагогикой из других наук. 5. Критерии выбора методов исследования. 6. Условия эффективности методов исследования и достоверности их результатов.   Сравнительный анализ, составление таблицы Блиц-опрос Понятие о методологии научного психологического исследований явлений и предметов
  неделя Практическое занятие 3. Историко-педагогические методы исследования 1.Теортический анализ литературных источников. 2.Изучение и анализ архивных материалов. 3.Описательный, сравнительный, статистический, исторический, индуктивно-дедуктивный методы.   Составление таблицы, устный опрос, доклад. Тестирование Изучение состояния актуальности психологического исследования.
  4-5 неделя Практическое занятие 4-5. Теоретические методы исследования 1.Сущность теоретических методов исследования 2.Анализ и синтез. 3.Индукция и дедукция. 4. Моделирование и мысленный эксперимент. 5. Методы работы с литературными источниками. 6. Техника работы с текстом: план, аннотация, конспект, тезисы, реферат, цитата,     Составление таблицы, устный опрос, доклад. Тестирование Определение предметной области психологичес- кого исследования
  6-7 неделя Практическое занятие 6-7. Изучение и использование передового педагогического опыта 1. Педагогический опыт и его роль в научном познании. 2. Понятия «педагогический опыт», «передовой педагогический опыт». 3. Основные виды педагогического опыта и его функции в научном исследовании.   Устный опрос, сравнительный анализ. Блиц- опрос Ознакомление с системой гипотез в психологичес- ком исследовании.
  8-9 неделя Практическое занятие 8-9. Педагогическое наблюдение 1. Наблюдение как целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека, особенностей протекания изучаемого процесса, явления. 2. Требования к наблюдению: планомерность, целенаправленность, активность, систематичность. 3. Применение метода наблюдения в педагогике.   Составление таблицы, устный опрос, доклад. Письменные и устные ответы на вопросы Ознакомление с требованиями формулирования тем научных работ
  10-11 неделя Практическое занятие 10-11. Опросные методы в педагогическом исследовании (беседа, анкетирование, интервью) 1. Цель и назначение опросных методов в педагогике: письменные (анкеты) и устные (беседа, интервью). 2. Вопрос как основа исследования в использовании опросных методов (беседы, анкеты, интервью). 3. Требования к составлению и отбору вопросов для опросных методов   Сравнительный анализ, составление таблицы Устные ответы на вопросы Ознакомление с группами психологических методов исследования
  12-13 неделя Практическое занятие 12-13. Педагогическое тестирование 1. Сущность педагогического тестирования. 2. Формы тестов: тесты-опросники и тесты-задания 3. Требования к разработке тестовых заданий. 4. Условия и требования к организации и проведению тестирования. 5. Факторы, влияющие на качество тестового обследования. 6. Обработка данных и интерпретация результатов тестирования.   Составление таблицы, устный опрос, доклад. Письменный опрос, тестирование Ознакомление с методами обработки эмпирических данных
  14-15 неделя Практическое занятие 14-15. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся 1.Источники информации изучения школьной документации: классные журналы; книги протоколов собраний и заседаний; календарные и поурочные планы учителей и т.п.. 2.Источники исследования продуктов деятельности учащихся: домашние и классные работы по предметам, сочинени я, рефераты, результаты художест-венного и технического творчества и т.п. 3. Интерпретация данных.   Доклады и рефераты по теме. Блиц-опрос Ознакомление с методами психологической диагностики в психологичес- ком исследовании.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал