Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные элементы финансовой политики государства.
Финансовая политика государства включает следующие основные части: налоговую, бюджетную, денежно-кредитную и ценовую политику. Налоговая политика - это система экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы в целях обеспечения финансовых потребностей государства, социальных слоев общества, экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов. Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда. Регулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивов к труду, экономному расходованию финансовых ресурсов, финансовой поддержке рыночных реформ; она также влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие. Распределительная функция проявляется в процессе распределения ВВП и НД. Стимулирующая функция осуществляется через систему льгот, ставок, преференций. Контрольная функция проявляется в целевом использовании денежных средств. Рациональная налоговая политика должна основываться на определенных принципах: •уровень налоговой ставки следует устанавливать с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. величины его доходов; •однократность налогообложения (иначе к моменту, когда товар дойдет до потребителя, его цена будет неоправданно завышенной, что сделает товар неконкурентоспособным); •процедуры исчисления и погашения налоговых платежей должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков, а кроме того — адаптированными к современным условиям хозяйствования; •необходимо поддерживать социальное равновесие, корректируя соотношение доходов отдельных групп, чтобы сгладить неравенство между ними, не допустить резкое расслоение общества. Налоговая политика отличается динамичным характером, она модифицируется и совершенствуется в соответствии с изменениями экономических условий хозяйствования, с учетом задач, решаемых в связи с расширением инновационных процессов и улучшением социальной сферы. На первом этапе формирования национальной налоговой политики ее главное назначение состояло в привлечении средств для удовлетворения общегосударственных потребностей и, соответственно, в перераспределении национального дохода между отдельными сферами и отраслями хозяйства и культуры. В 1992г. было принято законодательство, регулировавшее построение налоговой системы республики. Оно определило многочисленность источников обложения, установив следующие налоги: •с юридических лиц — НДС, акцизы, налог на топливо, на прибыль, на недвижимость, земельный налог, налог на импорт и экспорт, транзитный налог, экологический налог; •с населения — подоходный налог, земельный налог, налог на недвижимость, местные налоги и сборы. Налоговая система начального периода обеспечивала льготное обложение сельского хозяйства и прибыли предприятий, направляемой на техническое перевооружение производства. Одновременно освобождались от обложения доходы нетрудоспособных и малообеспеченных граждан, а также средства, направляемые на благотворительные цели. Вместе с тем следует признать, что налоговая политика не стимулировала в должной мере рост производства, не обеспечивала однократность обложения отдельных объектов (прибыль, заработная плата, амортизация). В последующие годы государство приняло ряд законов, направленных на совершенствование системы налогообложения в части унификации отдельных налоговых платежей, снижения налогового бремени, стимулирования деловой активности предприятий и т.д. В результате реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы отменено 26 налоговых платежей, оптимизирован порядок исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль, экологического налога и платежей за землю, введено электронное налоговое декларирование. В целях стимулирования развития производства продукции (работ, услуг) в сельской местности и малых населенных пунктах предусмотрены существенные налоговые льготы организациям, осуществляющим производственную деятельность в указанных пунктах. С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового Кодекса, которая устанавливает систему налоговых ставок, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по введению, установлению, приостановлению и прекращению налогов, а также права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений. С 1 января 2010 года вступила Особенная часть Налогового Кодекса. Бюджетная политика - это совокупность целей и задач, принимаемых решений и осуществляемых органами власти мер, направленных на распределение фонда денежных средств государства и использование этих средств по отраслевому, территориальному, целевому назначению. Она ориентирована на достижение сбалансированного бюджета по доходам и расходам, на преодоление бюджетного дефицита. Бюджетная политика базируется на стратегических программах развития экономики, социальной сферы и обеспечения безопасности страны, закладывающих основные параметры и темпы развития отдельных отраслей и сфер, а также источники их финансирования. Эти программы конкретизируются на каждый текущий год. Главные составляющие бюджетной политики государства следующие: •установление сроков действия и форм реализации бюджетной политики, определение структуры государственного бюджета; •обоснование объема, видов и времени поступления доходов; •определение объема и структуры расходов по отраслям и конкретным группам хозяйствующих субъектов; •реализация механизма финансирования намеченных мероприятий и форм контроля за целевым и эффективным использованием инвестиций. Основными направлениями реализации бюджетно-налоговой политики на 2011-2015 годы являются: продолжение налоговой реформы; · продолжение налоговой реформы и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки; · упрощение порядка исчисления и уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования; · повышение эффективности управления государственными финансами; · диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов; · оптимизация государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов; · рост заработной платы в бюджетной сфере, взвешенная политика расходов на содержание бюджетных учреждений; · совершенствование системы управления государственным долгом в органах местного управления и самоуправления; · сохраняется поддержка реального сектора экономики, но изменяются подходы (прямая финансовая поддержка в виде займов, бюджетных ссуд сокращается, а получила развитие поддержка в виде льготирования процентов по кредитам по инвестиционным проектам). Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, для достижения и поддержания высокого уровня экономики страны, стабилизации цен; укрепления национальной денежной единицы, уменьшения инфляции. Текущая денежно-кредитная политика направлена на: предоставление кредитов субъектам хозяйствования и населению на более привлекательных условиях; развитие финансового рынка; повышение устойчивости белорусского рубля; внедрение инноваций в банковскую сферу; привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Денежная политика включает две основные части: 1) эмиссионная политика — связана с выпуском денежных знаков и их обращением. От нее зависит обоснованность объема выпускаемых денежных знаков, необходимых для выполнения ими функций обращения и платежа. С этой целью учитываются количество выпускаемых товаров и услуг, уровень цен на них, использование безналичных расчетов, степень развитости кредита и скорость обращения денег; 2) валютная политика — направлена на обеспечение стабильности национальной валюты и своевременное осуществление международных расчетов. Государство централизованно регулирует формирование курсовых тенденций, выгодных для страны, контролирует валютные операции, отслеживает изменения валютного курса и объема золотовалютного резерва. Эффективность регулирующих действий достигается посредством создания рациональной правовой базы и ведения постоянного мониторинга. Кредитная политика государства отвечает за усиление роли кредита в удовлетворении потребностей функционирования и развития хозяйствующих субъектов. Расширение кредитных услуг населению — один из важнейших источников финансирования жилищного хозяйства и способ увеличения спроса на продовольственные и промышленные товары. Главными задачами денежно-кредитной политики Беларуси на 2011—2015 годы являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики. Направления реализации этих задач предусматривают: · постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса; · формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны; · совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы; · поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики. В результате реализации этих направлений будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре +(-) 10 %, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6-8 % к 2015г., прирост индекса потребительских цен не превысит 5-6 %. Ценовая политика – это стратегия и тактика государства по регулированию процесса ценообразования и выработке форм финансовых отношений, связанных с получением доходов в бюджет государства. Основными задачами ценовой политики на 2011– 2015 годы являются: - переход к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров, работ, услуг; - исключение вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности; - отмена ограничений надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования применяемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги; - сохранение государственного регулирования цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары, работы, услуги, определяющие жизненный уровень населения. Адаптация всех составных частей финансовой политики к современным условиям хозяйствования способствует динамичному развитию общественных и социальных процессов.
|