Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика формирования навыков чт. Виды чт. Приемы обуч навыкам чт.
1. Правильность чтения – это чтение без искажения звукового состава слов соблюдением правильного ударения в словах. Умственно отсталые школьники допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывают окончания. Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста. Материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подбирают с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке. Подобранные на основе этих критериев слоги и слова могут быть сгруппированы и включены в следующие виды упражнений: 1. Дифференциация сходных слогов и слов: ла-ра, мА- мя. 2. Чтение слогов и слов по подобию. ма мо му Маша – шапка. 3. Чтение слогов и слов с подготовкой: о-то-т-со-стол, у-ту-сту-стул, а-ра-вра-враг. После воспроизведения слоговых структур дети читают слово либо в слоговой разбивке, либо целиком, в зависимости от того, на каком этапе чтения они находятся и какова сложность структуры слова. 4. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения: кто — кот, следы - слезы, мука - муха. 5. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем: лес - лесок, шел - пошел. 6. Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни: прошел - проделал - просмотрел, увял - увел - увез. На эти упр отводится 4-5 мин, в зависимости от объема материала. Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока. Фактически это основной путь, который ведет к выработке навыка правильного чтения. Во избежание быстрого утомления школьников при однообразной работе, когда к одному и тому же тексту приходится возвращаться многократно, учитель каждый раз модифицирует задания. Дети читают по цепочке, абзацами, по эстафете, выборочно. Прием выборочного чтения, в свою очередь, дает возможность варьировать задание: школьники прочитывают отрывок, ориентируясь на иллюстрацию, на вопрос учителя, на конкретное задание. Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовывать наблюдения учащихся за чтением друг друга. Для организации таких наблюдений можно использовать различные приемы: - медленное чтение учителя (текст до этого уже отработан), когда учащиеся имеют возможность следить по книге, используя закладку или водя по строке пальцем. Комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором. Сопряженное чтение, когда текст начинает читать учитель вместе с учениками. Контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок. На этапе формирования правильности чтения особенно важно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы. 2. Беглость чтения – это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором происходит понимание читаемого материала. Становление навыка беглого чтения у умственно отсталых детей процесс достаточно длительный только в 6 классе основной состав учащихся начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи. Но даже в 8 классе без целенаправленной работы многие школьники так и не достигают уровня взрослого чтеца. Подготовка к овладению этим навыком начинается с 4 года обучения, когда учащиеся в основном освоят чтение целыми словами. Приемы. 1) Mногократность упражнений в самом чтении, так как умств.отст.дети мало читают вне класса, работу с текстом нужно организовать так, чтобы он читался всеми, к нему возвращались неоднократно, не пропадал интерес на протяжении всего урока. 2 ) Речевая разминка. Так как тексты, помещенные в учебных книгах, доступны для уом дет по содержанию, но не адаптированы с точки зрения языковых средств, учить беглому чтению на этих текстах очень сложно. В течение 4 – 5 минут на каждом уроке дети работают со специальными текстами, напечатанными на карточках. 3. Сочетание разных способов чтения. Поскольку у умственно отсталых детей проявляется косная привязанность к одному способу чтения, необходимо организовывать работу по сочетанию разных приемов чтения на одном и том же тексте. Для этого учитель заранее выделяет в тексте художественного произведения те его части, которые доступны для синтетического способа чтения. Весь остальной текст прочитывается аналитически с разбором трудных слов, предложений. По мере перехода учащихся из класса в класс объем текста, читаемого синтетически, увеличивается. 4. Прием подсчета слов можно использовать в проц разминки на спец текстах или на некот абзацах текста основного произведения, являющегося темой ур. След помнить, что введ замера скорости чт требует в условиях СКШ предельной осторожности, чтобы не вызвать у дет негативной реакции, нарастания возбуждения и срывов. 5. Смысловая догадка. Специа раб над разв смысловой догадки очень важна, так как у умо шк-ов любая интеллектуальная операция несовершенна, тем более такая как прогнозирование. Предлагаются задания следующего типа: а) прочитайте заголовок, скажите, о чем, по – вашему, пойдет речь в рассказе; б) рассмотрите иллюстрации к тексту, о ком/ о чем они рассказывают; в) (после прочтения первой части) как вы думаете, чем закончится рассказ. 3. Выразительность чтения - такое качество чтения, при котором с помощью средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание строк; в) повышенная эмоциональность, которая выражается в эмоционально окрашенной интонационной системе. 1. Подготовка к восприятию: а) внимательно отбирается биографический материал писателя, так как дети должны понять причины возникновения тех чувств и переживаний автора, которые изображены в данном лирическом стихотворении; б) прослушивание музыки является очень эффективным приемом подготовки, так как создает настрой, адекватный авторскому, и способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения; в) прием - стилистический этюд, передающий настроение изучаемого стихотворения. 2. Первичное чтение стихотворения наизусть учителем. Чтение мастеров слова уместнее использовать во время анализа, при выяснении компонентов интонации: какие слова выделил голосом, где изменилась тональность и тому подобное. 3. Проверка восприятия. - Какое настроение выражено? (не чувство, его трудно определить словами). 4. Вторичное чтение «про себя» с заданием. 5. Анализ после чтения вслух по строфам или картинам. Предмет анализа – живописный образ, а не развитие сюжета и поведение героя. Предлагаются задания, побуждающие к перечитыванию текста – работа над изобразительными средствами языка (лексико – стилистический анализ, стилистический эксперимент, словесное рисование и т.д.). В процессе анализа дети учатся читать выразительно - от работы над выразительными средствами языка к выразительному чтению. 6. Выразительное чтение: а) прослушивание образца из фонохрестоматии; б) составление речевой партитуры (нотирование); в) хоровая декламация. Голосом рисуем картины стихотворения и передаем настроение автора. 1. Творческие задания: а) музыкальное иллюстрирование; б) иллюстрирование с опорой на материальный объект; в) рассматривание картин природы и их описание изобразительными средствами данного стихотворения. 5.Чтение научно – познавательной литературы. Если при написании художественных произведений автор изображает вторичную действительность (первичная действительность отражена через мысли и чувства автора), то при создании научно – популярных текстов предметом изображения становится первичная действительность. Анализу подвергаются конкретные факты, исключающие такие формы и приемы работы, которые связаны с творчеством. Цель анализа – извлечь информацию и ее запомнить, усвоить. Методика чтения научно – познавательной литературы. 1. Подготовка к восприятию. Вводим в тему, разъясняем всю терминологическую лексику. 2. Первичное чтение возможно не только учителем, но и учащимися, так как нет эмоционального подтекста. 3. Проверка восприятия. Понятно ли фактическое содержание? 4. Вторичное чтение может быть осуществлено вслух или про себя с анализом и составлением плана. 5. Пересказ - подробный или частичный- с обязательной терминологией. 6. Обобщающая беседа. Что узнали нового? Чему научились? Особенности развития детей с отклонениями проявляются в низком уровне любознательности, медленном темпе чтения, недопонимании смысла прочитанного, неумение правильно выбрать книгу исходя из своих возможностей. Перед учителем, воспитателем и школой стоят задачи развить мотивационную сферу ученика до уровня глубокого интереса к книге и на этом фоне формировать, развивать и корректировать читательскую деятельность. Учебным материалом уроков внеклассного чтения является детская книга, а не тексты и задания к ним, как на уроках классного чтения. Педагогические условия успешной организации уроков внеклассного чтения. 1.Эффективность работы определяется не объёмом времени, а частотой чтения: ежедневное чтение в пределах 30минут результативнее, чем чтение в течении 1 часа 2 раза в неделю. 2.Развитие интереса к книге сначала опирается на интерес к форме и приёмам, затем на включение личностных притязаний, приводя к развитию читательской инициативы. 3.Без постоянного контроля со стороны учителя и заинтересованных лиц, как формы соучастия и сопереживания успехов и неудач учащихся, невозможно созидание читателя. Контроль должен осуществляться в 2 направлениях: первое – помощь детям в осознании читаемого (вопросники, беседа,). В результате учащийся правильно понимает и осознаёт поступки героев, события, что формирует его интерес, второе – учёт прочитанных книг и заключительная работа после чтения. 4.Учёт и контроль за внешним видом и характером заполнения дневника, что становится для детей дополнительным стимулом. Заключительным этапом контроля являются уроки внеклассного чтения, которые проводятся в сооветствии с программными требованиями, начиная с 5 класса, один раз в месяц. Методика уроков внеклассного чтения должна реализовывать следующие принципы: подготовленность учащихся к урокам, предельная самостоятельность школьников, праздничность уроков(нетрадиционные формы, подготовленные выступления детей). Итоговый этап работы – праздники книги, конференции, литературные вечера, конкурсы чтецов, книжная неделя и т.д. Формы руководства внеклассным чтением. 1. Уголок внеклассного чтения. 2. Внеурочная деятельность: классные и школьные мероприятия, связанные с книгой. 3. Работа с родителями. 4. Работа с библиотекой
|