Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другой» и раскол этноцентрума






Если фигура «другого» появляется в этносе, вся парадигмальная модель интерпретации этноцентрума раскалывается. «Другое» - это серьезные и реальные катастрофы – такие, как жестокие войны с соседним этносом, эпидемии, исчерпанность дичи в лесах, неурожай или засуха, голод, природные катастрофы + незначительные или события – дурные предзнаменования, неблагоприятные предсказания оракулов, атака «злых духов», серия зловещих сновидений, смерть шамана.

Если «вызовы» этнос способен интегрировать через процессы этнодинамики, то они не приводят к появлению «другого». И только если этого не происходит, фигура «другого» прочно утверждается на горизонте этноцентрума. Этноцентрум при этом расщепляется, раскалывается и начинает менять свою структуру и симметрию, отталкиваясь от фигуры «другого». Самое главное – раскол этноцентрума, нарушение его замкнутости, закрытости во временном и пространственном смысле. Этнокинетика представляет собой размыкание этнической карты, круговращения сил, душ, теней и предметов (таонга).

В этнокинетике меняется сама основа этнической интенциональности. Впервые начинает ощущаться граница между этноноэмой как эндопсихическим (в коллективном смысле) представлением о вещи и самой вещью, которая и конституируется как «другое» и в «качестве» другого.

Появление границы и новой симметрии создает новую карту. Отныне этноцентрум мыслится не как бесконечное и все включающее поле. За границей этого этноса располагается другой этнос. С этим «другим» как с выражением «злого ничто» или «злой смерти» может быть только отношение войны. Здесь конституируется ситуация, когда становится возможным выпасть из этнического цикла навсегда, необратимо и однонаправленно. Эта страшная для этноса возможность визуализируется в «другом». Так рождается модель «они-группа», радикально противопоставленная «мы-группе».

Немецкий психолог Эрих Йенш назвал это «противотипом». Смысл «противотипа» состоит в том, что он формируется по обратной симметрии по сравнению с автостереотипом. В нем «другое» мыслится как «противоположное», «обратное», «перевернутое». Вэтнокинетике начинает преобладать «противотип». Здесь этноцентрум переходит в этноцентризм, то есть в консолидацию своего (автостереотипа) и демонизацию чужого (гетеростереотипа).

Оборона/нападения и «тайные общества воинов»

Феномен «противотипа» и появление радикальной бинарной оппозиции провоцирует в этносе появление двойственного комплекса: «обороны-нападения». Раз есть «зло», должно быть что-то, что будет защищать этнос от зла, и вместе с тем причинять «зло» другому этносу, «врагу». Оборона и нападение связываются в единое явление. «Другое» вовне провоцирует «другое» внутри.

Отсюда берет свое начало институт «тайных обществ» воинского типа. Лишь в фазе этнокинетики на основании «мужских союзов» иногда формируются отдельные чисто воинские организации. Эти организации постепенно концентрируют в себе принцип «другого» и становятся для этноса в свою очередь «другим». Они призваны защитить племя от «противотипа» и «зла», но чтобы сделать это, они должны войти в контакт со «злом», взаимодействовать с ним напрямую, а следовательно, они сами становятся опасностью для своего племени.

В этнокинетике вместе с выделением чисто «воинских союзов», превращением обычных «мужских инициатических обществ в воинские, складываются предпосылки для социальной дифференциации – как горизонтальной, так и вертикальной. Этнос вступает в зону «социальных изменений».

Поворотным пунктом в процессе разложения этноцентрума является феномен рабства.

В определенных – явно исключительных – случаях, воины-победители начинают сохранять пленным жизнь и превращать их в рабов. Статус раба и использование рабов в этносе является фундаментальной чертой перехода от этноса как койнемы к более сложной и стратифицированной социальной структуре. Раб не просто недочеловек или предмет, это наглядное выражение «зла», это «античеловек», «противотип». Он должен быть уничтожен, но он не уничтожается, а привносится в этнос как наглядное выражение «другого», отличного от всех, как сама смерть.

Вещи и природа умирают через рабов. Рабы – это первый шаг к появлению «объекта», противопоставленного «субъекту».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал