![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика изучения табличного умнож и дел. Мет изуч внетабл умн и дел.Впервые в 3 кл учащ знаком с нов арифм действ умнож и дел состав, зауч табл * и «:» чисел 2, 3 4, 5 с отв, не превышающ чис 20. Лучшему осознанию смысла действ * способст подготовит раб: счет равн гр предм, а также счет по 2, 3, 4, 5 до 20. Понятие об * как слож равн слаг учащ получ на 1 ур. Необх показ целесообраз-ть замены +я *ем, познак со знак умнож (*, •) и с записью действ в строч. В кач-ве нагляд пособ использ предмет мн-ва и картинки с изображм предм, объединен в равн гр. Напр: «Пересч варежки, связ парами». Дет счит по 2: 2, 4, 6, 8, 10. Уч-ь спраш, ск-ко варежек связ вместе. Запиш так, как счит: 2+2+2+2+2 = 10. С-ко пар вареж? (5) С-ко всего вареж? (10) В этом примере + м/ замен др действ - * и запис пр-р короче. Сказать м/ так: «По 2 взять 5 раз, получ 10, а запис так 2 · 5=10». Уч-ль спраш: «Какое чис запис-ся 1вым при *? (Слагаемое). Какое чис запися 2рым? (Чис 4) Что оно обознач?» (Чис слагаемых) Замена + умнож и чтение табл умнож. При составл с учащ табл * люб чис и при ее зауч необх обратить их вним на то, что ответ последующ пр-ра б-ше предыдущ на ст-ко ед, с-ко их в 1-м множителе. Эту закономер-ть необх подчеркивать при заучив табл * всех чис. Это помож учащ быстрее зауч табл. К тому же, если какой-л таблич отв уч-к не м/ вспомнить, но помнит отв предыдущ или последую пр-ра, он смож этим помочь себе. С * чисел 3, 4, 5 в предел 20 учащ знак аналогично, опираясь на счет предм (их изображ) равн гр. переместит св-во * Но уже при изуч табл * чис 3 нужно обрат вним на то, что в изучен табл есть пр-ры с одинак отв. Уч-ль предлаг выпис первую пару пр-ров (2x3=6, 3x2=6) и сравн их. Уч-ль просит всех уч-ков взять по 2 палочки 3 раза, полож их парами и сказ, с-ко всего палочек. Какой пр-р на * м/ состав? (2x3=6.) Затем он просит взять по 3 палочки 2 раза, полож их по 3 и сказ, с-ко палочек всего, какой пр-р на * м/ состав, изменилось ли кол-во палочек. Значит, 2x3=3x2, т. е. от перест чис (множителей) в пр-рах на * отв (произвед) не измен-ся. При изуч * в пределах 100 много вним удел нагляд основе и счету равными гр и числ. Однако рез-тат * в пр-рах, где 2рой множ-ль меньше 1-го (напр, 6x2, 6x3, 6x4, 6x5), надо запис на основе знан учащ-ся перемест закона *. Составив отв, обязат-но надо дать на замену действ * сложением равных слагаемых. Отв от + соответствующ им пр-ров на * сравнив-ся. Так составл табл * чис 7, 8, 9. ОБУЧ ТАБЛ ДЕЛЕНИЮ В ПРЕД 20 рассм независ от дейст *. Т-ко тогда, когда дети хор усвоят сущ-ть «:», оно сопоставл с *, устанавлив взаимосвязь м/ этими двумя действ. Извест, что сущ-ет 2 вида «:»: дел на равн части и дел по содерж. После изуч «:» на равн час (все случ - 3 кл) учащ знак-ся с «:» по содерж при реш задач (3 кл). В конкрет жизнен сит и с помощ реш задач показ-ют сходство и различ 2ух видов «:». Делен по содерж в СКШ 8в рассм-ся лишь при реш арифм задач после изуч табл * и «:» на равн части. Пр-ров на «:» по содерж не дается. Смысл дейст дел на равн части м/б понят умо дет т-ко на операц с предм множ-вами. Уч-ль создает опред жизнен сит: «Мама принесла 4 апельс. У мамы 2 дет - Коля и Саша. Она отдала апельс Коле и предлож раздел их м-ду 2 мальч. Как Коля раздел апельс?». К доске уч-ль вызыв 2 уч-ков.1 из них делит апел. Выясн, что раздел апельс на 2 гр м/ по-разн: м/ дать Коле 1 ап, а Саше 3; м/ дать Саше 1 ап, а Коле 3; м/ Коле и Саше дать по 2 ап, т. е. раздел апел поровну на 2 части. Далее уч-ль предлаг разлож (разделить) 6 карандаш поровну в 2 стаканчика и показ, что делить нужно по одному: 1 карандаш полож в 1вый стаканчик, 1 - во втор и т. д. Дел надо до тех пор, пока не ост ни 1 карандаша. Аналогично показ практически «:» на 3, 4, 5 равн частей (поровну), а кажд учащ повторяет деление на равные части в раб на партах. Учащ при делении конкретных предм запис примеры в тет с помощью цифр и арифм знаков. Вводится знак (:) и запись действия деления: 4: 2=2, 6: 2 = 3, 8: 4=2. Дети учатся чит и запис эти действ. После общ ознакомл с действ (:) на равн части м/ перех к составл дел, начиная с табл делен на 2 равн части и т. д. 2: 2=1. После составл табл (:) на 2 равн части учащ приобретут некот навык (:) на равн части. При ознаком с (:) на 3 равн части уч-ль показ, что из