Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пререквизиты и постреквизиты курса
Пререквизиты: Для более глубоких знаний в, необходимо изучение таких дисциплин как: общая педагогика, педагогическая психология, социальная педагогика, экспериментальная психология.
Постреквизиты: для освоения курса «Организация и планирование научных исследований в педагогике» входят следующие дисциплины: методика преподавания педагогики, методика преподавания психологии, методология и методы психолого-педагогических исследований.
Описание курса
Курс состоит из 15 часов лекций, в которых рассматриваются общие и специальные вопросы по организации и планированию научных исследований в педагогике.
В курс входят 15 часов практических занятий, которые будут проводиться в различных активных формах – дискуссии, игры, тренинги, коллоквиумы, эвристические беседы и т.д.
Также в курс входит 30 часов самостоятельной работы студентов – в аудитории (СРСП) и вне аудитории – (СРС).
СРСП будет осуществлять в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования.
СРС – это работа студента в библиотеках города и вуза с целью подготовки к лекционным и практическим занятиям. А также для выполнения разного рода заданий, предложенных студенту преподавателем.
Календарно-тематический план лекций
№
| Дата
| Номер, название модуля и темы лекций. Краткое содержание лекции
| Кол-во
часов
| Методы активизации позноват. деятельности
| Знания и умения формируемые у студента
|
| 1-2
неделя
| Лекция 1-2. Методология педагогики: определение, задачи, уровни, функции, принципы.
1. Понятие «методология» в современной науке.
2. Задачи методологии педагогики.
3. Уровни и функции методологии педагогики.
4. Методологические принципы научного исследования.
|
| Беседа,
устный опрос
| Понятие о методологии научного психологического исследований явлений и предметов
|
|
неделя
| Лекция 3. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики.
1.Стихийно-эмпирическое познание.
2.Специфика научного познания.
|
| таблицы
| Изучение состояния актуальности психологического исследования.
|
| 4-5
неделя
| Лекция 4-5. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования.
1. Проблема исследования.
2.Тема исследования.
3.Объект и предмет исследования.
4.Цель и задачи исследования.
5.Гипотеза исследования.
6.Положения, выносимые на защиту.
|
| схема
| Определение предметной области психологичес-
кого исследования
|
| 6-7
неделя
| Лекция 6-7. Методы научного познания.
1. Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики.
2. Классификация методов научного познания.
3. Классификация методов психолого-педагогического исследования.
4. Общенаучные логические методы и приемы познания.
|
| Наглядный материал.
| Ознакомление с системой гипотез в психологичес-
ком исследовании.
|
| 8-9
неделя
| Лекция 8-9. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования.
1.Метод изучения психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов
2.Беседа как метод исследования
3.Методы опроса в структуре психолого-педагогического исследования
4.Социометрический метод
5.Метод тестирования
6.Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта
7.Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта
8.Психолого-педагогический эксперимент
|
| Лекция в проблемном изложении
| Ознакомление с требованиями формулирования тем научных работ
|
| 10-11
неделя
| Лекция 10-11. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования.
1. Сущность и специфика теоретического познания, его основные формы
2. Использование общенаучных логических методов в качестве основы теоретического психолого-педагогического исследования
3. Сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования
|
| Дидактический материал
| Ознакомление с группами психологических методов исследования
|
| 12-13
неделя
| Лекция 12-13. Методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании.
1.Основные понятия математической статистики
2.Меры связи между переменными
3.Статистическая проверка научной гипотезы
4.Многомерные методы анализа данных
5.Статистическая обработка результатов психолого-педагогического исследования
|
| Наглядный материал
| Ознакомление с методами обработки эмпирических данных
|
|
неделя
| Лекция 14. Методика проведения психолого-педагогического исследования.
1.Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования.
2.Интерпретация, апробация и внедрение полученных результатов исследования
3.Оформление результатов научного труда
|
| диспут
| Ознакомление с методами психологической диагностики в психологичес-
ком исследовании.
|
| 15 неделя
| Лекция 15. Педагогическое мастерство и культура исследователя.
