Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демократический политический режим. Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством






Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

19.Авторитарное гос-во: основные признаки и полит судьба

Авторитаризм — это политическая система, в которой политическая власть сконцентрирована в руках одного человека (группы) или в одном политическом институте. В этой системе допускается контролируемый плюрализм в политических мнениях и действиях. От населения не требуется демонстрации преданности лицам, представляющим органы власти, однако исключается его участие в принятии важнейших решений по вопросам жизни общества. Представители органов власти беспощадны к реальным политическим конкурентам.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает древние тирании, деспотизм и олигархии, абсолютные монархии и др.

Существенные черты авторитаризма: монополия на государственную власть одной группы или партии; полный или частичный запрет на действия оппозиции; жестко централизованная структура власти; наследование и кооптация как главные способы формирования органов управления; использование силовых органов для удержания власти; исключение возможности участия граждан в управлении обществом. Авторитаризм или ею элементы широко распространены в современных обществах. Переход от него к демократическим формам правления не всегда оказывается удачным. К причинам его воспроизводства относятся: сохранение ориентации населения на традиционные формы социальной жизни и авторитеты; сохранение патриархального типа политической культуры; значительное влияние религиозных норм на политическую ориентацию населения; экономическая отсталость; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

20.Глобальные социально-полит проблемы: негативные проявления гонки вооружений и задачи разоружения и конверсии

Глобальные социально-политические проблемы охватывают комплекс вопросов, связанных с обеспечением мира и международной безопасности. В течение длительного периода система международной безопасности базировалась на ядерном сдерживании военных держав. Однако со временем пришло понимание, что ядерная война не может быть средством достижения внешнеполитических целей в условиях, когда усилилась глобальная взаимозависимость государств.

Прекращение противоборства Востока и Запада породило определенные надежды на безопасный мир. Однако дальнейшее развитие событий выявило новые источники нестабильности и напряженности в мире. Рост международного терроризма, распространение исламского фундаментализма, увеличение числа локальных конфликтов и «горячих точек» на планете – все это свидетельствует о появлении новых опасностей, угроз и рисков для мирового сообщества.

По-прежнему острой остается проблема разоружения, особенно ракетно-ядерного. Сегодня накопленные в мире запасы оружия позволяют многократно уничтожить все человечество. Мировые военные расходы ежегодно составляют порядка одного триллиона долларов. Сейчас в мире на каждого солдата расходуется в 60 раз больше, чем на образование одного ребенка. В развивающихся странах темпы военных расходов в два раза превышают темпы экономического роста, что значительно осложняет решение социальных проблем. Неконтролируемое распространение оружия в мире расширяет зоны терроризма и преступности, способствует «милитаризации» сознания людей, порождает насилие в повседневной жизни.

Решение проблемы разоружения позволило бы отвести от человечества опасность ядерной войны, высвободить колоссальные людские, материальные и финансовые ресурсы для нужд устойчивого экономического и социального развития народов и стран. Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и препятствия, среди которых – огромная инерционность гонки вооружений, сопротивление военно-промышленных комплексов, крупные масштабы международной торговли оружием, локальные войны и вооруженные конфликты, рост террористических и криминальных организаций и др.

Разоружение – длительный процесс, требующий соблюдения определенных принципов. К числу важнейших среди них относятся равенство и одинаковая безопасность; выполнение обязательств по договорам и соглашениям; разработка и осуществление системы контроля; комплексный характер разоруженческих мероприятий, их непрерывность и эффективность и др. Развитию процессов разоружения может способствовать деятельность многочисленных пацифистских и экологических организаций.

В современном мире меняются основные формы использования вооруженного насилия. Наряду с войнами нарастает эскалация терроризма, который сегодня все больше приобретает международный характер. Для терроризма как особого метода политического насилия присущи целенаправленность, особая жестокость, расчет на внешний эффект и психологическое воздействие. Совершенствование оружия, возможность создания «портативного» ядерного оружия ведет к глобализации террористической угрозы. После взрывов зданий мирового торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. весь цивилизованный мир в полной мере осознал общепланетарные масштабы опасности международного терроризма. Мировое сообщество осуждает любые формы проявления терроризма и ставит задачу объединения усилий для борьбы с этой растущей угрозой всему человечеству.

