Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление и развитие пенсионного рынка Казахстана.
В результате возникновения объективных трудностей в системе пенсионного обеспечения в Казахстане, вызванных увеличением доли престарелых граждан в общей численности населения возникла необходимость в безотлагательном реформировании пенсионной системы страны. Основным принципом проведения реформы является переход принципа солидарности поколений к принципу персональных пенсионных сбережений, от государственной преимущественно к негосударственной накопительной пенсионной системе, представляющей наиболее прогрессивную чилийскую модель, которая датируется началом 1980-х годов. В связи с этим в марте 1997 года Правительством РК была одобрена «Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в республике Казахстан» и 20 июня 1997 года принят Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» Основными причинами кризисного положения системы пенсионного обеспечения Казахстана, являются: а) уменьшение соотношения между количеством работающих и количеством состоявшихся пенсионеров в результате старения населения, падения рождаемости, увеличения безработицы б) высокие размеры обязательных отчислений во внебюджетные фонды (суммарная величина достигала 32 %) и отсутствие связи с выплатами, приводило к хроническим неплатежам, уклонению от платежей, декларированию минимального дохода в отчетах для внебюджетных фондов и даже уклонению от регистрации вообще, в налоговых органах, но с продолжением активной уставной деятельности. Невысокие поступления пенсионному фонду обуславливали необходимость в увеличении налогов, взимаемых с той части дохода, которая декларировалась, что в свою очередь уменьшало выплату и толкало на уклонение от налогов тех, кто еще что-то платил, а это, в свою очередь, приводило к еще более высоким налогам. в) отсутствие персонифицированного учета пенсионных взносов приводило к отсутствию Индивидуальной ответственности и заинтересованности в обеспечении старости; г) практически полностью отсутствует контроль за самозанятым населением. Например, за первое полугодие 1996 года сумма взносов : , предприятий составила 34, 7 миллиардов тенге, а от самозанятого населения - только 2, 4 миллиарда тенге; д) неконтролируемое использование средств внебюджетных фондов; е) ввиду неодинаковой возможности разных областей выплачивать пенсии из местных поступлений. Министерство труда и социальной защиты населения РК создало механизм перераспределения поступлений. Ежемесячно 30% собранных взносов направляются на республиканский счет. Министерство перераспределяет эти поступления по областям, имеющим дефицит. Различия в пенсионных выплатах по областям несправедливы и ослабляют чувство национальной солидарности социальной защиты населения. Кроме того, это неэффективно. Области с высоким уровнем дохода имеют меньший стимул для сбора всех взносов, поскольку они теряют большую часть или все собранные поступления, превышающие сумму выплаты их пенсионерам, особенно если они имеют возможность выплатить своим пенсионерам из 70 процентов сохраненных поступлений. Казахстан должен перейти к действительно национальной системе сбора поступлений и пенсионных выплат, при которой получатели пенсии и вкладчики обслуживаются одинаково, независимо от того, где они проживают; ж) децентрализация власти на местах, приведшая к двойственности административной структуры управления: с одной, стороны, операции на региональном уровне осуществляются подразделениями министерств, с другой- все региональные организации подчиняются Акимам; з) хронические, многочисленные невыплаты пенсий пенсионерам, достигающие десятки миллиардов тенге; В результате реализации пенсионной реформы постепенно уменьшился удельный вес расходов на пенсии, а, в свою очередь, выросли доходы, таким образом, обеспечивая создание накоплений финансовых ресурсов в бюджете социального страхования. Эти ресурсы можно использовать для введения в действие схемы государственных фондированных пенсий. Для сокращения удельного веса расходов на пенсии главным образом должно повлиять повышение фактического пенсионного возраста, а так же рост удельного веса социально застрахованных лиц. При этом новая пенсионная система должна стимулировать население к еще более активному включению в систему социального страхования, к декларированию своих доходов полностью, а так же к увеличению продолжительности своей трудовой деятельности. Ожидалось, что реализация реформы пенсионной системы положительно повлияет на макроэкономическое состояние государства и введение схемы государственных фондированных пенсий и частных пенсионных фондов обеспечит образование объемного долгосрочного финансового капитала, который будет способствовать развитию рынка каптала в Казахстане. В то же время, снижение ставки социального страхования для работодателей и возросший интерес индивидуумов о включении в систему социального страхования уменьшит удельный вес теневой экономики в отраслях экономики страны. Эти причины привели к реформированию пенсионной системы государства, при которой рекомендовалось придерживаться принципов, предлагаемых экспертами международных организаций, а именно, быть приемлемой и устойчивой, стабильной, эффективной, действовать при минимальной административной стоимости. А пенсия должна быть справедливой по отношению ко всем. При этом немаловажной особенностью реализации пенсионной реформы должна быть перестройка сознания основной массы граждан Казахстана. Согласно новой реформе увеличен возраст выхода на пенсию: мужчинам - по достижении возраста 63 лет, женщинам по достижении возраста 58 лет, но происходило это не одномоментно, а плавно: С 1 января 1998г. - мужчинам по достижении 61 года, женщинам по достижении 55 лет; С 1 июля 1998 г. - мужчинам по достижении 61, 5 года, женщинам по достижении 56, 5 лет; С 1 июля 1999 г. - мужчинам по достижении 62 лет, женщинам по достижении 57 лет; С 1 июля 2000 г. - мужчинам по достижении 62, 5 лет, женщинам по достижении 57, 5 лет; С 1 июля 2001 г. - мужчинам по достижении 63 лет, женщинам по достижении 58 лет. Начиная с 1 января 1998 года ликвидированы все привилегированные пенсии и требования для выхода на пенсию для всех граждан стали одинаковыми. При солидарной системе пенсионного обеспечения все субъекты секторов экономики платили в государственный пенсионный фонд 25, 5 % от фонда оплаты труда (ФОТ). Произошло разделение этих 25 % на два потока: Первый в размере 15%/ от ФОТ стал поступать в качестве пенсионного взноса в государственный пенсионный фонд, который сейчас преобразован в государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП) и возможности которого были существенно расширены. Из этих 15 % ГЦВП выплачивает, состоявшимся до 1 января 1998г., пенсионерам текущие пенсии' и стал выплачивать пенсии будущим пенсионерам, но в размере пропорциональном количеству лет трудового стажа, которые наработает выходящий на пенсию гражданин до 1 января 1998г. Второй в размере 10 % от ФОТ стал поступать в качестве обязательного пенсионного взноса на индивидуальный пенсионный счет в государственный или негосударственный пенсионный фонд в соответствии с пенсионным договором, который вкладчик заключил по собственному выбору. При этом вкладчик имеет право не более 2 раз в году поменять пенсионный фонд без объяснения причины. Созданы накопительные негосударственные пенсионные фонды в виде акционерных обществ закрытого типа.
|