Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие модели. Этапы процесса моделирования.Стр 1 из 25Следующая ⇒
Объект – некоторая часть окружающего нас мира, которая может быть рассмотрена как единое целое. Модель – это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Метод моделирования основывается на принципе аналогии. Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.Важнейшим понятием при экономико-математическом моделировании является понятие адекватности модели, то есть соответствия модели моделируемому объекту или процессу. Адекватность модели в какой-то мере условное понятие, так как полного соответствия модели реальному объекту быть не может, что характерно для моделирования экономических систем. При моделировании имеется в виду и не просто адекватность, но соответствие по тем свойствам, которые считаются существенными для исследования. Изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Модель воспроизводит изучаемый объект или процесс в упрощенном виде. Поэтому при построении любой модели перед исследователем всегда возникают две опасности: переупрощения и переусложнения. Отображая действительность, модель ее упрощает, отбрасывая все «второстепенное» и «побочное». Однако это упрощение не должно быть «произвольным» и грубым. Процесс моделирования в общем может быть представлен в виде циклической схемы. Все этапы определяются поставленной задачей и целями моделирования. В процессе моделирования выделяют 4 этапа: В общем смысле формализация — это приведение существенных свойств и признаков объекта моделирования к выбранной форме. Для решения задачи на компьютере больше всего подходит язык математики. В такой модели связь между исходными данными и конечными результатами фиксируется с помощью различных формул, а также накладываются ограничения на допустимые значения параметров. 2. Управление как деятельность по принятию решений. Алгоритм процесса принятия решений: основные стадии и их характеристика.
Существует достаточно большое количество определений того, что есть управление, даваемых различными отраслями знания с учетом специфики той или иной из них. Только в менеджменте существует два основных подхода к определению того, что есть управление. В рамках функционального подхода – это совокупность функций по планированию, мотивации, организации и контролю, в рамках процессного подхода – это процесс, состоящий из ряда стадий: постановка цели, выбор исполнителей и средств, планирование путей ее достижения, организация ресурсов и исполнителей в рамках реализации плана, контроль за выполнением плана, анализ результатов деятельности по достижению цели. Государственное управление – это деятельность по оказанию целенаправленного воздействия на различные сферы жизни человеческого общества, осуществляемая специальными уполномоченными на то общественными структурами – органами государственной власти и управления. Государство осуществляет управленческое воздействие на различные стороны жизнедеятельности общества. Управленческое решение — это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Принятие решений - это особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор способа достижения поставленной цели. В широком смысле под решением понимают процесс выбора одного или нескольких вариантов действий из множества возможных. Ни одна функция управления не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. По существу, вся совокупность видов деятельности любого работника управления так или иначе связана с принятием и реализацией решений. Этим прежде всего определяется значимость деятельности по принятию решений и определению его роли в управлении. Любое управленческое решение проходит три стадии. Рассмотрим их. - определение цели управления; - диагностика проблемы; - сбор информации, как основной, так и дополнительной; - определение критериев ограничений; - подготовка вариантов решений, в том числе альтернативных; - оценка вариантов решений; - выбор окончательного варианта. 3. Поиск решения проблемы. Классификация проблем по степени структурированности. Алгоритм принятия решений представляет собой шестифазовую последовательность. В него входит не только собственно отыскание решения проблем (фаза 3), то есть анализ, анализ и выбор альтернатив на основе плановых и технико-экономических расчетов, но и выявление возникающих проблем (фаза1), а также постановка проблем (фаза 2), включая конструирования возможных действий подлежащих анализу. Опыт показывает, что две последние фазы процесса принятия решений (1 и 2), предшествующие оценки и выбору альтернатив, является, как правило, весьма сложными и ответственными, а зачастую и не менее трудно реализуемыми, их роль резко возрастает при переходе к решению нестандартных проблем, требующих творческого подхода к поиску решения. Не менее важное значение имеют в полном цикле решения проблем и последующие фазы – принятие решений уполномоченными на то руководителями (фаза 4), выполнение принятых решений (5.) и оценка результатов (6.). Обратная связь (от фазы 6 к фазе 3) стимулирует поиск новых решений, если результаты