Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Социально-культурная услуга и культурный продукт как товар.
Учреждения культуры за годы реформ перестали быть монополистами на рынке культурных услуг. Сейчас культурная сфера развивается в условиях конкуренции как внешней, так и внутренней, и следует признать, что все более серьезным конкурентом на рынке свободного времени становятся торговые предприятия.Известно, что многие люди (особенно женщины) рассматривают шопинг как отдых и средство психологической разгрузки. Поэтому магазины, помимо своего основного профиля, стали активно предлагать досуговые услуги. Например, торговый центр " Атриум" в Москве собрал под одной крышей не только бутики и сеть ресторанов, но и киноцентр с девятью залами, и детский клуб, где можно оставить ребенка на время похода по магазинам, то есть здесь создана разносторонняя торгово-развлекательная рекреационная зона для всей семьи. Разумеется, владельцы подобных центров преследуют не социокультурные, а исключительно прагматичные цели: предлагая " непрофильные" досуговые товары, они не только выручают дополнительные средства, но и задерживают потенциального покупателя на своих площадях. Даже небольшие магазины все чаще используют исконно принадлежащие культуре сферы деятельности для своих целей. Например, бутик " Эр-мес", расположенный в старинном особнячке на Кузнецком мосту, превратил свои антресоли в выставочное пространство. При этом его владельцы заключили с Музеем архитектуры договор о подготовке сменных экспозиций на профессиональном и высокохудожественном уровне. Другой бутик -" Джеймс" на Тверской улице - оборудовал в подвале библиотеку и видеосалон. Оба бутика представляют собой " симбиоз" магазина, ресторана, выставочного зала и площадки для художественных акций. Расчет очевиден: задержать посетителя в своих 'стенах как можно дольше, создав среду благоприятного времяпрепровождения. Ну а если кому-то из гостей захочется что-нибудь купить из представленных коллекций, хозяева этому будут только рады. В структуре же услуг, предоставляемых учреждениями культуры, заметно преобладание традиционного набора. Однако традиционный не значит устаревший. Отрасль культуры сегодня владеет достаточным пакетом предложений для продажи. А эффективность продаж: зависит от того, насколько менеджеры способны превратить культурный продукт в товар. Культурный продукт - это услуга, в определенном формате предлагаемая потребителю. Обычно под культурным продуктом подразумевают: - ресурсы культурно-исторического наследия (исторические, культурные, архитектурные достопримечательности); - основные средства его представления (музеи, галереи, концертные учреждения и др.); - результаты культурной деятельности (выставки, экспозиции, массовые мероприятия, концерты и пр.). Не удивительно, что наиболее конкурентоспособными оказались музеи и театры. Увеличение количества их посетителей тесно связано с ориентацией этих учреждений на рынок и отношением к посетителям как " потребителям". Именно эти организации наиболее гибко реагируют на изменение вкусов и предпочтений, пополняя традиционный список новыми товарами и услугами. Таким образом участие культурного продукта в рыночной конкуренции заставляет учреждения культуры расширять границы своей деятельности за счет использования новых областей знаний, методов и технологий. Услуга – любое мероприятие, которое одна сторона может предложить другой и которое неосязаемое и не приводит к завладению чем-либо. Культурная услуга: - формирует систему ценностей, новые потребности личности и общества; - задает образцы и стандарты поведения в обществе; - вызывает ответное, позитивное действие; - способствует снятию напряжения в социуме; - противодействует деструктивным процессам в обществе; - выполняет функции реабилитации и/или адаптации индивидуума в сообществе. Действие культурной услуги – не моментальное, а имеет длительный и долговременный характер, имеющий социальный и экономический эффект. Характеристики присущие услуге: а) неосязаемость, результат услуги невозможно предвидеть, в таком случае потребителю приходится верить на слово; б) неотделимость от источника, тогда когда товар в материальном виде существует независимо от присутствия или отсутствия его источника; в) непостоянство качества – качеств услуги колеблется в широких пределах в зависимости от поставщиков, от времени и места оказания услуги; г) несохраняемость услуги. Культурную услугу на сегодняшний день можно обнаружить в других сферах (образовании, социальной сфере, политике, экономике и т.д.).
Вопросы к теме: 1.Конкуренция на рынке культурных услуг. (Конкуренция в условиях г.Чебоксары.) 2. Понятия «культурный продукт» и «услуга». 3. Основные характеристики услуги. (Раскрыть на примере своей специализации.)
|