Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционного строя Российской Федерации.
Важнейшей составляющей основ конституционного строя РФ является то, что в основу построения и осуществления государственной власти в России положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть разделения властей заключается в относительной самостоятельности государственных органов принадлежащих к определенной ветви власти в своей деятельности. Разделение властей предполагает также возможность государственного органа противопоставить собственное мнение мнению другого органа, принадлежащего к другой ветви власти, в четком распределении полномочий между государственными органами и возможности противостоять захвату власти одной из ветвей, государственным органом или должностным лицом. Конституция гарантирует невмешательство государственных органов различных ветвей власти в компетенцию друг друга. Теория разделения властей была обусловлена борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Идею разделения властей впервые высказал Дж. Локк. Он же первый исследовал эту проблему с точки зрения представительной демократии посредством анализа существенных черт английской конституции. Именно у Дж. Локка почерпнул эту идею Ш. Л. Монтескье: он видел в идее разделения властей гарантию свободы личности, без которой немыслима демократия. Ш. Л. Монтескье писал, что в каждом государстве есть три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые имеют достаточно определенную компетенцию. В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествие. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последовательно рассмотрев каждую из указанных властей, а также различные их взаимные комбинации, Монтескье пришел к выводу; главная опасность для свободы граждан заключается в объединении всех трех властей в одних руках, которое делает гражданина совершенно беззащитным перед лицом государства. Фундаментальное значение имеет положение Монтескье о том, что объединение законодательной и исполнительной властей ведет к абсолютизму, а потому в принципе они должны быть отделены друг от друта. Главной задачей судебной власти Монтескье называл защиту прав граждан. Какая-либо форма ее зависимости ведет к тирании. Все эти власти - законодательная, исполнительная и судебная - находятся в тесной взаимозависимости и взаимодействии друг с другом, в результате чего на практике они ограничивают друг друга. Суть разделения властей - в обеспечении защиты власти свободы граждан путем создания системы «сдержек и противовесов», нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом. Концепцию разделения властей Ш. Л. Монтескье принято называть организационно-правовой. В отличие от Монтескье Руссо считал, что законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа. Заслуга Руссо - указание на источник власти - народ. Концепцию разделения властей Руссо называют социологической. Модель организации власти, которая была предложена Монтескье и отражена в теории, можно назвать горизонтальным разделением властей. Она выдержала проверку временем и стала краеугольным камнем современного конституционализма в демократических государствах. Конституции практически всех стран мира закрепляют этот принцип, ставший неотъемлемым признаком демократического правового государства. В федеративных государствах кроме горизонтального разделения властей существует и вертикальное разделение, под которым понимается разделение полномочий между федерацией и ее субъектами. Здесь необходимо оптимальное сочетание централизации в решении общих вопросов Федерации и ее субъектов с самостоятельностью как субъектов РФ, так и органов местного самоуправления в решении вопросов, входящих в их компетенцию. Чрезмерная централизация порождает бюрократизм, волокиту, глушит инициативу и творчество. Чрезмерная децентрализация порождает сепаратизм субъектов Федерации и муниципальных образований, разрушает государственность. Концепция разделения властей была и остается предметом острых дискуссий. Несмотря на разные суждения о конкретном содержании принципа, можно выделить ряд общепризнанных основных положений. · В демократическом правовом государстве должны раздельно функционировать три независимые, равные и взаимоуравновешенные власти - законодательная, исполнительная и судебная в целях обеспечения наибольшей эффективности народовластия. · Разделение властей понимается не как противостояние и конфронтация, а как разумное разграничение полномочий между ветвями власти, которое устанавливается в конституциях и иных основных законах каждого государства в соответствии с господствующим в нем пониманием сущности демократии как народовластия. Законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом государственной власти. Исполнительные органы государственной власти занимаются исполнением законов. Судебные органы независимы и самостоятельны в отправлении правосудия. Не допускается сосредоточение функций различных ветвей власти в одном органе, а следовательно, и совмещение депутатского мандата с занятием должности на государственной службе. · Все три ветви власти должны находиться во взаимном равновесии, чтобы ни одна из них не могла получить преобладание над другими. Это достигается посредством системы сдержек и противовесов, нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом. Споры о компетенции должны решаться Конституционным Судом РФ. · Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство государственного механизма. Не может рассматриваться как нарушающее принцип разделения властей представление (органом исполнительной власти органу законодательной власти) докладов, посланий и других сообщений, имеющих информационный характер. Обязанность исполнительной власти отчитываться по определенным вопросам перед представительной властью вытекает из природы исполнительной власти как власти, исполняющей закон.
Такое содержание принципа разделения властей присуще Конституции РФ в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношений трех властей. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органами, осуществляющими государственную власть в Российской Федерации, являются Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11 Конституции РФ). Разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. К какой ветви власти относится Президент России? Многие авторы делают вывод о существовании в России четвертой власти - президентской. В качестве аргумента в пользу выделения президентской власти авторы приводят формулировку ст. 11 Конституции РФ, называющей Президента России в числе государственных органов, осуществляющих федеральную государственную власть. В ст. 10 говорится о трех формах осуществления государственной власти - о трех ветвях государственной власти. А в ст. 11 речь идет не о ветвях государственной власти, а о тех органах, которые осуществляют государственную власть. Одна ветвь государственной власти может осуществляться несколькими государственными органами. Примером тому служит судебная власть в Российской Федерации, которую на федеральном уровне осуществляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. И если судебная власть осуществляется несколькими государственными органами, то исполнительная власть также может осуществляться несколькими государственными органами. Это фактически имеет место на уровне субъектов Федерации, где исполнительная власть осуществляется: · высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) · правительствами субъектов Федерации. Следовательно, правомочен вывод о том, что Президент РФ входит в систему исполнительной власти.
|