практического апробирования сделанного ранее выбора не приводят к решению выявленной проблемы. Строго говоря, обратная связь осуществляется в течении всего процесса принятия решений, взаимодействия управляющего и управляемого объектов. Каждый класс проблем требует применения соответствующего метода нахождения решений, который в наибольшей степени будет способствовать выбору альтернативы, максимально приближающейся к оптимуму. Укрупненная классификация методов нахождения решений базируется на понятии структуризации проблемы. Структура любой проблемы определяется пятью основными логическими элементами: - цель или ряд целей, достижения которых будет означать, что проблема решена - альтернативные средства, то есть курсы действий, с помощью которых может быть достигнута цель - затраты ресурсов, требующихся для реализации каждого курса действий - модель или модели, в которых с помощью некоторого формального языка (в том числе математики, формальной логики, обычного словесного, графического описания и т. п.) отображаются связи между целями, альтернативами и затратами - критерий, с помощью которого сопоставляются в каждом конкретном случае цели и затраты и отыскивается наиболее предпочтительное решение. Степень структуризации проблемы определяется тем, насколько хорошо выделены и осознаны указанные пять элементов проблемы. От этого зависит возможность применения для поиска решения того или иного метода. Неструктурированные проблемы отличаются значительной неопределенностью и неформализуемостью как самих целей деятельности, так и возможных курсов действий (вариантов поведения). При решении этих проблем суждения, основанные на опыте, интуиции имеют весьма большое значение. Научные методы решения таких проблем состоят в использовании общих идей системного подхода в процессе систематизации мыслительной деятельности при рассмотрении проблем, а также в правильной организации экспертных опросов и квалифицированной обработке данных, получаемых на их основе. К слабоструктурированным можно отнести такие проблемы, которые связаны с выработкой долгосрочных курсов действий, каждый из которых затрагивает многие аспекты деятельности отрасли или предприятия и реализуется поэтапно. Процесс решения этих проблем содержит наряду с хорошо изученными, количественно формализуемыми элементами также неизвестные и неизмеряемые компоненты, испытывающие сильное влияние фактора неопределенности. Хорошо структурированные проблемы многовариантны по своему существу, но все их существенные элементы и связи могут быть выражены количественно. В этом случае наилучший из возможных вариантов решения может быть найден с помощью методов исследования операций и экономико-математического моделирования. Стандартные проблемы, отличающиеся полной ясностью и однозначностью не только целей, альтернатив и затрат, но и самих вариантов решений, решаются на основе заранее выработанных процедур и правил. В частности, решение такой проблемы может быть однозначно получено на основе четко определенной методики. Нужно подчеркнуть, что отнесение той или иной проблемы к одному из названных четырех классов не носит постоянного характера. В процессе все более глубокого изучения, анализа и осмысления проблемы она из неструктурированной может превратиться в структурированную (при повышении удельного веса формально-логического и математического описания в формулировке проблемы и ее элементов), затем в хорошо структурированную (полностью описываемую экономико-математической моделью), а в ряде случаев и в стандартную (сводимую к тривиальному, жестко алгоритмизированному процессу принятия решений или к выполнению рутинных, полностью автоматизированных операций). Основным методом исследования систем, в том числе с целью решения проблем, возникающих при управлении ими, является моделирование. В случае с экономической системой часто требуется наличие комплексной модели экономики, охватывающей все аспекты ее функционирования и структуры. Экономико-математические методы и экономико-математические модели соотносятся между собой как инструменты и результат процесса моделирования. По степени структурированности: – высокоструктурированные (программируемые) являются результатом определенной последовательности шагов; ограничено число альтернатив; выбор происходит по заданной направленности в пределах правил и нормативов; принимаются на основе достоверной информации. 