Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы государственного финансового контроля, их основные функции.






Различают специализированные и общегосударственные органы финансового контроля, их контрольная деятельность осуществляется в соответствии с нормами Указа Президента Республика Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ».

Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Объектами его наблюдения являются:

•исполнение республиканского бюджета, соблюдение законодательства в области финансовых и налоговых отношений;

•расходование средств республиканского и местных бюджетов;

•исполнение актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации, инвестиционной деятельности, торговли, страхования и иных сфер финансово-хозяйственной деятельности.

К общегосударственным органам относятся: Президент Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь; отдельные министерства и государственные комитеты, наделенные особыми полномочиями для регулирования финансовых ресурсов в различных сферах; Национальный банк Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку наделен правом председательствовать на заседаниях Совета Министров и его Президиума, руководить деятельностью республиканских органов исполнительной власти.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции и законов страны, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за другими органами исполнительной власти. При этом он взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь в разработке и проведении единой финансовой политики государства. Национальный банк принимает участие в разработке и выполнении государственных программ социально-экономического развития и контролирует денежное обращение в республике.

Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов Республики Беларусь. Оно проверяет соблюдение финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнение требований финансовых законов; исполнение республиканского бюджета; своевременность поступления доходов и эффективность расходования (по назначению) средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состояние контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.

В системе Министерства финансов Республики Беларусь исключительно контрольные функции выполняютГлавное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах. В их функции входят:

•осуществление контроля за соблюдением министерствами, предприятиями, организациями, учреждениями финансово-бюджетного законодательства;

•контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств органами государственного управления, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций;

•проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета;

•проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений;

• анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных материальных и денежных ресурсов.

Важная роль в системе государственного контроля принадлежит Главному государственному казначейству, основными задачами которого являются:

• контроль доходной и расходной частей бюджета в процессе его исполнения;

контроль за исполнением государственных бюджетных и внебюджетных фондов;

• контроль (совместно с Национальным банком Республики Беларусь) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга.

Кроме того, к особым органам государственного финансового контроля относится Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, лицензировании, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Аналогичные задачи в регионах осуществляют налоговые инспекции. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях.

Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Государственного комитета по ценным бумагам и Комитета по надзору за страховой деятельностью.

В современных условиях ведомственный контроль в основном осуществляется министерствами и ведомствами в отношении подчиненных им предприятий и организаций. В отраслевых министерствах создаются специальные контрольно-ревизионные управления или отделы для проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности и поверки отдельных участков хозяйствования. Как правило, такие проверки и ревизии на государственных предприятиях помогают определить экономическую целесообразность реализуемых мероприятий и законность операций, выявить отдельные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

В процессе своей работы каждое функционирующее предприятие и организация постоянно осуществляет внутрихозяйственный финансовый контроль с целью проверки своевременности и правильности денежных поступлений, измерения уровня затрат, анализа эффективности использования имущества и капитала, изучения итогов хозяйствования и других показателей, которые характеризуют рациональное и результативное расходование всех ресурсов.

 

Тема 1.2: Характеристика и структура финансовой системы государства


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал