Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности обучения и воспитания детей с глубокими интеллектуальными нарушениями.






В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с тяжелыми интеллекту­альными нарушениями. Вопросы развития потенциальных возмож­ностей детей этой категории, абилитации их в обществе приобре­тают большую социальную значимость. В настоящий момент воспитание и обучение детей с резко сни­женной интеллектуальной деятельностью осуществляется в спе­циализированных домах-интернатах Министерства здравоохране­ния и социального развития (до 1992 г. - Министерство социаль­ного обеспечения), которое сегодня, к сожалению, не охватывает всех нуждающихся, не учитывает их потенциальных возможно­стей развития. Во многих городах - Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Пскове, Новгороде и др. - открыты реабили­тационные центры, которые пытаются оказывать помощь родите­лям, имеющим таких детей, в вопросах воспитания и обучения. Во многом эта ситуация явилась отражением социально-эконо­мической политики и общих условий жизни.

Воспитание и обучение детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью очень специфично и основывается па ряде ве­дущих принципов. Помимо общепринятых принципов организа­ции процессов воспитания и обучения необходимо выделить и глубоко специальные принципы: социальной направленности воспитания и обучения; практической направленности; деятельностного подхода; эмоциональности среды и индивидуальной комфортности.

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми этой категории - социальная адаптация, приспособление к условиям жизни. Достижению цели способствует решение основных задач коррекционно -воспитательной работы: 1. Максимально возможное развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе воспитания и обучения. 2. Максимальная социальная адаптация за счет трудового обучения и подготовки к посильным видам труда, поскольку лица данной категории плохо ориентируются в окружающей действительности, практически беспомощны в самостоятельной жизни. 3. Воспитание, формирование правильного поведения в coциуме.

Коррекционное обучение делится на 3 этапа: От 4 до 8 лет. Работа по формированию снитарно-гигиенических навыков. Дети обучаются адекватному поведению в условиях детского дома. Большое внимание уделяется развитию речи, моторики, познавательной деятельности. Подготовка к школе. От 8 до 16 лет. Закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены. Проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду, развитию речи. Дети обучаются элементарной грамоте и счёту. От 16 до 18 лет. Работа по социальной адаптации. Наполняемость классов должна быть не более 6 человек. Т.е. итогом всего обучения является готовность к самостоятельной жизни, умение ориентироваться в окружающем, уметь общаться с людьми, овладеть простейшими трудовыми навыками.

Сложный процесс коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, направленный на их развитие, социальную адаптацию, необходим для того, чтобы они смогли занять определенное место в окружающей жизни. Министерство социальной защиты в 1993 г. рекомендовало ис­пользовать «Программу обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста» (Н.Ф.Дементьева, Т.Н.Исаева, Г.Н.Багаева, А.А.Еремин, Г.В.Цикото). Данная программа рассчитана на четырехлетнее обучение детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. В ней сформулированы усло тарный контроль будут способствовать выработке необходимых навыков. По мере приобретения детьми определенных знаний и умений наиболее сильных учеников можно привлекать и к оказанию помощи слабоуспевающим (проверка записей в дневнике, выполнения письменных заданий, выученного стихотворения, работы с контурной картой). Взаимопомощь может иметь место и в других видах коллективной деятельности — в работе кружков, выполнении различных бытовых заданий, в общественно полезном труде, спортивных соревнованиях. Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. Здесь педагогу представляются большие возможности для наблюдения и изучения потенциальных возможностей умственно отсталых учащихся. Естественно, что все дети хотят участвовать в коллективной игровой деятельности. Однако личностные качества учащихся, различие интеллектуальных и физических возможностей оказывают влияние на их активность в игре, успешность участия в ней. Педагог должен видеть это и учитывать в своей работе. В игре создаются условия, позволяющие пробудить в детях чувство товарищества, взаимопомощи, дети учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива, чувствуют свою причастность к общему делу. Естественное желание самоутвердиться в коллективе может быть удовлетворено благодаря участию в художественной самодеятельности. Следует привлекать к ней как можно большее количество детей, находя для каждого доступное ему дело. Одни поют в хоре, играют в драмкружке, другие принимают участие в оформлении помещения, изготовлении костюмов, организации порядка. Вместе с тем от их общей деятельности по подготовке выступления зависит в целом успех коллектива художественной самодеятельности. Здесь наиболее естественным путем раскрываются потенциальные возможности детей, которые надо вовремя увидеть и поддержать, помочь им развиться. В этом состоит особая задача воспитателя коррекционной школы, специфика коррекционной направленности воспитательной работы. Любое проявление позитивного отношения ребенка к полезному занятию, желание участвовать в общем деле должны стимулироваться педагогом.

Нравственное становление личности во многом определяется правильно организованным общением как детей между собой, так и педагогов с детьми. В центре внимания педагогов коррекционной школы должны быть межличностные отношения детей, положение каждого из них в детском коллективе. Вообще, организуя воспитание умственно отсталых детей в коллективе, не следует слишком переоценивать воздействие общественного мнения. Как правило, словесная форма воспитания этих детей малоэффективна. На первых этапах решающим фактором в формировании положительных личностных качеств является привлечение детей к активному участию в коллективных делах. Задача воспитания детей в коллективе не является делом только воспитателя и классного руководителя. Все педагогические работники в том или ином направлении ведут с детьми внеклассную работу. Все это требует от педагогов большого такта, гуманности, профессионального мастерства и творческого подхода к делу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал