Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовительный этап.






Реализация подготовительной работы, направленной на знакомство с работой режиссера и игрой актера проводилась на основе игровой методики Н.А. Козыревой «Теремок сказок». В ней использовался материал известных детям сказок, в которых любимые герои попадали в новые обстоятельства.

Игра «Теремок сказок» представляет собой набор из двенадцати картинок, на обеих сторонах которых изображены сюжеты известных старшим дошкольникам сказок («Три Поросенка», «Красная Шапочка», «Колобок», «Маша и Медведь», «Заячья избушка», «Кот, Лиса и Петух»), и вкладышей с их героями. Сюжеты сказок подбирались специально таким образом, чтобы в комплекте были разноплановые и взаимодополняющие ролевые образы героев. Герои на картинках и на вкладышах изображались в двух-трех эмоциональных состояниях: спокойные, радостные, испуганные, убегающие, плачущие, угрожающие, агрессивные. На каждой карточке на месте одного из героев есть отверстие (круглое, квадратное или треугольное). В это отверстие можно вкладывать картинку-вкладыш с Любым Героем. Например, Красная Шапочка может попасть в сказку «Три поросенка», а Колобок – в «Заячью избушку». Таким образом, сразу закладывается противоречие «старому сюжету» - в сказку входит «чужой» герой, т.е. противоречие состоит во введении новых образов в известные сюжеты. Именно эта ситуация – когда ребенок видит «неправильность», является тем стимулом, который дает ему возможность проявить свою творческую позицию, авторство, импровизацию и выразить их в диалоговом общении.

В ходе работы мы обратили внимание, что первоначальную сложность для детей представляет выбор, в данном случае – выбор сказочного героя из множества карточек. После того как воспитатель вводил в выбранный сказочный сюжет героя из другой сказки, многие дети терялись и отказывались продолжать игру. В этом случае первый вариант развития сюжета должен предложить воспитатель. Мы обнаружили, что наибольший эффект достигается, когда в игровую группу (не больше 3-4 детей) соединялись дети с разным темпераментом – активные, с развитой речью; спокойные, обстоятельные; тихие, замкнутые, в этом случает воспитателю удается дополнять театрально-игровые действия детей на основе взаимопомощи.

При организации данной творческой игры воспитателю необходимо помнить, что для старших дошкольников недостаточно просто представить новую игровую ситуацию, которая вызывает у них интерес, необходимо помочь им в поиске вариантов решения этой ситуации: например, с помощью приемов совместного фантазирования, возвращения к пройденному (пересказывания известной им сказки). Задача воспитателя состояла в организации единого театрально-игрового процесса, объединяющего детей и воспитателей. Обратим внимание, что автор методики считает целесообразным иметь несколько комплектов игры «Теремок сказок». Чтобы каждый ребенок в любой момент по своему желанию мог играть в нее и, таким образом, осваивал алгоритм игровых действий, сопровождаемых речью. Т.е., данная игровая методика позволяла использовать и индивидуальные и коллективные формы работы.

В качестве наиболее эффективных и ставших самыми любимыми у детей мы может привести несколько театрально-игровых заданий с использованием «Теремка сказок»:

1) Цель занятия: развитие словесного и речевого творчества старших дошкольников с помощью варьирования сказочных сюжетов, развитие остроумия, чувства юмора.

Ход игры: каждый ребенок берет одну карточку, все «клетки-вкладыши» и выкладывает их на стол перед собой. Воспитатель говорит: «Дети, попробуйте вставлять в отверстие карточки всех героев подряд. Нужно найти самые смешные варианты. Расскажите нам, что вам понравилось больше всего».

2) Цель занятия: развитие творческого воображения, овладение приемами сюжетного комбинирования, построения импровизационного диалога.

Ход игры: Воспитатель берет себе все 12 карточек, а ребенку отдает все сложенные в непрозрачный мешочек вкладыши и при этом говорит: «Я показываю тебе картинку, а ты нащупываешь в мешочке нужную по форме и размеру «клетку», вставляешь ее в отверстие карточки и придумываешь сказочный эпизод. Потом ты называешь мне форму и размер любой «клетки», которую найдешь в своем мешочке, я нахожу подходящую к ней карточку и тоже сочиняю сказочный эпизод. Так мы будем вместе сочинять новую сказку – меняясь ролями при каждом ходе. Наш диалог должен тоже меняться, в соответствии с сюжетом».

Для детей, имеющих набольшие проблемы с развитием связной речи, в ходе формирующего эксперимента проводились специальные игры в индивидуальной форме.

Например, игра «Как быть?» (адаптированная методика Е.О. Смирновой).

Цель игры: развитие коммуникативных речевых умений, навыков ролевой игры.

Ход игры: ребенку предлагаются карточки с изображением конфликтных игровых ситуаций: ребенка не хотят принимать в игру, отобрали куклу (машинку), сломали постройку, машинку и т.д. Воспитатель обсуждает с ребенком, что изображено на картинке. Потом предлагается роль: «Пусть ты – друг этого мальчика (воспитатель в группе, незнакомый мальчик и т.д.). Как ты поступишь? Что ты скажешь?». Ребенку нужно было предложить свое развитие сюжета с позиции выбранной роли.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал