Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционного строя Российской Федерации.






 

Важнейшей составляющей основ конституционного строя РФ является то, что в основу построения и осуществления государственной власти в России положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть разделения властей заключается в относительной самостоятельности государственных органов принадлежащих к определенной ветви власти в своей деятельности. Разделение властей предполагает также возможность государственного органа противопоставить собственное мнение мнению другого органа, принадлежащего к другой ветви власти, в четком распределении полномочий между государственными органами и возможности противостоять захвату власти одной из ветвей, государственным органом или должностным лицом. Конституция гарантирует невмешательство государственных органов различных ветвей власти в компетенцию друг друга.

Теория разделения властей была обусловлена борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютиз­ма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Идею разделения властей впервые высказал Дж. Локк. Он же первый исследовал эту проблему с точки зрения представительной демократии посредством анали­за существенных черт английской конституции. Именно у Дж. Локка почерпнул эту идею Ш. Л. Монтескье: он видел в идее разделения властей гарантию свободы личности, без которой немыслима демократия. Ш. Л. Монтескье писал, что в каждом государстве есть три рода власти: законода­тельная, исполнительная и судебная, которые имеют доста­точно определенную компетенцию. В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или за­ключает мир, посылает или принимает послов, обеспечива­ет безопасность, предотвращает нашествие. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц.

Последовательно рассмотрев каждую из указанных вла­стей, а также различные их взаимные комбинации, Мон­тескье пришел к выводу; главная опасность для свободы граждан заключается в объединении всех трех властей в одних руках, которое делает гражданина совершенно без­защитным перед лицом государства.

Фундаментальное значение имеет положение Монте­скье о том, что объединение законодательной и исполни­тельной властей ведет к абсолютизму, а потому в принципе они должны быть отделены друг от друта. Главной задачей судебной власти Монтескье называл защиту прав граждан. Какая-либо форма ее зависимости ведет к тирании. Все эти власти - законодательная, исполнительная и судебная - находятся в тесной взаимозависимости и взаимодействии друг с другом, в результате чего на практике они ограничи­вают друг друга.

Суть разделения властей - в обеспечении защиты власти свободы граждан путем создания системы «сдержек и про­тивовесов», нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должност­ным лицом. Концепцию разделения властей Ш. Л. Монте­скье принято называть организационно-правовой.

В отличие от Монтескье Руссо счи­тал, что законодательная, исполнительная и судебная вла­сти - особые проявления единой власти народа. Заслуга Руссо - указание на источник власти - на­род. Концепцию разделения властей Руссо назы­вают социологической.

Модель организации власти, которая была предложена Монтескье и отражена в теории, можно назвать горизон­тальным разделением властей. Она выдержала проверку временем и стала краеугольным камнем современного кон­ституционализма в демократических государствах. Консти­туции практически всех стран мира закрепляют этот прин­цип, ставший неотъемлемым признаком демократического правового государства.

В федеративных государствах кроме горизонтального разделения властей существует и вертикальное разделение, под которым понимается разделение полномочий между федерацией и ее субъектами. Здесь необходимо оптимальное сочетание централиза­ции в решении общих вопросов Федерации и ее субъектов с самостоятельностью как субъектов РФ, так и органов местного самоуправления в решении вопросов, входящих в их компетенцию. Чрезмерная централизация порождает бюрократизм, волокиту, глушит инициативу и творчество. Чрезмерная децентрализация порождает сепаратизм субъ­ектов Федерации и муниципальных образований, разруша­ет государственность.

Концепция разделения властей была и остается пред­метом острых дискуссий. Несмотря на разные суждения о конкретном содержании принципа, можно выделить ряд общепризнанных основных положений.

· В демократическом правовом государстве должны раз­дельно функционировать три независимые, равные и взаимо­уравновешенные власти - законодательная, исполнительная и судебная в целях обеспечения наибольшей эффективности народовластия.

· Разделение властей понимается не как противостоя­ние и конфронтация, а как разумное разграничение полно­мочий между ветвями власти, которое устанавливается в конституциях и иных основных законах каждого государ­ства в соответствии с господствующим в нем пониманием сущности демократии как народовластия. Законы долж­ны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом государственной власти. Исполнительные органы государственной власти занима­ются исполнением законов. Судебные органы независимы и самостоятельны в отправлении правосудия. Не допускается сосредоточение функций различных ветвей власти в одном органе, а следовательно, и совмещение депутатского мандата с занятием должности на государственной службе.

· Все три ветви власти должны находиться во взаимном равновесии, чтобы ни одна из них не могла получить преоб­ладание над другими. Это достигается посредством систе­мы сдержек и противовесов, нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдель­ным должностным лицом. Споры о компетенции должны решаться Конституционным Судом РФ.

· Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство государственного ме­ханизма. Не может рассматриваться как нарушающее прин­цип разделения властей представление (органом исполни­тельной власти органу законодательной власти) докладов, посланий и других сообщений, имеющих информационный характер. Обязанность исполнительной власти отчитывать­ся по определенным вопросам перед представительной вла­стью вытекает из природы исполнительной власти как вла­сти, исполняющей закон.

 

Законодательную власть на федеральном уровне осу­ществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, а в субъектах РФ - законодательные (представительные) органы государственной власти.   Исполнительная власть в Российской Федерации в це­лом принадлежит Правительству РФ, а в субъектах Федера­ции - высшему должностному лицу субъекта РФ (руково­дителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и правительствам субъектов РФ.   Судебную власть осуществляют суды. На федеральном уровне к числу судов относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. На регионально-республиканском уровне действуют конститу­ционные суды (в республиках), уставные (в краях и обла­стях, в автономной области, автономных округах) суды, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи

 

Такое содержание принципа разделения властей при­суще Конституции РФ в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношений трех властей. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную. Органами, осуществляющими государ­ственную власть в Российской Федерации, являются Пре­зидент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11 Конституции РФ).

Разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для феде­рального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.

К какой ветви власти относится Президент России? Многие авторы делают вывод о существовании в России четвертой власти - президентской. В качестве аргумента в пользу выделения президентской власти авторы приводят формулировку ст. 11 Конституции РФ, называющей Президента России в числе государ­ственных органов, осуществляющих федеральную государ­ственную власть.

В ст. 10 говорится о трех формах осуществления государ­ственной власти - о трех ветвях государственной власти. А в ст. 11 речь идет не о ветвях государственной власти, а о тех органах, которые осуществляют государственную власть. Одна ветвь государственной власти может осуществляться несколькими государственными органами. Примером тому служит судебная власть в Российской Федерации, которую на федеральном уровне осуществля­ют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Выс­ший Арбитражный Суд РФ. И если судебная власть осуществляется несколькими государственными органами, то исполнительная власть также может осуществляться не­сколькими государственными органами. Это фактически имеет место на уровне субъектов Федерации, где испол­нительная власть осуществляется:

· высшими должност­ными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъек­тов РФ)

· правительствами субъектов Федерации. Сле­довательно, правомочен вывод о том, что Президент РФ входит в систему исполнительной власти.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал