![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Устройство
Центробежные компрессоры по принципу действия и устройству подобны центробежным насосам, но имеют особенности, связанные со сжимаемостью перекачиваемой среды и высокими частотами вращения (десятки тысяч оборотов в минуту). Так же как и насосы, центробежные компрессоры подразделяются на одноступенчатые (нагнетатели) и многоступенчатые (нагнетатели и собственно компрессоры), однопоточные и многопоточные. Схемы одноступенчатых компрессоров показаны на рис. 13.2.
Рис. 13.2. Одноступенчатые лопастные компрессоры
При небольших выходных углах наклона лопастей β 2Л применяют простую схему а со спиральной камерой (улиткой). При окружных скоростях до 300 м/с используют закрытые рабочие колеса, обеспечивающие увеличение КПД на 2 -3% по сравнению с полуоткрытыми колесами. Если угол β 2л достаточно велик (> 40°), то компрессоры выполняют с направляющими аппаратами, называемыми диффузорами (схемы б, в, г). Кольцевой безлопастный диффузор, предшествующий лопастному направляющему аппарату, способствует выравниванию потока и уменьшению шума при работе машины. Полуоткрытые рабочие колеса (схемы в, г) позволяют достичь больших окружных скоростей (порядка 500 м/с). Рабочие колеса на схеме в - осерадиальные, а на схеме г - диагональные. В многоступенчатом нагнетателе или компрессоре имеются все характерные элементы многоступенчатого насоса - направляющие аппараты НА, обратные направляющие аппараты ОНА, диафрагмы с уплотнениями Д (рис. 13.3, а). На эпюре показано изменение давления и скорости газа в рабочем колесе и в отводе между точками /, 2, 3 и 4.
Рис. 13.3. Схемы многоступенчатых центробежных компрессоров
Многоступенчатые нагнетатели выполняют в одном корпусе (рис. 13.3, б). На выходе из последней ступени газ поступает в улитку или сборную камеру, а затем направляется в нагнетательный патрубок. Многоступенчатый компрессор (рис. 13.3, в) состоит из нескольких секций (при показателе адиабаты k = 1, 40 до трех ступеней в каждой) с промежуточным охладителем X. Промежуточное охлаждение необходимо для экономии мощности путем приближения процесса ступенчатого сжатия к изотермическому (подробнее см. далее). Число промежуточных охлаждений устанавливают, сопоставляя экономию мощности компрессора с дополнитель-ными затратами на охлаждение и усложнение компрессорной установки при увеличении числа охладителей [18, с. 160]. Сжатие с одним промежуточным охладителем выгодно при ε = 2, 5 - б. С уменьшением значения показателя адиабаты k указанный верхний предел величины ε возрастает. Сжатие в одном корпусе с двумя промежуточными охладителями эффективно при более высоких степенях повышения давления (до 10 при k = 1, 4). С увеличением числа рабочих колес в одном корпусе и удлинением ротора снижаются критические частоты вращения вала, при которых возникают недопустимо большие вибрации отбалансированного ротора. Когда рабочая частота существенно отличается от критической, прогибы вала и вибрационные нагрузки резко снижаются. Рабочая частота может быть меньше или больше первой критической, при этом вал называют соответственно «жестким» или «гибким». Возможности повышения критических частот путем уменьшения массы роторов и увеличения их жесткости ограничены. В связи с этим, при ε > 10 приходится размещать рабочие колеса в двух корпусах. Например, компрессор К-380-101-1 с объемным расходом газа на входе 500 м3/мин, предназначенный для сжатия нефтяного газа от 0, 15 до 4, 2 МПа (ε = 28), выполнен с двумя корпусами. В каждом корпусе расположено по пять рабочих колес. Частота вращения ротора в первом корпусе составляет 7 350 об/мин, во втором - 17 тыс. об/мин. Компрессор имеет только один охладитель между корпусами, что объясняется низким значением показателя адиабаты сжимаемого газа, а также возможностью выпадения жидкой фазы при его охлаждении. В отличие от насосов рабочие колеса в компрессоре могут быть неодинаковыми по диаметру и по форме. Обычно наружный диаметр колеса уменьшается с увеличением порядкового номера секции; внутри секции колеса имеют, как правило, одинаковый диаметр, но могут отличаться шириной каналов в меридиональном сечении (в частности, отношением b2/D2) 1. Это объясняется следующими причинами. Если диаметры и тип лопастного аппарата у всех колес в одном корпусе выполнять одинаковыми, что удобно технологически и удешевляет изготовление машины, то, поскольку объем протекающего газа уменьшается, а меридиональная скорость c2m сохраняется постоянной, последние колеса окажутся чрезмерно узкими (b2/D2 мало), что приведет к росту аэродинамических потерь и снижению КПД.
