Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 3 Злоупотребление правом: понятие и виды.
Злоупотребление правом - это реализация своего субъективного права, которое наносит вред интересам других лиц. Злоупотребление правом в науке оценивается как правонарушение, но, однако с этим утверждением согласны далеко не все. Это объясняется тем, что злоупотребление правом с одной стороны действительно является правонарушением, поскольку содержит такой признак правонарушения как причинение вреда. Однако, злоупотребление не содержит такого важного признака правонарушения как противоправность. Поэтому именно представители цивилистики считают его правонарушением. Поскольку главный момент гражданского правонарушения является причинение вреда. Представители публичных отраслей права не считают злоупотребление правом правонарушением, поскольку данное деяние не содержит в себе признак противоправности. Законодатель практически отказывается от определения того, что именно является злоупотреблением правом (квалифицированное молчание). Законодатель отдает это на усмотрение правоприменителя. Поскольку одно и тоже поведение мб расценено, как и злоупотребление правом и правомерное поведение. ЗП определенное отражение получило в ст. 10 ГК РФ - предел осуществления прав. Виды ЗП: в зависимости от умысла: 1. Шикана - умышленное несение вреда другому лицу в рамках реализации своего субъективного права. 2. Неумышленное ЗП - когда лицо наносит вред не зная об этом. В этом случае суд может как признать, так и не признать ЗП. отраслевой признак: злоупотребление материальными правами; злоупотребление процессуальными правами; В последнее время юристы говорят о таком виде злоупотребления как ограничение конкуренции и создание монополий на рынке. Билет 24
Политическая партия - один из видов общественных объединений граждан, создаваемый на добровольных началах для участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах гос власти, ОМСУ) посредством формирования и выражения политической воли граждан. Назначение политической партии: - осуществляет ф-ии представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне всей социальной целостности; - осуществляет активную работу по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений; - снятие ее внутренних противоречий. Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Поэтому они служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни. Истинной целью в деятельности политических партий в конечном счете является завоевание политической власти. В чем связь партий и гос-ва: 1. Зак-ва государств запрещают партиям использовать наименовании, оскорбляющие расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающие общепризнанные нормы морали. Символика должна быть индивидуализированной и не совпадать с символикой других государственных и негосударственных структур.2 деятельность партий должна носить законный характер и не нарушать права и свободы граждан. Таким образом, любое гос-во при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция более детальной юридической регламентации их деятельности. Становление многопартийной системы. С распадом СССР начался активный процесс демократизации во всех сферах общественной жизни. Начали создаваться многочисленные общественные объединения, в том числе и политические партии. Как правило, многопартийные выборы в национальные парламенты характерны для государств с нестабильной социально-политической обстановкой (напрмер, Колумбия – более 55 партий, Индия – 44, Украина – 38, Болгария – 34, Эфиопия – 33..). Участие в таких выборах становится весьма сложной задачей по определению своего политического выбора для электоральной части населения. В ч.3 ст. 15 К РФ указано, что в РФ признается политическое многообразие, многопартийность. Из этого следует стремление к созданию таких политических партий, которые представляли бы различные социальные группы и позволяли бы говорить о демократичности политической системы в целом. К сожалению, ни одна из действующих политических партий не выражает интересы различных слоев населения. Многопартийность необходима прежде всего для государства. При многопартийности формируется механизм конкуренции, соперничества между партиями, а через них и между классами, социальными слоями. Механизм конкуренции, действующий в цивилизованных формах, в рамках закона, решает ряд задач, крайне важных для политической системы и всего общества, способствует выдвижению альтернативных вариантов социального прогресса, дальнейшей демократизации общественной жизни, расширяет массив активных участников политической системы. Если партийная система неэффективна, то возникновение и углубление противоречий между обществом и государством неизбежно, а это, в свою очередь, способно поставить под угрозу само существование государственных институтов, по крайней мере в том виде, в котором оно сейчас существует. В современной же России, исходя из ее недавнего советского прошлого, ценность многопартийности бесспорна. Развитие и укрепление конституционных основ организации и деятельности различных политических партий в нашей стране должны служить прежде всего препятствием установлению господства власти одной партии или одного лица с превознесением своей собственной идеологии в ранг государственно-обязательной, безальтернативной. При этом государство, реформируя и совершенствуя правовой статус партий, должно иметь в виду, что многопартийность отнюдь не сводится к наличию нескольких зарегистрированных политических партий. Это должна быть слаженная, функционирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои общества, система, в которой обеспечивается принцип ротации партий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей. В качестве основного недостатка нашей партийной системы следует выделить наличие партии - политического доминанта, при отсутствии серьезной и системной оппозиции. Влияние политических партий на деятельность Государственной Думы особенно ярко проявляется в процессе принятия законов и других документов. Имея парламентское большинство, партия " Единая Россия" может не только обеспечить принятие нужных ей законов, но и оказывать влияние на организацию работы всей палаты. Многопартийность является характеристикой не государства и не государственного устройства, а гражданского общества, которое сегодня в нашей стране еще далеко не сформировано. При этом основой политической системы общества является государство, а не партии. Только государство обладает правом принимать законы и требовать их соблюдения на своей территории, государственная власть едина, а государственные функции выполняют формально независимые друг от друга органы, которые, несмотря на разделение властей, способны занимать единую политическую позицию. Такими признаками не обладают политические партии. Суть проблемы заключается еще и в том, что п. 1 ст. 10 Федерального закона " О политических партиях" устанавливает запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц. Как можно оценить эффективность этого запрета в условиях, когда подавляющее число руководителей субъектов Российской Федерации являются членами партии " Единая Россия", которая весьма весомо представлена также и в Правительстве РФ? При этом факт совмещения полномочий Председателя Правительства и Председателя партии " Единая Россия" вызывает вполне понятные затруднения в ответе на вопрос о том, в качестве кого он взаимодействует с государственными и негосударственными органами и организациями, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами, средствами массовой информации при исполнении своих должностных обязанностей. Многие члены партии " Единая Россия" входят в состав Правительства РФ.
