![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория К. Левина.
Потребность - динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия. Квазипотребность - некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Социально обусловлена, т. е. не врожденная и не биологическая, с динамическими характеристиками. Социальное означало лишь, что потребность возникала в данный конкретный момент.. 1. Зейгарник. Лучше запоминается незавершенное. Даётся 20 заданий, из них примерно половина не дают доделать, в конце просят назвать задание, которые были выполнены. Лучше запоминаются те, которые были незавершены. Овсянникова Даётся задание(что-то соорудить, слепить, лекгое), отнимается недоделанным, даётся другое задание. В итоге 86% испытуемых возвращаются потом к первому заданию. Внезапное формирование квазипотребности, любой по содержанию, — это специфически человеческое свойство. · По своему строению и механизмам квазипотребность не отличается от истинных (устойчивых) потребностей. Пиример с официантом. · Феномен возвращения к прерванному действию и лучшего воспроизведения незавершенных действий послужил Левину доказательством того, что для природы наших психических процессов существенным является их динамика, возникающая в данной ситуации. Динамическое состояние, напряжение является решающим, а главное, детерминирующим фактором психической деятельности человека. Именно динамическая сторона намерения обусловливает выполнение намерения. · Удовлетворение потребности состоит в ее разрядке, в изменении динамики состояния. · Способ удовлетворения квазипотребности у человека носит гибкий характер. · Г.В. Биренбаум изучал забывание намерения. Эксперимент: испытуемым даются листы бумаги, на каждом нужно выполнить какое – то задание и подписать его. Факторы влияющие на действенность намерения: I. Значимость намерения; II. Эмоциональная окрашенность намерения; III. Степень связи намерения с основной деятельностью; IV. Наличная ситуация («психологическое поле»); V. Личностные особенности. Поле – это вся совокупность переживаемого субъектом в данный момент, «жизненное пространство индивида». Появление квазипотребности становится возможным, если человек что-то совершает в реальной окружающей его ситуации. К. Левин подчеркивал связь квазипотребности с предметом. В формулировке Левина это звучало так: вокруг нас существует мир предметов, которые обладают определенной валентностью. Валентность – это положительная или отрицательная ценность, значимость объекта, события или действия для субъекта, их мотивационная (побудительная) сила. «Ханна садится на камень». К. Левин объясняет: камень, на который хочет сесть ребенок, имеет для него положительный характер, т. е. притягивает его, а для того, чтобы сесть на камень, надо совершить действие, обратное этой положительной валентности, т. е. отвернуться от камня. Ребенок не может сесть на камень, потому что не в состоянии преодолеть притягивающую силу. Опыт в комнате с вещами. Колокольчик, шкаф с занавеской, книга. Поведение становилось «ситуативно обусловленным», «полевым». Это ситуативное, «полевое» поведение носило в данном случае мимолетный характер: позвонив в колокольчик, человек занимался своим делом. Окружающее психологическое «поле», окружающая ситуация таят в себе возможность вызвать действие в направлении предмета с положительной валентностью или уйти от предмета с отрицательной валентностью. Это означает, что субъект с его внутренними заряженными системами и окружающая ситуация («психологическое окружение») составляют единый континуум. Если получается встать «над полем» и выполнить действие, намеренное, опосредованное, то такое поведение называется волевым. Те же испытуемые, которые испытывали на себе власть «поля», подчинялись ему, были не в состоянии «стать над ним» — не могли совершить намеренного, волевого действия. Эксперименты в комнате со столом с едой, с танцами. К. Левин считал, что взаимодействие валентных объектов и потребностей должно быть таково, что валентность вещи должна соответствовать смыслу потребности. Если человек подчиняется в основном смыслу потребности — это действие намеренное. Если же человек подчиняется валентности вещей, за которой не стоит потребность, то такое поведение не намеренное «полевое».
|