__________ 1 Обозначения см. в разделе Центробежные насосы (Планы скоростей. Безударный режим насоса) Если же диаметры при переходе от первой секции к последующим уменьшаются, то получают приемлемые значения b2/D2 и в последних ступенях. С уменьшением диаметра колес снижается окружная скорость u2, и, следовательно, требуется больше колес для заданной степени повышения давления ε. А это приводит к увеличению осевого габарита машины, и к снижению критических частот вращения ротора, вследствие чего появляется опасность сближения рабочей частоты вращения со второй критической. Поэтому в одном и том же компрессоре иногда применяют лопастные аппараты различного типа. При этом выходной угол наклона лопастей β 2л и скорость c2m постепенно уменьшаются от первой ступени к последней, что позволяет сохранить диаметры ступеней внутри одного корпуса равными или близкими [18, с. 164]. Для привода центробежных компрессоров применяют: стандартные электродвигатели, достоинствами которых являются простота запуска и удобства в эксплуатации; газовые турбины, обладающие автономностью, более высокой, нежели стандартные электродвигатели, частотой вращения (5, 5 - 6, 0 тыс. об/мин) и возможностью экономичного регулирования; паровые и воздушные (для холодильных компрессоров) турбины с высокой частотой вращения (до 100 тыс. об/мин)1. В зависимости от вида привода возможны различные варианты компоновки двухкорпусных машин. При самостоятельном приводе каждого корпуса K1 и К2 непосредственно от турбины Т (рис. 13.3, г)или через мультипликатор М от электродвигателя Д (рис. 13.3, д)возможно сообщить каждому ротору различную частоту вращения, но компрессорный агрегат состоит из большого числа отдельных машин. Это усложняет обслуживание и увеличивает эксплуатационные расходы. Более выгодны схемы с одним двигателем, но разными частотами вращения ротора в каждом корпусе компрессора. От высокооборотного двигателя (турбины) первый корпус K1 низкого давления принимает мощность непосредственно, а второй К2 высокого давления - через мультипликатор М (рис. 13.3, е).При электроприводе требуется повышение частоты вращения вала также и в первом корпусе (рис. 13.3, ж, з). Ротор Рабочие колеса центробежных компрессоров различают в зависимости от типа лопастей: 1) с лопастями, загнутыми назад и 2) с радиальными лопастями, имеющими входную часть пространственной формы (рис. 13.4, а). ______________ 1 Для холодильных компрессоров используют также высокочастотные (300 – 400 гц) электродвигатели с частотой врашения вала 18 – 24 тыс. об / мин. Первый тип используют в стационарных нагнетателях и компрессорах. Различают рабочие колеса насосного типа (β 2л = 15 - 30°, число лопастей z = 6 - 9) и колеса компрессорного типа (β 2л = 35 - 55°, z = 18 - 30). В последнее время для начальных ступеней компрессора применяют также рабочие колеса с β 2л = 55 - 90° (колеса авиационного типа). Эффективность лопастного аппарата такого типа несколько снижена, но степень повышения давления в ступени получается большей. Лопасти изготовляют постоянной толщины (2 - 8 мм), с округлённой входной и скошенной выходной кромками. Наиболее распространена форма лопасти в виде дуги окружности. Способы крепления лопастей в закрытых рабочих колесах показаны на рис. 13.4, б. Применяют также сварные колеса. Рабочее колесо - наиболее напряженная деталь центробежного компрессора. Рис. 13.4, в даёт представление о напряжениях радиальном σ r, кольцевом σ t, и расчетном (3 σ t - σ r) в несущем и покрывающем дисках колеса при окружной скорости на выходе u2 = 293 м/с, а также о профиле дисков, обеспечивающем равнопрочность [6]. Диски изготовляют из кованой углеродистой или легированной стали, а при низких окружных скоростях - отлитыми из стали или из алюминиевых сплавов. Рабочие колеса небольших размеров изготовляют фрезерованием или электроэрозией. С целью уменьшения потерь внутренняя поверхность рабочих колес выполняется гладкой; с наружной стороны диски полируют.
Рис. 13.4. Рабочие колёса центробежных компрессоров: а – открытое с радиальными лопастями; б – крепление лопастей в закрытых колёсах; 1 – штампованное z –образной формы, с креплением заклёпками; 2 – фрезерованное с шипами; 3 – со сквозными отверстиями; в – эпюры напряжений в дисках
Так же как и в некоторых насосах, на валу многоступенчатого компрессора установлен разгрузочный поршень (думмис). Этот поршень обычно уравновешивает примерно 3/4 осевого усилия, остальная часть усилия воспринимается упорным подшипником. В результате предотвращаются возвратные осевые перемещения ротора при изменении режима работы компрессора. При больших частотах вращения вала, применяемых в компрессорах, сравнительно небольшая неуравновешенность ротора вызывает вибрацию машины, что в некоторых случаях приводит к поломке уплотнений. Перед посадкой на вал каждое колесо проходит статическую балансировку, а затем ротор в сборе - динамическую балансировку. Дебаланс устраняется снятием металла с обода крайних колес. Рабочие колеса насаживают на вал с натягом, гарантирующим сборку ротора от дебаланса и от расслабления при вращении. Колесо фиксируют на валу штифтами, передающими крутящий момент с вала на колесо и предохраняющими его от осевого смещения, или шпонками (передача крутящего момента) и распорными втулками и гайками (фиксация от осевого смещения). Осевой сдвиг ротора, вызванный износом упорного подшипника, контролируется реле, останавливающим машину при недопустимом сдвиге.
|