![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональное обучение работников. Профессиональная ориентация.
Профессиональное обучение персонала - одно из важнейших мероприятий активной политики занятости населения, что способствует достижению стабильного экономического роста, активно влияет на профилактику массовой безработицы из числа занятых работников, обеспечивает сохранение и развитие трудового потенциала общества. Целью профессионального обучения рабочих являются: - Обеспечение надлежащего уровня подготовки рабочих в соответствии с требованиями рабочего места; - Создание условий для профессиональной мобильности рабочего, как предпосылки к повышению эффективности использования персонала, профессионально-квалификационного продвижения работников; - Повышение уровня производительности труда, качества продукции и систематическое обновление номенклатуры выпуска продукции и обеспечения на этой основе конкурентоспособности организации на рынке. Выделяют следующие виды профессионального обучения кадров по рабочим профессиям на предприятии: · Первичная профессиональная подготовка рабочих; · Переподготовка рабочих; · Повышение квалификации рабочих. По характером профессионального обучения различают подготовку рабочих с отрывом от производства и без отрыва от производства. В случае профессионального обучения рабочих с отрывом от производства за ними сохраняются такие минимальные государственные гарантии: · Сохранение средней заработной платы по основному месту работы за время обучения; · Оплата стоимости проезда работника к месту учебы и обратно; · Выплата суточных за каждый день нахождения в пути в размере, установленном законодательством для служебных командировок.
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. Неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб его собственному развитию, но и оборачивается потерей для организации. Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что в конечном счете ведет к падению производительности, ухудшению качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма. Есть еще одна важная задача профориентации - содействие быстрым структурным сдвигам в занятости. В настоящее время многоукладная экономика предоставляет работникам с разными способностями и интересами возможность найти место на трудовом поприще. В идеальном случае сокращение рабочих мест должно проводиться только тогда, когда будут созданы условия для переобучения высвобождаемых работников с учетом мотивационного механизма выбора профессии, когда начнут действовать программы по созданию новых рабочих мест в приоритетных для общества областях. Пока управленческие работники не воспримут профориентацию как метод регулирования предложения рабочей силы в организации, они будут испытывать экономические и психологические трудности. Чтобы выявить и развить психологический и мотивационный механизм выбора профессии, необходимо использовать механизм управления профориентацией. Он представляет собой способ организации взаимосвязанных процессов формирования личности работника, обладающего конкурентоспособными качествами, включающих профессиональное обучение, консультирование, отбор, информирование и др. Цель профориентации - оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, нахождении места работы или учебы с учетом склонностей и интересов. Задачи профориентации - информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности; создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников; выявление степени соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности. Сложились следующие формы профориентационной работы:
|