Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фонемная транскрипция.
Фонемная транскрипция отражает не звуковой, а фонемный состав слов. В ней не принимаются во внимание позиционно обусловленные изменения. В фонемной транскрипции обозначаются только сильные фонемы. Слабую фонему (т.е. реализацию фонемы в слабой позиции), если это возможно, надо привести к сильной позиции. Если этого сделать нельзя, тогда мы имеем дело с гиперфонемой. Гиперфонему принято обозначать в виде дроби: {с/з}, {о/а}. Фонемная транскрипция заключается в фигурные скобки: {}. Приведем образец рассуждения при составлении фонемной транскрипции. Дано слово вода. Приводим слабую гласную фонему в безударном слоге к сильной позиции: вода – во́ ды (нашли словоформу, в которой фонема находится под ударением). остальные фонемы в слове занимают сильные позиции, поэтому фонемная транскрипция выглядит так: {вода́ }. В РГ – 80 отражена фонологическая традиция МФШ. Здесь предлагается использовать в фонематической транскрипции знаки слабых позиций a и a1, которые реализуются соответственно в звуках [Ù ], [иЭ], [ыЭ] и [ъ], [ь]: < вaда́ > (вода), < вa1дaно́ j> (водяной). Для указания позиций согласных фонем используются цифровые обозначения: – t1 – сильная по глухости-звонкости, но слабая по твёрдости-мягкости фонема; – t2 – сильная по твёрдости-мягкости, но слабая по глухости-звонкости; – t3 – слабая по твёрдости-мягкости и по глухости-звонкости фонема. Приведём несколько примеров фонематической транскрипции: – у́ лица – < у́ лицa1>; – отве́ т – < aт1вэ́ т2>; – распилят – < рaз3пи́ л’a1т/д>. Задание № 2. В данных словах найдите слабые и сильные позиции согласных фонем по звонкости-глухости. Слабые позиции подчеркните одной чертой, сильные - двумя. Подсказать, судьба, молотьба, свалка, змея, звонок, смейся, грусть, груздь, съезд, съест. Задание № 3. В данных словах найдите слабые и сильные позиции согласных фонем по мягкости-твердости. Фонемы в слабой позиции подчеркните одной чертой, в сильной – двумя. Барабанщик, новость, бантик, вместе, гнездо, школьник, гусь, связать, свергнуть, летний, разве, возникнуть, гнев, Максим, червяк, кандидат, банщик. Задание № 4. Ниже даны фонетическая и фонемная транскрипции нескольких слов. Объясните, почему именно так надо транскрибировать эти слова. Головка - [гÙ ло´ фкъ] – {головка}; веселый – [в’иэс’˙ о́ лыj] – {в’эс’олыj}; ложка – [ло́ шкъ] – {ложка}; бородатому - [бърÙ да́ тьмў] – {бородатому}; расскажут - [рÙ ска́ жўт] – {роз с/з кажу т/д}. Задание №5. Слово “перевернувшимся” транскрибировано так: {п’эр’эв’орну в/ф шимс’а}. Проверка гласных фонем в слабых позициях была проведена с помощью таких противопоставлений: 1) перепись; 2) перевран; 3)повернут; 4) Ишим (город); 5) колеся. Есть ли ошибки в этих сопоставлениях? Задание №6. Сделайте фонетическую и фонемную транскрипцию слов. Барабанщик, новость, бантик, вместе, гнездо, школьник, гусь, связать, свергнуть, летний, разве, возникнуть, гнев, Максим, червяк, кандидат, банщик, отбежать, ковшик, втроем, лента, врач, ночь, к берегу, подбросить, гвоздь, сделать. Задание №7. Сделайте фонетическую и фонемную транскрипцию предложений. 1. Я не люблю фатального исхода. От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою (В. Высоцкий). 2. Пятая часть всех отравлений происходит с годовалыми детьми. В этом “исследовательском” возрасте дети едят все, не смущаясь вкусом. Особенно они любят таблетки, лекарства с приятным вкусом, сигареты и спички (Б. Спок). 3. И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, когда звенит тоской осторожной Глухая песня ямщика! (А. Блок). План практического занятия №7 по курсу «Фонетика» Тема. Суперсегментные фонетические единицы.
|