Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп насел ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
№ 23 Инвестиционный процесс можно определить как -совокупное движение инвестиций различных форм и уровней. Осуществление инвестиционного процесса в экономике любого типа предполагает наличие ряда условий, основными из которых являются: достаточный для инвестиционной сферы ресурсный потенциал; наличие экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах; механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности. В качестве основных этапов инвестиционного процесса выделяются три этапа. На первом (подготовительном) этапе - этапе принятия решения об инвестировании - в рамках его первой фазы формируют цели инвестирования, во второй фазе определяют направление инвестирования и в третьей фазе происходит выбор конкретных объектов для инвестирования, подготовка и заключение инвестиционного договора, в котором определяются права и обязанности участников договора в отношении величины вкладываемых средств, сроков и порядка инвестиций, взаимодействие сторон при осуществлении инвестиционного процесса, порядок пользования объектом инвестиций, отношения собственности на созданный объект инвестиций, распределение будущих доходов от эксплуатации объекта и т. Инвестиции — это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Виды инвестиций по объекту инвестирования: Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах): Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы) Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены): Виды инвестиций по основным целям инвестирования: - Прямые инвестиции — инвестиции в материальное производство и сбыт с целью участия в управлении предприятием - Портфельные инвестиции — инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги. - Реальные инвестиции — инвестиции в материальные активы. - Нефинансовые инвестиции — неденежные инвестиции, связанные с вложением в инвестиционный проект прав, лицензии, ноу-хау, машин, оборудования, земельных участков и т. д. - Интеллектуальные инвестиции (связаны c обучением специалистов, проведением курсов и многим другим). Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, инвестирование, совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические или юридические лица, в т.ч. иностранные, а также государства и международные организации.
Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты. Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы. Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д. Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являются государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования. Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата. Существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом общепризнанно. Тем не менее, существуют различные точки зрения на то, каковы должны быть направления государственного регулирования инвестиционного процесса. Согласно одной из точек зрения, инвестиции - главный «мотор» экономического роста: чем больше страна накопляет, тем выше темпы роста ее экономики. Так считают сторонники монетаристской концепции государственного регулирования рыночной экономикой. Согласно же кейнсианской модели, цепочка причинно - следственных связей направлена как раз в обратную сторону: высокий спрос ведет к росту производства, что заставляет фирмы делать инвестиции; чем выше доходы, тем больше страна сберегает, и, следовательно, может инвестировать. Эти два подхода диаметрально расходятся в рекомендациях относительно того, как государство может способствовать накоплению капитала экономики. Сторонники первого подхода уверяют, что следует всячески поощрять сбережения и ограничивать потребление, сторонники второго, напротив, говорят о том, что надо всячески способствовать увеличению спроса, в том числе потребительского, который и «вытянет» за собой экономику, и, следовательно, инвестиции. Эффективность использования той или иной модели в применении к инвестиционной деятельности, зависит от многих, перечисленных выше макроэкономических параметров. И, как показывает опыт, эффективность регулирования в условиях рыночной экономики определяется также сложившейся и ожидаемой конъюнктурой инвестиционных рынков. Конъюнктура инвестиционных рынков зависит от многих факторов, среди которых важнейшее место занимают темпы инфляции, что является индикатором уровня сбалансированности экономики. Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.
№ 24 Национальное хозяйство — исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда. Подразделяется по видам деятельности субъектов отношений. Под национальным хозяйством принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д. Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками(показателями): 1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой. 2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром. 3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль. В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение: 1. Стабильного роста национального объема производства; 2. Высокого и стабильного уровня занятости; 3. Стабильного уровня цен; 4. Поддержание равновесного внешнего баланса. Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования. Ими являются: - фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства); - денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты); - политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля); - внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).
№ 25 Внешняя политика Республики Беларусь — совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Внутренняя политика Республики Беларусь — совокупность отношений внутри государства. «Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь». Она основывается на принципах: стабильности конституционного строя; гарантии конституционных прав и свобод граждан; равенства всех форм собственности в интересах личности и общества; устойчивого социально-экономического развития; учета геополитических, социально-экономических и природных особенностей государства; социальной справедливости; взаимодействия всех ветвей власти в интересах личности, общества и государства. На современном этапе развития белорусского общества и государства основными задачами внутренней политики страны являются: обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь; обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства на нашей территории, прав и законных интересов организации, общественных и государственных интересов; проведение единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, способствующей финансовой стабильности национальной экономики; формирование промышленного потенциала, основанного на высокоэффективных, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологиях, обеспечивающих производство конкурентоспособных товаров и услуг; обеспечение рациональной занятости населения, повышение эффективности использования трудовых ресурсов; увеличение продолжительности жизни и снижение смертности граждан; обеспечение государственной поддержки малообеспеченных групп населения; создание необходимых условий для формирования духовно богатого и физически здорового человека, улучшения его жилищных условий; обеспечение доступности медицинской помощи, ценностей культуры, всех форм и видов образовательной деятельности, права граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации в соответствии с законодательством нашего государства и другие составляющие. Нет сомнений в том, что они будут выполняться последовательно и в полном объеме. Их осуществление позволит Беларуси стать по обеспечению жизненного уровня населения в один ряд с высокоразвитыми государствами Европы. И эти амбициозные планы, безусловно, будут реализованы на благо всего белорусского народа. Существует точка зрения, что социальная и экономическая стабильность обеспечиваются доступом на российский рынок и получением энергоресурсов по ценам ниже мировых[ источник не указан 1036 дней ]. Согласно заявлению экс-председателяНационального банка Республики Беларусь С. Богданкевича в марте 2010, белорусская экономика является сырьевой: базируется на нефтепродуктах, реэкспорте сырой нефти и экспорте калийных солей. По мнению доктора экономических наук Владислава Иноземцева, особенность белорусской экономики заключается в попытке соединить элементы плановой системы срыночным механизмом, попытка сохранить индустриальную базу на базе государственной собственности при подавлении частной инициативы и вмешательстве государства в экономическую деятельность. Как следствие — низкая эффективность. Белорусская экономика опирается на переработку и реэкспорт российского сырья, а легитимностьрежима обеспечивается моделью социального государства[17]. В структуре экономики Беларуси долгое время преобладает промышленный сектор, на который государство сделало ставку для достижения установленных темпов экономического роста[18][19]. Это привело к низкой доле частных предприятий в формировании ВВП — около 30 % против 60-80 % в соседних странах[18]. В октябре 2011 года министр экономики Николай Снопков признал ошибочность такой политики и пообещал, что в дальнейшем произойдёт переориентация на частный сектор как на общепризнанную основу стабильного экономического развития. Малый бизнес составляет в экономике страны около 20 % (2012 г.; намечены планы довести его в течение 2013 г. до 35 %).
№ 26 Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений. Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международным институтам, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ). В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский). Среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания свободных экономических зон, международных транспортных коридоров и интернет-экономики. Выделяют следующие формы МЭО: 1) международная специализация производства и научно-технических работ; 2) обмен научно-техническими результатами; 3) международная кооперация производства; 4) международная торговля; 5) информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами; 6) движение капитала и рабочей силы; 7) деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем. Поскольку МЭО основываются на международном разделении труда, значение и соотношение основных форм и направлений МЭО определяется углублением МРТ и переходом к его высшим типам. В этой связи необходимо отметить следующее: Общий тип МРТ предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутриотраслевой. Наконец, единичный тип МРТ означает специализацию на отдельных этапах производства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т. п.) и стадиях технологического цикла (переделах), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционного процесса. Тем самым создаются предпосылки ускоренного роста емкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО.
№ 28 Внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов. Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы. Основная цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений. Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: политика свободной торговли, т.е. политика, ограничивающая объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии иностранных конкурентов; политика импортозамещающего индустриального развития, проводимая сегодня рядом государств, стремящихся преодолеть экономическое отставание. Формы внешней торговли:
№ 29 Национальная валютная система (НВС) - государственно-правовая форма организации валютных отношенийстраны, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством с учетом норм международного права. Характеристика основных элементов национальной валютной системы: К основным элементам национальной валютной системы относятся: национальная валюта (национальная денежная единица — НДЕ); определенный объем и состав валютных резервов страны; условия конвертируемости НДЕ; паритет национальной валюты и режим се курса; наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль и валютное регулирование; регламентация международных расчетов страны, условия использования международных кредитных инструментов и форм международных расчетов; режим национального валютного рынка, рынка золота и др.; статус учреждений, регулирующих международные валютные и кредитные отношения страны. На базе национальных валютных систем функционирует «мировая валютная система» — форма организации международных валютных отношений. Она сложилась на основе развития мирового рынка и закреплена межгосударственными соглашениями. Международная валютная система (МВС) — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономические операции. В мировую валютную систему входят следующие обязательные «элементы»: — международные платежные средства; — механизм установления и поддержания валютных курсов; — порядок балансирования международных платежей; — условия конвертируемости (обратимости) валют; — режим работы валютных и золотых рынков; — права и обязанности межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения. Функции настоящей МВС, с более сложной структурой, чем у предыдущих, можно разделить на четыре основные и две производные: 1) Регулирование (выправлять реальные диспропорции, замеченные в платёжных балансах, которые влияют на отношения между валютами) 2) Ликвидность (определять резервные продукты, формы их создания и возможности их использования для покрытия диспропорций платёжных балансов) 3) Управление (распределять и следить за компетенциями, более или менее сосредоточенными на таких организациях как Международный валютный фонд и центральные банки отдельных стран). 4) Производить, таким образом, уверенность в стабильности системы. 5) Производные или вторичные функции любой системы: 6) Назначать доходы от денежной эмиссии, разницы между издержками от эмиссии и стоимостью валюты. 7) Согласовывать режим валютного курса.
№ 30. Глобализация — набирающий силу процесс интеграции национальных экономик в расширяющиеся мировые рынки. По характеру происхождения и способам решения глобальные проблемы делятся на: а) проблемы, связанные со взаимоотношениями между различными странами: -войны и мира –разоружения -развития отсталых стран б) проблемы, связанные с отношениями в системе «человек — общество»: -рост народонаселения, -борьба с нищетой, голодом, болезнями, -развитие человека в условиях НТР, в) проблемы, связанные с отношениями в системе «общество —природа»: -защита окружающей среды, -рациональное использование природных ресурсов, -поиск новых источников энергии,.
|