всех предм, кот делим, надо взять 3 предм и делить, расклад-я их, напр-р, в стаканчики по 1. Так составл-ся табл (:) на 3, 4, 5 равн част в предел 20. Составл табл (:) в предел 100 предшеств повтор табл в пределах 20, сопоставл-ю табл * и соответствующей табл (:). Учащ наблюд взаимную связь этих арифм действий. Учащ уже м/ по пр-ру на * сост 2 пр-ра на (:): 3x4=12; 12: 3=4, 12: 4=3 в пределах 20. Последующ табл (:) составл-ся уже с опорой на установленную взаивывод был понятен учащимся, необходимо, чтобы каждый ученик проделал эту несложную работу сам. Важно, чтобы дети запомнили это новое слово, научились правильно его произносить и записывать при числах. Учащиеся должны уметь отыскивать среди других сосудов сосуд емкостью 1 л. Далее учащиеся учатся измерять вместимость сосудов и отмеривать заданное количество литров. Они определяют, наполняя водой, емкость банок, небольших бидонов, кастрюль, ведер. Важно развивать глазомер учащихся, т. е. умение определять емкость сосудов на глаз. Учащиеся должны запомнить емкость стандартных, наиболее часто встречающихся в быту сосудов: банки емкостью 1 л, 2 л, 3 л, 5 л, бидоны емкостью 1л, 2 л, 3 л, 5 л, 10 л, 20 л, 40 л (в 3-м классе), ведра емкостью 8 л, 10 л, 12 л. Изучение единиц измерения массы. Первое знакомство учащихся с массой, со сравнением предметов по тяжести (тяжелый - легкий, тяжелее - легче) происходит в пропедевтический период (в 1-м классе). В 3-м классе учащиеся впервые знакомятся с мерой массы - килограммом. Знакомство с мерой массы килограммом - лучше всего начать с создания такой ситуации, в которой бы учащиеся прочувствовали необходимость в единой мере массы. Например, участие в таком виде спорта, как бокс, требует определенной массы от участника. Чтобы определить массу (вес), надо выбрать единицу массы. Этой единицей является килограмм (1 кг). Учитель показывает детям гирю (1 кг). Каждый ученик держит ее то в левой, то в правой руке, с тем, чтобы мускульно ощутить массу гири. Опираясь на опыт учащихся, учитель просит назвать предметы, продукты, расфасованные по 1 кг. Продукты по возможности надо принести в класс, чтобы сравнить их массу с массой гири в 1 кг. Показать надо также гири в 2 кг и 5 кг. Далее проводятся практические работы по отвешиванию и взвешиванию фруктов, овощей, крупы, соли. На данном и всех последующих этапах работы по изучению мер массы важным является развитие мускульных ощущений учащихся, умение определять хотя бы приблизительно массу предметов «на руку». Поэтому перед взвешиванием полезно ставить вопрос: «Как ты думаешь, какова масса этого предмета? Проверь себя с помощью взвешивания на весах. Определи, на сколько ты ошибся». В 3-м классе учащиеся учатся работать только с чашечными весами. На них четко видно, что масса груза сравнивается с единицей измерения массы - килограммом. Полученные при взвешивании числа записываются. Предварит-но уч-ль знакомит уч-ся с записью ед измер массы при числах. В 5 кл уч-ся знак с новой ед измер массы - граммом. Вновь надо создать такую жизнен сит, в кот бы уч-ся почувств необходимость в более мелкой ед массы. Уч-ль приводит такой пр: в буфете кажд из уч-ков кладут по 2 кус сахара или по 2 чайн лож сахар песку в стакан с чаем. «Знаете ли вы, какова масса этого сахара? Ск-ко сахара требуется всему кл на 1 завтрак?» - спраш уч-ль. Уч-ся затрудн отв на эти? -сы, но они их заинтересовывают. Становится ясно, что с пом гири в 1 кг нельзя опред массу кусочка сахара, это слишком большая мера. Уч-ль знак уч-ся с гирей в 1 г. Чтобы уч-ся ощутили массу в 1 г, им след не т-ко показать, но и дать возможность гирю в 1 г подержать в руке. Т-ко после этого дет знак с др разновесами: 5 г, 10 г, 20 г, 50 г, 100 г, 200 г, 500 г. Соотношение м-ду кг и граммом уч-ки устанавл сами: гирю в 1 кг они уравновеш на весах др гирями и подсчитывают, с-ко потребовалось гр. Т.о., уч-ки устанавливают, что 1 кг=1000 г. Наибольшие трудн представл усвоение таких мер массы, как тонна и центнер. Ощутить массу таких ед измер массы практически невозм. Уч-ль пыт конкретизировать эти меры, соотнося центнер с массой 2 мешков картоф или с массой 1 мешка риса, тонну с массой 10 таких мешков риса. Раб над усвоен мер, над овлад измерит навыками в усл СКШ 8в м/б лишь в том случ успеш, если осущ межпредм связи. Данная страница нарушает авторские права? |