21.Национально-территориальное устройство гос-в: унитарное гос-во, федерация, конфедерация.Новые формы гос. Объединений

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

Формы государственного устройства:

1) унитарная (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);

2) федеративная (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов);

3) конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства.

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером является СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы — империи, протектораты и прочее. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.

22.Роль СМИ в демократ общ-ве: негативные проявления в деятельности СМИ

СМИ - это глаза общества(можно сказать, глаза и уши). Через СМИ люди формируют подавляющую часть своего представления об окружающем мире, и главное, о том, что происходит в обществе: куда оно идет, как действуют механизмы власти и пр. В связи с этим СМИ могут играть как во благо общества, так и во вред. Если общество дезинформируется, то его поведение может в дальнейшем привести к его самоуничтожению, т.к. были неправильно выбраны цели, задачи, способы решения стоящих перед обществом проблем, с которыми общество неизбежно сталкивается вследствие возникновения внешних или внутренних противоречий. Однако наиболее губительны в этом плане являются ошибочные действия общества в процессе определения этих проблем. Говоря более конкретно, общество может израсходовать массу сил и энергии на борьбу с несуществующим врагом или проблемой; но еще более опасно, когда общество не замечает для себя какую-то действительно важную, стратегическую проблему. В этом случае игнорирование такой проблемы может привести к ее углублению и, соответственно, усилению ее негативного воздействия на общество.

Вопрос о том, что считать действительно важным, а что второстепенным, решает само общество, несмотря на недостатки электоральной системы демократии. Однако формирование этих приоритетов в общественном сознании - это прямое следствие того информационного потока, которое доносят до общества СМИ. Поэтому, если общество хочет действовать себе во благо, оно должно установить обязанности СМИ перед обществом, формализовать как можно больше процесс донесения информации до общества. И основным результатом, который необходимо получить, должна стать объективность получаемого обществом представления об окружающем мире, с правильной оценкой возможных угроз и методов их преодоления. В частности, должен быть принят в качестве необходимого принцип плюрализма, когда-то тихо забытый властью. Только при предоставлении обществу аргументированных и разных точек зрения возможно формирование объективной картины в общественном сознании.

Вторая проблема - это контроль над манипулятивными методами, главным образом на телевидении. Неподконтрольные сознанию зрителя методы информационного зомбирования представляют не меньшую опасность, чем выборочность информации. Фактически, - это параллельный канал формирования мировоззренческих установок общества, который при использовании современных методов может использоваться во вред обществу. Обществу может быть внушена установка, не имеющая объективных причин для своего существования, но тем не менее принимаемая обществом именно в качестве таковой. Отсюда - ошибки в поведении и реакциях на происходящее. Пока для такого рода манипуляций не поставлен юридический заслон, они будут использоваться в интересах реальных хозяев СМИ, а не в интересах обществу.

Вообще, для современного российского общества главная проблема - это неправильный выбор пути. И информирование - ключ к этому выбору. Будет ли выбор правилен, разумен, или это будет ложный, тупиковый и вредный путь развития - это впрямую зависит от качества информирования общества. Эта аналогия не менее серьезна, чем реальность нашего времени. СМИ - неотъемлемая(пока) часть общества, отвечающая за его информирование. Мы не можем его убрать, чтобы взглянуть самим на все своим просветленным взглядом. Однако, мы должны переделать его так, чтобы оно создавало в нашем сознании объективную картину происходящего, а не куцые пропагандистские миражи с призрачными целями и не скрывало от нас опасные (часто специально созданные) ловушки.

Кстати, Интернет в этом плане - реальный союзник демократии: открытость информационных потоков, свобода донести свою информацию до общества сколь угодно малому объединению, хоть просто частному лицу, разрушает монополию ключевых электронных СМИ (прежде всего ТВ). Правда, даже если выложенная в сети информация по-настоящему важна, еще не факт, что она не станет достоянием лишь немногих особенно заинтересованных, а остальное общество так и останется в неведении. Поэтому (теоретически) надо создать механизм ознакомления общества с ключевыми вещами, точками зрения и т.д. и т.п., потому что по-другому правом голоса обладает только ТВ, а надо, чтобы были представлены ключевые точки зрения...


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал