Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б.Ф. Скиннер
Отрицает промежуточные переменные. Недостаток схемы S→ R видит в недоучёте роли реакции в поведении. Идея обратной связи в построении поведения: два типа поведения: · Респондентное (отвечающее); условные, безусловные рефлексы. · Оперантное (произвольное); правильные реакции закрепляются после метода проб и ошибок. В этом типе поведения большую роль играет подкрепление. Типы подкрепления: 1) Положительная (добавление хорошего: еда, тепло, живём! J); 2) Отрицательное (добавление плохого: ток, яркий свет L); 3) Условное (как условный рефлекс: биологически нейтральный стимул становится значимым K); 4) Генерализованное (обобщённое): подкрепляется не какая-то потребность, но обобщённое подкрепление может удовлетворить несколько потребностей. ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ - все формы психической жизни человека: восприятие, внимания, мышление. Восприятие, по его мнению, – особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением его является усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввёл понятие «символическое подкрепление» и описывал социум как систему символических подкреплений. Модель научения: реакция → положительное подкрепление → усиление реакции. Эксперименты: например, ток какого напряжения сможет терпеть крыса, если хочет есть. Законы 1) Закон градиента приближения: меняется сила мотива по мере приблидения мотива. К крысе прицеплена пружина, по мере ее растяжения можно определить ее скорость. По мере приближения к привлекательному для нее объекта скорость передвижения крысы увеличивается. 2) Градиент избегания. Чем ближе крыса к неприятному для нее объекты, тем быстрее она старается отдалиться от нее 3)Йеркса-Додсона – оптимума мотивации При этом изучается ненаправленная активность, но это неестественно. За это и ругали бихевиористов. Также не учитывалась в опытах специфика человеческой психики. Критика бихевиоризма: 1) Не существует простой реакции (в ней принимают участие привычки, опыт), т.к. в момент R на организм не действует один изолированный S. 2) Поведение не укладывается в формулу S-R, ибо один и тот же стимул может вызывать различные реакции. 3) Может быть реакция без какого-либо стимула, тогда причиной реакции является побудительные силы (drives): Необихевиоризм ( S→ O→ R ) 1) Не существует простой реакции R на стимул S. Реакция очень сложна так как на неё помимо стимула влияют: • Прошлый опыт (видовой); • Привычки (личный опыт); • Вся сложившаяся динамическая система поведения. • Когнитивная карта - система связей образов ситуации с целями живого существа.
2) Поведение не укладывается в схему S→ R; необходимо вводить какие-либо дополнительные «промежуточные переменные». 3) Внутренние силы, которые определяют поведение закреплены в психике в виде потребностей, устремлении. Поэтому на аналогичные стимулы могут возникать разные реакции. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НЕБИХЕВИОРИЗМА: 1) Толмен: когнитивный бихевиоризм. 2) Халл: гипотетико-дедуктивная концепция. Мотивация – источник активности и направленности поведения организма; то, что побуждает, поддерживает, направляет. При изучении мотивации выделяют два аспекта: 1) Направленность (активная, длительная и избирательная). 2) Динамика (изменяющееся во времени усиление или ослабление). Мотивация является объяснением того, как осуществляется поведение и почему именно так (через мотивы, потребности и т.д.). Проводились исследования внешей активности организма (говорилось о том, что активность определяет, мотивирует поведение). Выделялись детерминанты активности: физиологические циклы (например, половые - Рихтер) и эмоциональные состояния (неуверенности - Биллингсли).
|