Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты педагогической деятельности по развитию связной речи у дошкольников с ОНР
Результаты первого этапа контрольного обследования показали, что, по сравнению с констатирующей диагностикой, произошли значительные положительные изменения. Анализируя данные пересказа текста, полученные при контрольной диагностике, мы распределили испытуемых детей по уровневым группам, что нашло отражение в следующей таблице: Таблица №4 Результаты контрольной диагностики пересказа текста старшими дошкольниками (экспериментальная группа)
Для выявления динамики изменения в уровнях выполнения диагностического задания мы составили сравнительную таблицу. Из данной таблицы следует, что увеличилось число детей с высоким уровнем выполнения диагностического задания по пересказу текста, также существенные положительные изменения касаются детей с низким уровнем – их стало меньше. Показатели среднего уровня увеличились, однако его показали те дети, которые при начальной диагностике имели низкий уровень выполнения задания, то есть, и здесь наблюдаются положительные изменения. Проведя контрольное диагностическое обследование по рассказыванию с использованием серии картин, объединенных общим сюжетом, мы также увидели изменения. Таблица №6 Результаты контрольной диагностики рассказывания по картинам старшими дошкольниками
Здесь результаты еще выше, чем при выполнении первого диагностического задания, поскольку увеличилось число детей с высоким уровнем, еще больше сократились показатели низкого уровня и увеличились показатели среднего уровня рассказывания по картинам. Это, на наш взгляд, связано с доминированием наглядно-образного мышления у старших дошкольников. Кроме того, сюжетная последовательность картин при рассказывании вызывает элементы театрализации и признаки сюжетно-ролевой игры, которые осваивались детьми в ходе формирующего эксперимента. Поэтому дети более успешно справились с предложенным заданием. Сравнительные результаты по данной диагностической методике также представлены в сводной таблице. При проведении специально организованной беседы с каждым ребенком по русским народным сказкам для определения изменения уровней их коммуникативных умений, выраженных в связной диалогической речи, мы также фиксировали полученные данные и сравнивали их с результатами констатирующей диагностики. Таблица №8 Результаты контрольной диагностики коммуникативных умений старших дошкольников
Как видим результаты по данной методике опять наиболее высокие, что объясняется наибольшим соответствием коммуникативных умений театрально-игровой деятельности, основанной на диалоговом общении, которая использовалась в ходе формирующего эксперимента. Почти полное отсутствие детей с низким уровнем коммуникативных умений позволяет прогнозировать благополучные условия для подготовки старших дошкольников к школьному обучению. Обобщая результаты, полученные по всем трем диагностическим методикам, мы получили средние показатели уровней развития связной речи у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента. Это нашло отражение в следующей гистограмме. Рис.3 Сравнительные результаты констатирующей и контрольной диагностики развития связной речи старших дошкольников с ОНР Это свидетельствует о том, что положительная динамика развития связной речи старших дошкольников стабильна и достоверна, проведенная методическая работа эффективна, использование устного народного творчества оправдано.
|