Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 2. Торговые марки или товары?Стр 1 из 5Следующая ⇒
Лекция 1. Торговая марка и брэндинг Вопрос 1. Что такое “торговая марка” Происхождение термина «бренд» Производители с давних времен занимаются брэндингом, чтобы выделить свою продукцию среди аналогичных товаров. Фактически термин “ торговая марка ” (брэнд, клеймо, brand) происходит от древнеисландского слова brardr, означающего “ выжигать ”, поскольку с помощью клейма фермеры обозначали и подтверждали право собственности на племенных животных. Определение термина «торговая марка» с точки зрения Американской ассоциации маркетинга В соответствии с определением Американской ассоциации маркетинга (American Marketing Association — АМА), термин торговая марка означает
с помощью которых
Компоненты торговой марки, которые позволяют
называются элементы торговой марки (brand elements). Причины несогласия с определением АМА Как бы там ни было, многие менеджеры не согласны с таким подходом. По их мнению,
Можно провести различие между концепцией АМА, которая определяет торговую марку как марку с " маленькой буквы” принятым в бизнесе термином “марка с большой буквы”. Источники названия товаров У названий торговых марок тоже много источников. Иногда они основаны на
В названиях некоторых марок есть
Вопрос 2. Торговые марки или товары? Важно понимать разницу между торговой маркой и товаром. Определение товара по Ф. Котлеру В соответствии с определением Филипа Котлера, товаром считается нечто такое, что выводится на рынок, чтобы
Товары и услуги Это нечто может быть
Можно продавать крупы, теннисные ракетки или автомобили. Можно делать ксерокопии, заниматься авиаперевозками. Услуги предоставляются различными организациями (от супермаркетов до политических партий), отдельными лицами (артисты, нотариусы и т.п.) и территориями (курортные города). В данной книге используется именно такое, расширенное толкование понятия “товар”. Пять уровней товара по Ф. Котлеру Ф. Котлер определяет пять уровней товара: • Уровень ключевой ценности (core benefit level). Представляет фундаментальную потребность или желание, удовлетворяемое в результате потребления товара или услуги. • Основной уровень товара (generic product level). Представляет превращение ключевой ценности товара в основной товар, содержащий только базовые атрибуты или характеристики, необходимые для его функционирования. У него нет отличительных особенностей. Он выполняет только основную функцию. • Ожидаемый уровень товара (expected product level). Представляет совокупность атрибутов, характерных признаков, которыми, по мнению потребителей, должен быть наделен покупаемый товар. • Дополненный уровень товара (augmented product level). Включает дополнительные атрибуты, преимущества или уникальные услуги, отличающие товар от аналогичной продукции конкурентов. • Потенциальный уровень товара (potential product level). Включает все возможные дополнения, улучшения и преобразования товара в будущем. В табл. 1.1 приведены примеры различных уровней конкретного товара — кондиционера воздуха.
Ф. Котлер отмечает, что на многих рынках конкурируют дополненные товары, поскольку большинство фирм в состоянии создавать подходящие ожидаемые товары. Конкуренция между добавочной ценностью продукции (по Т. Левитту) Известный ученый-маркетолог из Гарвардского университета Тэд Левитт утверждает, что “Новая конкуренция возникает не между продукцией, а между ее добавочной ценностью, выраженной в
Торговая марка как уникальное вспомогательное свойство товара Таким образам торговая марка — это уникальное вспомогательное свойство (совокупность вспомогательных свойств) товара, выделяющее его среди других товаров, удовлетворяющих аналогичную потребность. Вспомогательные свойства бывают
Рациональные обозначают необычные функции товара. Эмоциональные обозначают уникальные представления потребителей о марке, ее образ. Конкурентные преимущества некоторых брэндов заключаются в улучшенной функциональности товаров. Например, Kodak, Gillette, Sony, ЗМ и другие компании в течение многих десятилетий остаются лидерами в своих товарных категориях благодаря постоянным инновациям. Значительные инвестиции в научные исследования и разработки позволяют этим компаниям создавать передовую продукцию. А тщательно продуманные и спланированные методы массового маркетинга обеспечивают быстрое восприятие инноваций потребителями. Другие торговые марки создают абстрактные конкурентные преимущества. Например, маркетологи Coca-Cola, Calvin Klein, Chanel №5, Marlboro и других марок тщательно изучили и правильно определили причины поведения и желания потребителей. После этого они создали подходящий имидж, который понравился потребителям. Таким образом, брэнды заняли лидирующие позиции на рынках. Нередко марку удается выделить только с помощью абстрактных образных ассоциаций. Есть много возможных ассоциаций марки и способов их создания. В частности, маркетинговые программы создают или используют ассоциации, влияющие на понимание сущности марки и отношение к ней. Джон Мерфи из Interbrand (компания, специализирующаяся на создании торговых марок) сказал по этому поводу следующее. Элементы успешного бренда согласно Дж. Мерфи из компании Interbrand Успешный брэнд должен быть уникальным. Чтобы его создать, нужно
Все это должно
Торговая марка, как центральный нематериальный актив Подчеркивая ощутимые различия товара с помощью брэндинга и формируя доверие потребителей, маркетологи создают ценность, которая приносит прибыль.
Но самое важное — иметь сильные торговые марки. Таким образом, торговая марка представляет собой ценный нематериальный актив и обращаться с ней следует бережно. Во врезке “Коротко о торговой марке” вы узнаете о горьком опыте Coca-Cola, проигнорировавшей все основные аспекты имиджа марки при выведении на рынок нового напитка New Coke. Коротко о торговой марке Компания Coca-Cola терпит фиаско в маркетинге Серозную ошибку и маркетинге допустила Соса-Соlа. В апреле 1965 года она сделала крайне неудачную попытку заменить свою ключевую торговую марку. Причиной изменений было обострение конкурентной борьбы. PepsiCo начала активное продвижение товаров в рамках программы «Время Pepsi » и создала серьезную угрозу доминированию Сос a-Cola на рынке безалкогольных напитков. Программа предусматривала широкую рекламу и сравнительные тесты, в ходе которых посетители магазинов “ вслепую " сравнивали напитки Coca-Cola и PepsiCo. Победу неизменно одерживала продукция PepsiCo. Опасаясь, что PepsiCo развернет эту кампанию по всей территории США и переманит значительную часть молодых потребителей безалкогольных напитков, Coca Coia была вынуждена принять контрмеры. Компания решила сделать напиток более сладким, чтобы его вкус напоминал вкус Pepsi. Для отработки нового вкуса Coca-Cola провела вкусовые испытания своего нового напитка на внушительном количеств потребителей — 190 тысяч человек! Большинство из них считали, что вкус нового напитка лучше Уверенная в гениальности принятого решения, Coca-Cola с помпой объявила об изменении вкуса напитка Реакция потребителей оказалась мгновенной, но, к несчастью для Coca-Cola, отрицательной В Сиэтле торговец недвижимостью Гай Ма лликз даже основал движение ‘Американские любители старой Колы* и создал " горячую линию" для потребителей, желающих выразить свой протест против не понравившихся им новшеств. Тем временем в штаб-квартире Coca-Cola раздавалась примерно по 1500 'сердитых' телефонных звонкое в день, приходило огромное количество писем от разгневанных потребителей. Наконец, после нескольких месяцев непрерывного сокращения продаж, Сосa-Соla вернула старый напиток под названием Coca-Cola Classic, в дополнение к New Соке. Описанный просчет стал серьезным и весьма болезненным уроком обращения с маркой. Оказалось, что потребители рассматривают Соке как нечто большее, чем средство утоления жажды. Соке символизируетАмерику и считается неотъемлемой частью американского образа жизни, ностальгией по этому образу жизни, напоминанием об историческом прошлом и образом современности. Имидж марки Соке содержит определенные эмоциональные компоненты, и отношение потребителей к ней нельзя назвать безразличным. Его игнорирование стало основной причиной провала. Психологическое восприятие марки порой не менее важно, чем физиологическое восприятие товара. Потребители тоже сделали выводы и узнали, что же в действительности означает для них торговая марка Соке. После неудачи маркетинговой кампании Coca-Cola можно надеяться, что в будущем ее руководство воздержится от принятия поспешных решений в столь чувствительной сфере, как управление торговой маркой.
|