4. Классификация методов построения моделей (в частности, экономических) Понятие модели. Адекватность модели. Моде́ ль — это упрощенное представление реального устройства и/или протекающих в нем процессов, явлений. Построение и исследование моделей, то есть моделирование, облегчает изучение имеющихся в реальном устройстве свойств и закономерностей. Применяют для нужд познания. Классификация: · экономическая кибернетика: системный анализ, теория экономической информации и теория управляющих систем · математическая статистика: экономические приложения данной дисциплины – выборочный метод, дисперсионный анализ, регрессионный анализ, многомерный статистический анализ, факторный анализ, теория индексов и др. · математическая экономия и изучающая те же вопросы с количественной стороны эконометрия: теория экономического роста, теория производственных функций, межотраслевые балансы, национальные счета, анализ спроса и потребления, региональный и пространственный анализ, глобальное моделирование и др. · методы принятия оптимальных решений, в том числе исследование операций в экономике: оптимальное программирование, в том числе методы ветвей и границ, сетевые методы планирования и управления, теория и методы управления запасами, теория массового обслуживания, теория игр, теория и методы принятия решений. В оптимальное программирование входят в свою очередь линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое, дискретное, дробно-линейное, параметрическое, стохастическое, геометрическое программирование · методы и дисциплины, специфичные отдельно как для централизованно планируемой экономики, так и для рыночной экономики. К первым можно отнести теорию системы оптимального функционирования экономики, оптимальное планирование, теорию оптимального ценообразования, модели материально-технического снабжения и др. Ко вторым – методы, позволяющие разработать модели свободной конкуренции, капиталистического цикла, модель монополии, индикативного планирования, модели теории фирм и т. д. Многие из методов, разработанных для централизованно планируемой экономики, могут оказаться полезными и при экономико-математическом моделировании в условиях рыночной экономики · методы экспериментального изучения экономических явлений. К ним относятся, как правило, математические метолы анализа и планирования экспериментов экономического характера, методы машинной имитации, деловые игры. Сюда можно отнести также и методы экспертных оценок, разработанные для оценки явлений, с трудом поддающихся непосредственному измерению. Метод моделирования основывается на принципе аналогии. Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания. Качество модели зависит от ее способности отражать и воспроизводить предметы и явления объективного мира, их структуру и закономерный порядок. Важнейшим понятием при экономико-математическом моделировании является понятие адекватности модели, то есть соответствия модели моделируемому объекту или процессу. Адекватность модели в какой-то мере условное понятие, так как полного соответствия модели реальному объекту быть не может, что характерно для моделирования экономических систем. При моделировании имеется в виду и не просто адекватность, но соответствие по тем свойствам, которые считаются существенными для исследования. Построение модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обуславливается тем, что модель отображает какие-либо существенные черты объекта оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, что модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом, так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличиях от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть постоянно несколько специализированных моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации. Адекватность: Адекватность модели — совпадение свойств (функций/параметров/характеристик и т. п.) модели и соответствующих свойств моделируемого объекта. Адекватностью называется совпадение модели моделируемой системы в отношении цели моделирования. В процессе работы модель выступает в роли относительносамостоятельного квазиобъекта, позволяющего получить при исследовании некоторые знания о самом объекте. Если результаты такого исследования (моделирования) подтверждаются и могут служить основой для прогнозирования в исследуемых объектах, то говорят, что модель адекватна объекту. При этом адекватность модели зависит от цели моделирования и принятых критериев. Проверка адекватности и корректировка модели. Проверка адекватности модели необходима, так как по неверным результатам моделирования могут быть приняты неверные решения. Проверка может производиться путем сравнения показателей, полученных на модели, с реальными, а также путем экспертного анализа. Желательно проведение такого анализа независимым экспертом. Если по результатам проверки адекватности выявляются недопустимые расхождения между системой и ее моделью, в модель вносят необходимые изменения.В общем случае под адекватностью понимают степень соответствия модели тому реальному явлению или объекту, для описания которого она строится.Вместе с тем, создаваемая модель ориентирована, как правило, на исследование определенного подмножества свойств этого объекта. Поэтому можно считать, что адекватность модели определяется степенью ее соответствия не столько реальному объекту, сколько целям исследования. В наибольшей степени это утверждение справедливо относительно моделей проектируемых систем (то есть в ситуациях, когда реальная система вообще не существует). Тем не менее, во многих случаях полезно иметь формальное подтверждение (или обоснование) адекватности разработанной модели. Один из наиболее распространенных способов такого обоснования — использование методов математической статистики. Суть этих методов заключается в проверке выдвинутой гипотезы (в данном случае — об адекватности модели) на основе некоторых статистических критериев.При проверке гипотез методами математической статистики необходимо иметь в виду, что статистические критерии не могут доказать ни одной гипотезы — они могут лишь указать на отсутствие опровержения. Итак, каким же образом можно оценить адекватность разработанной модели реально существующей системы? Процедура оценки основана на сравнении измерений на реальной системе и результатов экспериментов на модели и может проводиться различными способами. Наиболее распространенные из них: - по средним значениям откликов модели и системы; - по дисперсиям отклонений откликов модели от среднего значения откликов системы; - по максимальному значению относительных отклонений откликов модели от откликов системы. 5. Процесс создания модели. Схема цикла моделирования. Взаимосвязь этапов процесса моделирования Процесс моделирования включает три элемента: • субъект (исследователь), • объект исследования, • модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации. На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о её «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели. На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Четвёртый этап — практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им. Моделирование — циклический процесс. Это означает, что за первым четырёхэтапным циклом может последовать второй, третий и т. д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, функционирования отдельных органов человека, жизнедеятельности Азовского моря, последствий атомной войны. В перспективе для каждой системы могут быть созданы свои модели, перед реализацией каждого технического или организационного проекта должно проводиться моделирование. Взаимосвязи этапов. Вследствие того, что в процессе исследования обнаруживаются недостатки предшествующих этапов моделирования, между ними возникают возвратные связи. Уже на этапе построения модели может выясниться, что постановка задачи противоречива или приводит к слишком сложной математической модели. В соответствии с этим исходная постановка задачи корректируется. Далее математический анализ модели может показать, что небольшая модификация постановки задачи или ее формализация дает интересный аналитический результат. Наиболее часто необходимость возврата к предшествующим этапам моделирования возникает при подготовке исходной информации. Может обнаружиться, что необходимая информация отсутствует или же затраты на ее подготовку слишком велики. Тогда приходится возвращаться к постановке задачи и ее формализации, изменяя их так, чтобы приспособиться к имеющейся информации. Поскольку экономико-математические задачи могут быть сложны по своей структуре, иметь большую размерность, то часто случается, что известные алгоритмы и программы для ЭВМ не позволяют решить задачу в первоначальном виде. Если невозможно в короткий срок разработать новые алгоритмы и программы, исходную постановку задачи и модель упрощают: снимают и объединяют условия, уменьшают число факторов, нелинейные соотношения заменяют линейными, усиливают детерминизм модели и т. д. Недостатки, которые не удается исправить на промежуточных этапах моделирования, устраняются в последующих циклах. Но результаты каждого цикла имеют и вполне самостоятельное значение. Начав исследование с построения простой модели, можно быстро получить полезные результаты, а затем перейти к созданию более совершенной модели, дополняемой новыми условиями, включающей уточненные математические зависимости. По мере развития и усложнения экономико-математического моделирования его отдельные этапы обособляются в специализированные области исследований, усиливаются различия между теоретико-аналитическими и прикладными моделями, происходит дифференциация моделей по уровням абстракции и идеализации. Теория математического анализа моделей экономики развилась в особую ветвь современной математики — математическую экономику. Модели, изучаемые в рамках математической экономики, теряют непосредственную связь с экономической реальностью — они имеют дело с исключительно идеализированными экономическими объектами и ситуациями. При построении таких моделей главным принципом является не столько приближение к реальности, сколько получение возможно большего числа аналитических результатов посредством математических доказательств. Ценность этих моделей для экономической теории и практики состоит в том, что они служат теоретической базой для моделей прикладного типа. Довольно самостоятельными областями исследований становятся подготовка и обработка экономической информации и разработка математического обеспечения экономических задач (создание баз данных и бланков информации, программ автоматизированного построения моделей и программного сервиса для экономистов-пользователей). На этапе практического использования моделей ведущую роль должны играть специалисты в соответствующей области экономического анализа, планирования, управления. Главным участком работы экономистов-математиков остается постановка и формализация экономических задач и синтезпроцесса экономико-математического моделирования. 6. Классификации видов моделей: в зависимости от исходного принципа построения; по общему целевому назначению; по степени агрегированности объектов моделирования; по цели создания и применения; по типу используемой информации; в зависимости от учета фактора времени; по типу используемого математического аппарата; по типу подхода к изучаемым явлениям. Единой системы классификации экономико-математических моделей не существует. Для стратификации их на виды могут использоваться различные основания. Например, когда говорилось о понятии системы, виды моделей подразделялись на функциональные, структурные и информационные модели в зависимости от того, какое описание системы положено в основу модели. По общему целевому назначению модели делятся на теоретико-аналитические, используемые при изучении общих свойств и закономерностей процессов, и прикладные, применяемые в целях решения конкретных задач управления: анализа, прогнозирования и планирования. По степени агрегирования объектов моделирования модели экономических систем разделяются на макроэкономические и микроэкономические. Хотя четко разграничения между ними нет, к первым принято относить модели, отражающие функционирование экономики как единого целого, в то время как ко вторым относят модели отдельных фирм, предприятий, организаций. По конкретному предназначению, то есть по цели создания и применения, можно выделить: 1) балансовые модели, выражающие требование соответствия наличия ресурсов и их использования; 2) трендовые модели, в которых развитие моделируемой системы отражается через тренд ее основных показателей; (тренд в экономике — направление преимущественного движения показателей.) 3) оптимизационные модели, предназначенные для осуществления выбора наилучшего варианта из ограниченного множества возможных; 4) имитационные модели, предназначенные для использования в процессе машинной имитации изучаемых систем или процессов и др. По типу информации, используемой в моделях, они делятся на аналитические, построенные на априорной информации, и идентифицируемые, построенные на апостериорной информации. По учету фактора неопределенности модели можно разделить на детерминированные, если в них результаты на выходе однозначно определяются управляющими воздействиями, и стохастические (вероятностные), если при задании на входе модели определенной совокупности значений на ее выходе могут получаться различные результаты в зависимости от действия случайного фактора. По учету фактора времени модели подразделяются на статические модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту). Примеры моделей: классификация животных…., строение молекул, список посаженных деревьев, отчет об обследовании состояния зубов в школе и тд.; и динамические, модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: описание движения тел, развития организмов, процесс химических реакций. Математические модели могут классифицироваться также по характеристике математических объектов, включенных в модель, по типу математического аппарата, используемого в модели. По этому признаку могут быть выделены матричные модели, модели линейного и нелинейного программирования, корреляционно-регрессионные модели, модели теории игр, модели сетевого планирования и управления и т. д. По типу подхода к изучаемым социально-экономическим системам можно подразделить модели на дескриптивные и нормативные. Дескриптивный подход в моделировании предполагает создание модели, предназначенной для описания и объяснения фактически наблюдаемых явлений и/или для прогноза этих явлений. Трендовые модели – яркий пример именно дескриптивных моделей. При нормативном подходе исследователя, управленца интересует не столько то, каким образом устроена и как развивается система, а то, как она должна быть устроена и как должна функционировать в смысле выполнения определенных критериев. Оптимизационные модели, например, по смыслу относятся к нормативным моделям. По целям исследований В зависимости от целей исследования выделяют следующие модели: • функциональные. Предназначены для изучения особенностей работы (функционирования) системы, её назначения во взаимосвязи с внутренними и внешними элементами; • функционально-физические. Предназначены для изучения физических (реальных) явлений, используемых для реализации заложенных в систему функций; • модели процессов и явлений, такие как кинематические, прочностные, динамические и другие. Предназначены для исследования тех или иных свойств и характеристик системы, обеспечивающих её эффективное функционирование. по общему назначению • Технические • Экономические • Социальные и т.д. 7. Общее понятие эконометрических моделей. Виды эконометрических моделей. (дополнительно есть в тетради т.1 вопр.2) Эконометрическая модель, учитывая корреляционные связи, позволяет путем подбора аналитической зависимости построить модель на базисном периоде и при достаточной адекватности модели использовать ее для краткосрочного прогноза. Виды эконометрических моделей: • парная регрессия (устанавливает зависимость между двумя переменными); • множественная регрессия (переменная зависит от двух или более факторов); • система экономических уравнений (факторы от которых зависит переменная требуют не одного, а нескольких уравнений); • модели временных рядов (значение переменной за ряд последовательных моментов времени). Экономические переменные, участвующие в любой эконометрической модели (например y=f(x)), делятся на четыре вида: • экзогенные (независимые) — переменные, значения которых задаются извне. В определенной степени данные переменные являются управляемыми (x); • эндогенные (зависимые) — переменные, значения которых определяются внутри модели, или взаимозависимые (y); • лаговые — экзогенные или эндогенные переменные в эконометрической модели, относящиеся к предыдущим моментам времени и находящиеся в уравнении с переменными, относящимися к текущему моменту времени. Например, xi-1 — лаговая экзогенная переменная, yi-1 — лаговая эндогенная переменная; • предопределенные (объясняющие переменные) — лаговые (xi-1) и текущие (x) экзогенные переменные, а также лаговые эндогенные переменные (yi-1). Тот же вопрос про виды, но подробно: Главным инструментом эконометрического исследования является модель. Выделяют три основных класса эконометрических моделей: 1. модель временных рядов; 2. модели регрессии с одним уравнением; 3. системы одновременных уравнений. Моделью временных рядов называется зависимость результативной переменной от переменной времени или переменных, относящихся к другим моментам времени. К моделям временных рядов, характеризующих зависимость результативной переменной от времени, относятся: а) модель зависимости результативной переменной от трендовой компоненты или модель тренда; К моделям временных рядов, характеризующих зависимость результативной переменной от переменных, датированных другими моментами времени, относятся: а) модели с распределённым лагом, объясняющие вариацию результативной переменной в зависимости от предыдущих значений факторных переменных; б) модели авторегрессии, объясняющие вариацию результативной переменной в зависимости от предыдущих значений результативных переменных; в) модели ожидания, объясняющие вариацию результативной переменной в зависимости от будущих значений факторных или результативных переменных. Кроме рассмотренной классификации, модели временных рядов делятся на модели, построенные по стационарным и нестационарным временным рядам. Стационарным временным рядом называется временной ряд, который характеризуется постоянными во времени средней, дисперсией и автокорреляцией, т. е. данный временной ряд не содержит трендовой и сезонной компонент. Нестационарным временным рядом называется временной ряд, который содержит трендовую и сезонную компоненты. Моделью регрессии с одним уравнением называется зависимость результативной переменной, обозначаемой как у, от факторных (независимых) переменных, обозначаемых как х1, х2, …, хn. Данную зависимость можно представить в виде функции регрессии или модели регрессии: y=f(x, β)=f(х1, х2, …, хn, β 1…β k) где β 1…β k – параметры модели регрессии. Можно выделить две основных классификации моделей регрессии:: а) классификация моделей регрессии на парные и множественные регрессии в зависимости от числа факторных переменных; б) классификация моделей регрессии на линейные и нелинейные регрессии в зависимости от вида функции f(x, β). В качестве примеров моделей регрессии с одним уравнением можно привести следующие модели: а) производственная функция вида Q=f(L, K), выражающая зависимость объёма производства определённого товара (Q) от производственных факторов – от затрат капитала (К) и затрат труда (L); б) функция цены Р=f(Q, Pk), характеризующая зависимость цены определённого товара (Р) от объема поставки (Q) и от цен конкурирующих товаров (Pk); в) функция спроса Qd=f(P, Pk, I), характеризующая зависимость величины спроса на определённый товар (Р) от цены данного товара (Р), от цен товаров-конкурентов (Pk) и от реальных доходов потребителей (I). Системой одновременных уравнений называется модель, которая описывается системами взаимозависимых регрессионных уравнений. Системы одновременных уравнений могут включать в себя тождества и регрессионные уравнения, в каждое из которых могут входить не только факторные переменные, но и результативные переменные из других уравнений системы. Регрессионные уравнения, входящие в систему одновременных уравнений, называются поведенческими уравнениями. В поведенческих уравнениях значения параметров являются неизвестными и подлежат оцениванию. Основное отличие тождеств от регрессионных уравнений заключается в том, что их вид и значения параметров известны заранее. Примером системы одновременных уравнений является модель спроса и предложения, в которую входит три уравнения: а) уравнение предложения: =а0+а1*Рt+a2*Pt-1; б) уравнение спроса: =b0+b1* Рt+b2*It; в) тождество равновесия: QSt = Qdt, где QSt – предложение товара в момент времени t; Qdt – спрос на товар в момент времени t; Рt – цена товара в