Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа с учеником средних и старших классах ДМШ.
В средних классах ДМШ продолжается работа над музыкальным произведением, над формированием моторики и развитием индивидуальных сторон, расширяется работа над спецификой музыкальных восприятий ученика. Обычно в конце 4 класса проводится ряд контрольных уроков по работе над гаммами и чтению с листа, так называемый технический зачет и на экзаменетребуется исполнение полной программы – полифонии, двух этюдов, один из которых должен быть конкурсным, крупной формы и пьесы. Остановимся на новых проблемах, возникающих перед педагогом в этот период обучения, так как невнимание к определенным сторонам развития ученика часто приводит к непоправимому отставанию. Первое, педагог должен учитывать появление и усиление способностей ученика к логическому мышлению. Развитие и внимание педагога к проявлению этих способностей, к анализу выразительных возможностей музыки, к вопросам формы и соотношения частей важнейшая сторона в его работе. Ребенок уже может понять связь того или иного исполнительского приёма или использования аппликатуры с выразительностью звучания. Второе, в эти годы закладывается фундамент технического развития ученика, что сказывается в усилении внимания педагога к работе над гаммами, аккордами и арпеджио, различными этюдами, переходу к игре в разных темпах. Остро в эти годы встает вопрос контакта педагога с учеником. Источником такого контакта становится знание характерных особенностей общения педагога с учеником. Прежде всего, эмоциональное и аналитическое начало в методах воспитания тесно связаны, а распознание индивидуальности ученика помогает выработке системы средств воздействия. Но главным залогом продуктивной работы является общая заинтересованность в результатах работы, которая должна воспитывать самостоятельность ученика. Обучение строится на основе доступности, конкретности, художественной яркости методических приемов и целесообразности в подборе репертуара. Творческий контакт педагога и ученика зависит от формы проведения урока. Опасны уроки над всем, так же как опасны и общие замечания, потому что всё это дезориентирует ученика относительно способов домашней работы. Наиболее эффективны уроки, где внимание сосредоточено на художественной сути и конкретных способах её достижения. Важно, чтоб ученик усвоил новый приём или слуховое ощущение и знал, как работать дома. Полезно провести часть урока под девизом – как я занимаюсь самостоятельно дома. У хорошего педагога, чем методичнее и последовательнее он ведет ученика, тем активнее воля и внимание ученика. Естественно, педагога привлекает ученик, который обладает не только творческо-слуховыми данными, но и быстро развивается в исполнительской сфере. Но педагог не должен забывать об опасности форсирования и натаскивания ученика, особенно талантливого. Общение педагога с другим учеником, просто любящим музыку, но не имеющим перспектив быстрого развития иное. Особенно трудно бывает выявить, что тормозит развитие такого ребенка, часто это замедленная реакция или плохая приспособляемость к инструменту, и упреки тут не принесут пользы. Очень важна с такими учениками посильная нагрузка и воспитание самостоятельности, повышение их интереса к занятиям. Заданий на дом должно быть больше по количеству, например 4-5, но они должны быть короткими и разнообразными и обязательно включать чтение с листа легких пьес, а также ансамблевую игру. Педагогу необходимо владеть тремя важными составляющими – умением наблюдать, анализировать и обобщать полученные наблюдения, кроме того, учитывать два основных момента – усваивает ли ученик основное содержание урока, правильно ли формируются его исполнительские приемы. В возрасте 10 – 12 лет стадия предварительного просмотра новой пьесы обязательна, а поручить самостоятельный разбор для повышения самостоятельности ученика необходимый элемент работы. Этап подробной работы над произведением существенно расширяется. В первую очередь это работа отдельно над мелодией и аккомпанементом, игра горизонтали и вертикали, просмотр различных технических и гармонических трудностей, игра баса с аккордами в трехэлементной фактуре. Полезно дать медленную пьесу специально для обучения ученика такой работе. Наблюдая разбор, педагогу важно понять причины ошибок, ими, как правило, являются потеря слухового контроля и текстовая неграмотность ученика. Как один из методов работы помогает самостоятельное обнаружение учеником ошибок, в этом случае педагог пользуется приемом наводящих вопросов. Распространен случай, когда ученик может найти трудное место, но определить в чем эта трудность состоит, и найти способы работы для устранения недостатков не может. Задача педагога научить ученика таким способам домашней работы в классе. Необходимо объяснить ученику опасность бесконечных повторов, особенно в одной манере, длительное повторение разрушает моторику уже автоматизированного технического навыка. Очень важен в средних классах правильный подбор репертуара и его постепенность, доступность, ведь часто дети ещё далеко не всегда могут понять сложные по содержанию произведения. Повышение репертуара должно идти по пути усложнения фактуры у способных детей и сочетания современной и классической музыки. Для менее способных, лучше всего, выбирать одинаковую фактуру, для нескольких пьес. Нельзя не сказать о новом элементе работы в средних классах, это работа над крупной формой, сонатой, вариациями и сюитным циклом. В пятом классе ДМШ желательно исполнение на экзамене первой части сонатного аллегро В.Моцарта, Й.Гайдна или Л.Бетховена.
|