Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Органы государственного финансового контроля, их основные функции.
Различают специализированные и общегосударственные органы финансового контроля, их контрольная деятельность осуществляется в соответствии с нормами Указа Президента Республика Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ». Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Объектами его наблюдения являются: •исполнение республиканского бюджета, соблюдение законодательства в области финансовых и налоговых отношений; •расходование средств республиканского и местных бюджетов; •исполнение актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации, инвестиционной деятельности, торговли, страхования и иных сфер финансово-хозяйственной деятельности. К общегосударственным органам относятся: Президент Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь; отдельные министерства и государственные комитеты, наделенные особыми полномочиями для регулирования финансовых ресурсов в различных сферах; Национальный банк Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку наделен правом председательствовать на заседаниях Совета Министров и его Президиума, руководить деятельностью республиканских органов исполнительной власти. Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции и законов страны, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за другими органами исполнительной власти. При этом он взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь в разработке и проведении единой финансовой политики государства. Национальный банк принимает участие в разработке и выполнении государственных программ социально-экономического развития и контролирует денежное обращение в республике. Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов Республики Беларусь. Оно проверяет соблюдение финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнение требований финансовых законов; исполнение республиканского бюджета; своевременность поступления доходов и эффективность расходования (по назначению) средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состояние контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы. В системе Министерства финансов Республики Беларусь исключительно контрольные функции выполняютГлавное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах. В их функции входят: •осуществление контроля за соблюдением министерствами, предприятиями, организациями, учреждениями финансово-бюджетного законодательства; •контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств органами государственного управления, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; •проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета; •проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений; • анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных материальных и денежных ресурсов. Важная роль в системе государственного контроля принадлежит Главному государственному казначейству, основными задачами которого являются: • контроль доходной и расходной частей бюджета в процессе его исполнения; контроль за исполнением государственных бюджетных и внебюджетных фондов; • контроль (совместно с Национальным банком Республики Беларусь) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга. Кроме того, к особым органам государственного финансового контроля относится Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, лицензировании, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Аналогичные задачи в регионах осуществляют налоговые инспекции. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях. Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Государственного комитета по ценным бумагам и Комитета по надзору за страховой деятельностью. В современных условиях ведомственный контроль в основном осуществляется министерствами и ведомствами в отношении подчиненных им предприятий и организаций. В отраслевых министерствах создаются специальные контрольно-ревизионные управления или отделы для проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности и поверки отдельных участков хозяйствования. Как правило, такие проверки и ревизии на государственных предприятиях помогают определить экономическую целесообразность реализуемых мероприятий и законность операций, выявить отдельные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. В процессе своей работы каждое функционирующее предприятие и организация постоянно осуществляет внутрихозяйственный финансовый контроль с целью проверки своевременности и правильности денежных поступлений, измерения уровня затрат, анализа эффективности использования имущества и капитала, изучения итогов хозяйствования и других показателей, которые характеризуют рациональное и результативное расходование всех ресурсов.
Тема 1.2: Характеристика и структура финансовой системы государства
|