Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Российской Федерации. Россия как социальное государство
Россия как социальное государство. Как и формула о России как правовом государстве, данное конституционное положение сегодня больше отражает стремление, цель, задачу стать таким государством, нежели уже достигнутую реальность. И тем не менее формулирование в КРФ такого стремления, таких целей и задач имеет большое значение, ибо без этого трудно рассчитывать на постепенное складывание и утверждение у нас все большего числа общих черт социального государства и соответствующей этому социальной политики. Положения КРФ направлены на то, чтобы политика государства обеспечивала создание максимально возможных на данном этапе развития страны благоприятных условий и возможностей обеспечения достойной жизни и свободы человека, в том числе и путем регулирования им социально-экономических сфер, а также защиты и поддержки малоимущих и слабо социально защищенных слоев населения. Статья 7 КРФ гласит, что РФ — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой формуле обращает на себя внимание прежде всего указание на органическую взаимосвязь социального характера государства с его демократическим и правовым характером. В принципе и тоталитарное государство может обеспечить на какое-то время достаточно высокий материальный уровень жизни, но от этого оно не будет действительно социальным, ибо в последнем высокий или достойный уровень материальной обеспеченности населения не может достигаться за счет ограничения или подавления его свободы. Социальный характер РФ находит свое выражение и в том, что, согласно ч. 2 ст. 7 КРФ, государство обязуется обеспечить: охрану труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Кроме того, такой характер российской государственности более широко и подробно раскрывается в ряде других статей КРФ, характеризующих социальные права и свободы граждан и их гарантии (ст. 37—43), о которых уже говорилось выше (см. § 6 гл. 4). + бесплатное обеспечение малоимущих жильем, предоставление различных компенсационных выплат и др. Конституционные положения о социальной политике РФ конкретизируются и развиваются в целой серии специальных федеральных законов, например, «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ» Социальное обслуживание населения РФ осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Идеологическое и политическое многообразие как основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений.
Конституция РФ в ст. 13 закрепляет идеологическое и политическое многообразие, плюрализм. Основные характеристики данного принципа: · идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания; · невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению (и политическому), и государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной - ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова; · принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими; · свобода общественных объединений. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом; · пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы свободы Конституция устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены: o на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; o на подрыв безопасности государства; o на создание вооруженных формирований; o на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Плюрализм предполагает, что в обществе могут свободно формироваться и пропагандироваться политические взгляды и теории, граждане вправе создавать любые объединения, преследующие политические цели. Демократия представляет собой не статическое состояние общества, а его постоянное развитие, выражающееся в непрерывном столкновении интересов социальных слоев, групп, партий. Во всех современных демократических государствах власть в значительной степени раздроблена (децентрализована) между множеством политических, профессиональных, экономических, социальных, культурных и религиозных организаций. Все граждане и их объединения формально в равной мере допускаются к участию в управлении государством. Формально равный доступ к власти, местному самоуправлению означает свободную конкуренцию политических интересов. Объединения граждан мобилизуют общественное мнение, вырабатывают компромиссные решения, выполняют посреднические функции между различными социальными группами, представляющими их социальную базу. Плюрализм как основа конституционного строя предполагает: · стимулирование многообразия общественной жизни, автономии; · наличие противоречивости мнений, оппозиции, противостояния политических сил, существование конфликтов; · поддержание равновесия между альтернативными общественными структурами с помощью системы сдерживания. Достоинство плюрализма в том, что меньшинство предлагает альтернативу господствующему в данный момент направлению. Оно является законной оппозицией существующему большинству, как и наоборот: господствующее большинство постоянно является потенциальным меньшинством. Возможность смены ведущих политических групп создает возможность единения, так как меньшинство в своем стремлении стать большинством должно согласовывать возможно большее количество частных интересов. Такое сосуществование порождает определенное равноправие политических сил, имеющих своим следствием то, что уменьшается опасность злоупотребления властью. Посредством обмена мнениями плюрализм позволяет отражать, учитывать и примирять все эти различия и противоречия, достигать определенного компромисса, устраивающего все участвующие стороны, что делает принуждение излишним. Поэтому на всех стадиях демократического процесса первоочередными средствами решения возникающих проблем являются переговоры и соглашения, политический компромисс. Конституция выделяет два вида плюрализма: идеологический и политический. Идеология представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Идеологическое многообразие предполагает возможность граждан и их объединений: вырабатывать, предлагать обществу и государству взгляды на политическое, экономическое устройство России; пропагандировать эти взгляды и идеи всеми доступными средствами, в том числе посредством разработки политических программ политическими партиями; публично защищать свою идеологию. Конституция РФ провозглашает, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 2 ст. 13). Это означает равноправие идеологий в Российской Федерации, возможность граждан добровольно выбирать и придерживаться той или иной идеологии. Лица, занимающие должности на государственной и муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, не могут бытъ связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. Президент РФ вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий. Идеологическое многообразие естественно дополняется политическим многообразием, которое предполагает равенство перед законом всех общественных объединений. При этом запрещается создание и деятельность общественных объединений, пели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» усиливает ответственность за экстремистскую деятельность. Если ранее ответственность за экстремистскую деятельность несли только физические лица, то теперь ответственность распространяется и на юридические лица. Формами такой ответственности могут быть: приостановление деятельности юридического лица при одновременной подаче иска в суд о ее запрете и его ликвидации; ликвидация юридического лица по судебному решению. Самой развитой формой политического плюрализма является многопартийность, обусловленная многообразием интересов различных классов и социальных слоев общества. Многопартийность предполагает борьбу различных классов и слоев общества за представительство в парламенте, влияние на содержание законов, принимаемых парламентом, на формирование правительства, на внутреннюю и внешнюю политику, осуществляемую им. Реальная многопартийность предполагает чередование партий в парламенте, периодическую их смену посредством добровольных и свободных выборов, что обеспечивает узаконение властных институтов и исключает возможность длительного застоя и их глубокого перерождения. Важным признаком реальной многопартийности является наличие политической оппозиции. Под политической оппозицией следует понимать политические партии и общественные движения, которые действуют организованно и стремятся взять власть из рук правящей партии. Методами действия политической оппозиции являются организованные политические акции: митинги, демонстрации, стачки, забастовки, формирование общественного мнения с помощью СМИ, парламентской деятельности и т.д.
ФЗ " О политических партиях", ФЗ " Об общественных объединениях». Право граждан РФ на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий. *Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. * Политическая партия должна отвечать следующим требованиям: политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; в политической партии должно состоять: с 1 января 2012 года - не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии. * Цели: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах. *Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. * Ограничения на создание: запрещаются создание и деятельность действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Не допускается создание по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Создание и деятельность на территории РФ политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются. * Способы создания: *Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. *Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии. *Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ " О гос. регистр. ю/л и ИП" * Политическая партия, вправе: свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; участвовать в выработке решений ОГВ и ОМСУ в порядке и объеме, установленных настоящим ФЗ; участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством РФ; организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия; защищать свои права и представлять законные интересы своих членов; осуществлять предприним. деятельность. * Политическая партия обязаны: соблюдать в своей деятельности законодательство РФ, допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия проводимые политической партией, Политическая партия ежегодно представляет в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения, а также информацию о региональных отделениях, *Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. *В случае нарушения политической партией законодательства выносится письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае, если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены может быть приостановлена на срок до 6 месяцев. *Ликвидация политической партии: Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа, по решению ВС РФ в случае не устранения в установленный решением суда срок нарушений; неучастия политической партии в выборах; отсутствия необходимого числа членов политической партии.
|