Действие НА во времени –с какого и по какое время НА имеет юр силу. Можно выделить несколько вариантов вступления нпа в действие. 1. по истечении определенного срока после его официального опубликования. Так, ФЗ, нпа ФОИВ вступают в силу на территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования. А акты Президента, имеющие нормативный характер, - по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. По истечении также 7 дней – акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус ФОИВ, организаций. 2. Момент их принятия или официального опубликования. 3. время вступления акта в действие может быть указано в нем самом. 4. те акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие. Прекращение действия НА связывают со следующими обстоятельствами: 1. истечение срока действия, на который принят акт; 2. В связи с прямой отменой НА уполномоченным на то органом; 3. В связи с фактической заменой НА иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант наименее желателен, так как зачастую порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий. Как правило, закон обратной силы не имеет. Но из этого правила есть исключения: - когда в самом НА указано, что он распространяется на отношения, возникшие до его принятия. – когда НА смягчает уголовную ответственность. – когда НА отменяет уголовную ответственность; - «переживание» старого НА, при котором утративший силу НА по спец указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.
Состав правонарушения - научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Эта система признаков необходима и достаточна для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности. К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: - объект; - объективная сторона правонарушения, субъект, субъективная сторона.
Самонадеянность (легкомыслие) – предвидение возможности наступления общественно опасных последствий, соединенное с легкомысленным расчетом на их предотвращение. Небрежность выражается в непредвидении возможности наступления общественно опасных последствий своего действия/бездействия, хотя по обстоятельствам дела он мог и должен был их предвидеть. Билет №25
Сущность – главное, определяющее, устойчивое и закономерное в данном явлении. Марксизм обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Гос-во по своей сущности есть организация политической власти общества. Марксистское понимание общества нуждается в переосмыслении и уточнении. Ошибочна трактовка гос-ва исключительно с классовых позиций: политическая власть – насилие одного класса для подавления другого. Такой подход искажает представление о гос-ве, упрощает и односторонне понимает его сущность и социальное назначение. В данном понимании идет ориентир на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления. Другое понимание сущности государства – общечеловеческое, предназначение гос-ва в таком понимании состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения. Согласно этому гос-во как единственный официальный представитель должно обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач. Соотношение общечеловеческого и классового в разные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономического и политико-гос развития, достигнутый ур-нь прогресса и демократии. Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал гос-ва в современных условиях, трудно не заметить, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция наглядно проявляется в развитых гос-ах Америки и Европы и современном Российском гос-ве. Гос-во, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответсвует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда. Демократическое, цивилизованное гос-во, пределы власти которого, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Сейчас это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития гос-ва. Но Россия не до конца правовое гос-во, правовое гос-во рассматривается как цель несмотря на то, что в ст. 15 К РФ закреплено, что РФ – демократическое, федеративное, правовое гос-во…».
Реализация права – претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (гос. органов, должностных лиц, общественных организация и граждан). Она всегда связана только с правомерным поведением! В одном случае – это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом – бездействие (воздержание от совершения противоправных действий). 1. по субъектному составу различают индивидуальную и коллективную формы реализации. Некоторые правовые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права. 2. по характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют:
Все три формы – формы непосредственной реализации права. Есть случаи, когда соблюдение, исполнение и использование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, начисление пенсии, выполнение обязанности военнойсл-бы…. · Правоприменение – деятельность управомоченных лиц и органов по разрешению юридического дела. (про применение права – см. вопрос 3 билет15).
|