момент времени t; Pt-1 – цена товара в предшествующий момент времени (t-1); It – доход потребителей в момент времени. В модели спроса и предложения выражаются две результативные переменные: а) Qt – объём спроса, равный объёму предложения в момент времени t; б) Pt – цена товара в момент времени t. 8. Процесс построения эконометрической модели. (6 вопрос из статистики) Выделяют семь основных этапов эконометрического моделирования: 1) постановочный этап, в процессе осуществления которого определяются конечные цели и задачи исследования, а также совокупность включённых в модель факторных и результативных экономических переменных. При этом включение в эконометрическую модель той или иной переменной должно быть теоретически обоснованно и не должно быть слишком большим. Между факторными переменными не должно быть функциональной или тесной корреляционной связи, потому что это приводит к наличию в модели мультиколлинеарности и негативно сказывается на результатах всего процесса моделирования; 2) априорный этап, в процессе осуществления которого проводится теоретический анализ сущности исследуемого процесса, а также формирование и формализация известной до начала моделирования (априорной) информации и исходных допущений, касающихся в частности природы исходных статистических данных и случайных остаточных составляющих в виде ряда гипотез; 3) этап параметризации (моделирования), в процессе осуществления которого выбирается общий вид модели и определяется состав и формы входящих в неё связей, т. е. происходит непосредственно моделирование. К основным задачам этапа параметризации относятся: а) выбор наиболее оптимальной функции зависимости результативной переменной от факторных переменных. При возникновении ситуации выбора между нелинейной и линейной функциями зависимости, предпочтение всегда отдаётся линейной функции, как наиболее простой и надёжной; б) задача спецификации модели, в которую входят такие подзадачи, как аппроксимация математической формой выявленных связей и соотношений между переменными, определение результативных и факторных переменных, формулировка исходных предпосылок и ограничений модели. 4) информационный этап - сбор необходимой статистической информации, т.е. регистрация значений участвующих в модели факторов и показателей; а также анализ качества собранной информации; 5) этап идентификации модели, в ходе осуществления которого происходит статистический анализ модели и оцененивание неизвестных параметров. Данный этап непосредственно связан с проблемой идентифицируемости модели, т. е. ответа на вопрос «Возможно ли восстановить значения неизвестных параметров модели по имеющимся исходным данным в соответствии с решением, принятым на этапе параметризации». После положительного ответа на этот вопрос решается проблема идентификации модели, т. е. реализуется математически корректная процедура оценивания неизвестных параметров модели по имеющимся исходным данным; 6) этап оценки качества модели, в ходе осуществления которого проверяется достоверность и адекватность модели, т. е. определяется, насколько успешно решены задачи спецификации и идентификации модели, какова точность расчётов, полученных на её основе. Построенная модель должна быть адекватна реальному экономическому процессу. Если качество модели является неудовлетворительным, то происходит возврат ко второму этапу моделирования; 7) этап интерпретации результатов моделирования. К наиболее распространённым эконометрическим моделям относятся: 1. модели потребительского и сберегательного потребления; 2. модели взаимосвязи риска и доходности ценных бумаг; 3. модели предложения труда; 4. макроэкономические модели (модель роста); 5. модели инвестиций; 6. маркетинговые модели; 7. модели валютных курсов и валютных кризисов и др. Эконометрическое исследование связано с решением следующих проблем: 1. качественный анализ связей экономических переменных, т. е. определение зависимых (yi) и независимых (хi) переменных; 2. изучение соответствующего раздела экономической теории; 3. подбор данных; 4. спецификация формы связи между yi и хi; 5. оценка неизвестных параметров модели; 6. проверка ряда гипотез о свойствах распределения вероятностей для случайной компоненты (гипотезы о средней дисперсии и ковариации); 7. анализ мультиколлинеарности объясняющих переменных, оценка ее статистической значимости, определение переменных, ответственных за мультиколлинеарность; 8. введение фиктивных переменных; 9. выявление автокорреляции; 10. выявление тренда, циклической и случайной компонент; 11. проверка остатков модели на гетероскедастичность; 12. анализ структуры связей и построения системы одновременных уравнений; 13. проверка условия идентификации; 14. оценка параметров системы одновременных уравнений; 15. проблемы моделирования на основе системы временных рядов; 16. построение рекурсивных моделей, авторегрессионных моделей; 17. выработка управленческих решений 18. прогноз экономических показателей, характеризующих изучаемый процесс; 19. моделирование поведения процесса при различных значениях независимых (факторных) переменных.
|