Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средства развития связной речи дошкольников с ОНР
Овладение связной речью связано со многими трудностями. Оно более содержательное и полное, требует хорошо развитого умения выделять существенные стороны и свойства предмета, который изображается; явления или события, которые должны быть логически связаны между собой и развиваться в определенной последовательности. Основными качествами монологического высказывания, как коммуникативно направленного речевого акта, являются: 1. Подчиненность мыслей теме высказывания. 2. Содержательность и глубина освещенной темы. 3. Логичность и последовательность изложенного материала. 4. Связанность. 5. Синтаксическая упорядоченность и интонационная завершенность. Основными методами развития связной речи являются: Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ - сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и учителя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность). Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. В младшем школьном возрасте данный вид речевой деятельности усложняется – ребенок может пересказывать письменный текст или производить письменный пересказ. Это позволяет развить культуру письменной речи, усвоить новые слова, а так же сформировать эмоциональную сторону культуры речи и звуковую культуру речи. Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану. Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Работа по развитию связной речи включает в себя следующие дидактические задания: - подготовительные упражнения к описанию предметов; - формирование начальных навыков самостоятельного описания; - описание предметов по основным признакам; - обучение распространенному описанию предметов; - закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно практических действий. На подготовительном этапе используются такие упражнения: опознание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам. Работа по формированию у детей грамматически правильной речи проводится в тесной связи с обучением описательной речи в таких направлениях: - систематические упражнения на правильное использование словоформ (падежные окончания существительных, прилагательных); - формирование у детей практических навыков словоизменения; - правильное построение предложений; - формирование навыков контроля за грамматически правильной речью; - активизация и обогащение словарного запаса. Таким образом, нами был проведен анализ содержания логопедической работы с методической и дидактической точки зрения, мы определили основные направления работы логопеда при развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Логопедическая работа осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. Развитие речи осуществляется в программе на основе произведений художественной литературы. Выделим следующие методы, приёмы и технологии: - развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи), работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.); - чтение-слушание стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок; - беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать); - пересказ прочитанного взрослым; - разучивание наизусть и выразительное чтение выученных стихотворений; - восприятие на слух отдельных средств художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, умение определять их роль в произведении, умение пользоваться ими в речи. Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия [16]. Понимание текста – ещё одно качество читателя, с одной стороны, несущее на себе возрастную специфику, с другой стороны, развивающееся (за редким исключением) только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные или совместные чтения, занятия по чтению и т.п.). Недооценка подобной деятельности на ступени школьного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, в той или иной степени владеющий техникой чтения, т.е. умеющий артикулировать написанное, но, возможно, потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с реальностью или миром литературного произведения) [13]. Понимание рассматривается с двух сторон – как процесс и как итог, результат процесса. В.А. Артемов, Л.М. Веккер, Г.С. Костюк, Н.А. Мен-чинская и др. рассматривая вопрос о месте понимания в системе психической деятельности, необходимо отметить, что многие исследователи изучали понимание в связи с мышлением. В то же время в ряде исследований - А.Н.Соколов, И.А.Зимняя, А.А. Залевская, З.И.Калмыкова и др. – показано, что понимание является «сложным, комплексным процессом, охватывающим большинство известных нам психических процессов». В литературе можно выделить ряд подходов к механизмам понимания текста: - Н.И. Жинкин выделял механизм внутренней речи [17]; - Л.Л. Гурова в основу понимания текста вкладывала процессы прогнозирования и интуиции [51]; - И.А. Зимняя выделяла мотивации, опережающего отражения (вероятностного прогнозирования), осмысления, оперативной и долговременной памяти, логики мысли и денотатной отнесенности [32]; - А.А. Залевской выделены механизмы ассоциирования, узнавания, получения выводного знания, глубинной предикации, смысловых замен [13]. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР. Работа будет включать в себя формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм, работа над словоизменением, закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения. Э.П. Короткова считает, что средствами пересказа формируется умение вести диалог, развивается умение слушать и понимать обращённую к нему речь, развивается умение вступать в разговор и поддерживать его, вежливо отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения. Не менее важно то, что развивается умение, необходимые для более сложной формы общения - монолога. Эта форма речи предполагает умение слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельные высказывания разных типов. 1. Речевые умения: – конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные); – использовать в речи изученные синтаксические конструкции; – различать однозначные и многозначные слова; – видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам; – употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости; – совместно с учителем семантизировать незнакомые слова. 2. Интеллектуально-речевые умения. а) Рецептивные (умения слушать, читать): – использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее); – делить текст на структурно-смысловые части; – самостоятельно ставить вопросы к тексту; – вести диалог с автором текста; – отвечать на вопросы учителя по тексту; – выделять в тексте главное; – составлять простой план текста; – составлять таблицу, схему по содержанию текста; – находить ключевые слова; – соотносить заглавие с содержанием текста; б) продуктивные (умения говорить, писать): – подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу); – создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно); – создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно); – озаглавливать текст; – подробно излагать текст-повествование (письменное изложение); – исправлять тексты по условным обозначениям учителя. 3. Коммуникативные умения: – вступать в диалог с учителем и сверстниками; – высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспринимать аргументы собеседника; – обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре); – договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы сделать что-то сообща. Педагоги Л.П. Федоренко и Г.А. Фомичёва отмечают, что пересказ обогащает речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирует их связную речь. Современные педагоги также считают, что пересказ имеет огромное значение в формировании монологической речи. Так, например, В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, отмечают, что благодаря пересказу [27]: 1. Происходит качественное и количественное обогащение словарного запаса; 2. Практика употребления обогащённой лексики в активной речи; 3. Формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний; 4. Усвоение структуры связных высказываний (рассказов), формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи; 5. Развитие способности к речевому самоконтролю; 6. Воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи; 7. Усвоение некоторых художественных приёмов и средств русского литературного языка устного народного творчества; 8. Параллельно и одновременно с речевыми процессами совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического; 9. Неоценимо значение пересказа для закрепления правильного, чистого, звукопроизношения. В качестве одного из методов формирования у детей с ОНР связной речи мы рекомендуем их обучение пересказу русских народных сказок. Возможность использования в воспитательно-образовательном процессе фольклорных произведений обосновылась Ф.И. Буслаевым, Г.Н. Волковым, И.И. Срезневским, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и др. Тексты сказок содержат прекрасные примеры художественно-изобразительных богатств русского языка. Успешное формирования нравственных структур возможно только при комплексном подходе к проблеме нравственного воспитания детей в дошкольном учреждении. Здесь следует обратить пристальное внимание на возможности, предоставляемые художественно-эстетическими средствами воспитания, в частности фольклора. Произведения фольклора, всегда богатые тематически, содержательно, разносторонне воздействуют на детей, знакомят их с разнообразием и особенностями фольклора, развивают интерес к нему, учат образно мыслить, закладывают основы эстетической культуры, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях, и, наконец, способствуют оптимальному развитию всех способностей детей. Фольклор обладает достаточно широким жанровым диапазоном: это пестушки, потешки, колыбельные, хороводы, прибаутки, игровые и плясовые и т.д. Очевидно, что в работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Народное искусство, органично сочетающее пение, движения, игру, помогает проявлению творчества детей (сочетание пения с инсценировками, театрализацией, создания на их основе игр) и обеспечивает эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы и внимания к каждому ребенку. Небольшие песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы, а также помогают развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. В этом смысле фольклор - организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Таким образом, активное использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста может быть признано средством оптимизации психолого-педагогического сопровождения детей в процессе нравственного воспитания.
|