1. Педагогическое мастерство исследователя
2.Научная добросовестность и этика исследователя
3.Искусство общения и культура поведения исследователя
|
| Лекция в проблемном изложении
| Ознакомление с методиками выявления в псих-м исследовании
|
Календарно-тематический план семинарских занятий
№
| Дата
| Номер, название модуля.
| Кол
час.
| Формы провед.
занятия
| Формы контроля
| Знания и умения формируемые у студента
|
| 1-2
неделя
| Практическое занятие 1-2.
Система методов научных исследований в педагогике (общая характеристика)
1.Теоретический и эмпирический уровни методов исследования.
3.Традиционно-педагогические методы исследования.
4. Методы, используемые педагогикой из других наук.
5. Критерии выбора методов исследования.
6. Условия эффективности методов исследования и достоверности их результатов.
|
| Сравнительный анализ, составление таблицы
| Блиц-опрос
| Понятие о методологии научного психологического исследований явлений и предметов
|
|
неделя
| Практическое занятие 3.
Историко-педагогические методы исследования
1.Теортический анализ литературных источников.
2.Изучение и анализ архивных материалов.
3.Описательный, сравнительный, статистический, исторический, индуктивно-дедуктивный методы.
|
| Составление таблицы, устный опрос, доклад.
| Тестирование
| Изучение состояния актуальности психологического исследования.
|
| 4-5
неделя
| Практическое занятие 4-5.
Теоретические методы исследования
1.Сущность теоретических методов исследования
2.Анализ и синтез.
3.Индукция и дедукция.
4. Моделирование и мысленный эксперимент.
5. Методы работы с литературными источниками.
6. Техника работы с текстом: план, аннотация, конспект, тезисы, реферат, цитата,
|
| Составление таблицы, устный опрос, доклад.
| Тестирование
| Определение предметной области психологичес-
кого исследования
|
| 6-7
неделя
| Практическое занятие 6-7. Изучение и использование передового педагогического опыта
1. Педагогический опыт и его роль в научном познании.
2. Понятия «педагогический опыт», «передовой педагогический опыт».
3. Основные виды педагогического опыта и его функции в научном исследовании.
|
| Устный опрос, сравнительный анализ.
| Блиц- опрос
| Ознакомление с системой гипотез в психологичес-
ком исследовании.
|
| 8-9
неделя
| Практическое занятие 8-9.
Педагогическое наблюдение
1. Наблюдение как целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека, особенностей протекания изучаемого процесса, явления.
2. Требования к наблюдению: планомерность, целенаправленность, активность, систематичность.
3. Применение метода наблюдения в педагогике.
|
| Составление таблицы, устный опрос, доклад.
| Письменные и устные ответы на вопросы
| Ознакомление с требованиями формулирования тем научных работ
|
| 10-11
неделя
| Практическое занятие 10-11.
Опросные методы в педагогическом исследовании (беседа, анкетирование, интервью)
1. Цель и назначение опросных методов в педагогике: письменные (анкеты) и устные (беседа, интервью).
2. Вопрос как основа исследования в использовании опросных методов (беседы, анкеты, интервью).
3. Требования к составлению и отбору вопросов для опросных методов
|
| Сравнительный анализ, составление таблицы
| Устные ответы на вопросы
| Ознакомление с группами психологических методов исследования
|
| 12-13
неделя
| Практическое занятие 12-13.
Педагогическое тестирование
1. Сущность педагогического тестирования.
2. Формы тестов: тесты-опросники и тесты-задания
3. Требования к разработке тестовых заданий.
4. Условия и требования к организации и проведению тестирования.
5. Факторы, влияющие на качество тестового обследования.
6. Обработка данных и интерпретация результатов тестирования.
|
| Составление таблицы, устный опрос, доклад.
| Письменный опрос, тестирование
| Ознакомление с методами обработки эмпирических данных
|
| 14-15
неделя
| Практическое занятие 14-15.
Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся
1.Источники информации изучения школьной документации: классные журналы; книги протоколов собраний и заседаний; календарные и поурочные планы учителей и т.п..
2.Источники исследования продуктов деятельности учащихся: домашние и классные работы по предметам, сочинени я, рефераты, результаты художест-венного и технического творчества и т.п.
3. Интерпретация данных.
|
| Доклады и рефераты по теме.
| Блиц-опрос
| Ознакомление с методами психологической диагностики в психологичес-
ком исследовании.
|
|