Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тунгусо-манчжурские этносы






К этой языковой семье относят тюрок, монголов, тунгусо-манчжуров, (корейцев и японцев).

Тунгусо-манчжуры представляют собой этническую группу, в состав которой входили как архаические этносы, занимавшиеся охотой и собирательством, а также приполярном оленеводством, так и некогда воинственные племена, не раз вторгавшиеся в Китай и побеждавшие его армии. Так, манчужрское племя чжурчженей основало в Китае династию Цинь, которая просуществовала с 1115 по 1234 год. Еще ранее древние манчжуры создали на Дальнем Востоке сильное независимое царство Бохай (698-926). Китайские историки причисляют к тунгусо-манчужрам и могущественное племя киданей, создавшее на развалинах царства Бохай гигантскую степную империю Ляо, протянувшуюся от Японского моря до Восточного Туркестана и просуществовавшую с 907 по 1125 года. Эти факты важны, так как показывают, что на самой крайнем Востоке Великой Степи Евразии также существовал мощный этнический очаг политической и военной воли, и древние манчжуро-тунгусские племена выступали в истории в той же роли, что и иные кочевые общества Евразии.

В последние столетия тунгусо-манчжурские этносы (сегодня к ним относятся сойоты, эвенки, эвены, нанайцы, ульчи, удегейцы, тазы, орочи, негидальцы, уйальта) вступили в фазу гомеостаза и пребывают в состоянии чистых этносов. В таком качестве на процессы лаогенеза северо-восточной Евразии никакого влияния они не оказывают, а лишь отходят под влиянием более агрессивных этносов и обществ в труднодоступные места Восточной Сибири и тундры. Но тысячу лет назад представители этой же этнолингвистической семьи строили мощные стратифицированные царства, подавляли другие этносы, совершали агрессивные набеги на близлежащие общества, исповедовали сложные теологические системы митраистского, буддистского толка, а также христианство, и пребывали в дифференцированном состоянии народа (лаос). Сегодня это малые группы, которые представляют собой образец простейших обществ с образцовой ярко выраженной структурой этноцентрума, с институтом шаманизма, минимальной социальной дифференциацией. Одним словом, некогда они были мощнейшими историческими народами, но в последние столетия живут в состоянии этносов.

Именно на основании изучения эвенков (ранее их называли тунгусами) С.М.Широкогоров построил свое учение об этносе и заложил основы этносоциологии. Тем самым, тунгусо-манчжурские этносы дают нам образцовый пример реверсивности этносоциологического процесса: мы видим в истории, что не только из простых обществ происходят сложные народы, но и из народов и дифференцированных государств могут получиться архаические этносы. Архаизм общества напрямую не связан с единой шкалой общего для всех исторического времени. Время как социологическая и даже этносоциологическая категория может быть сконфигурировано по-разному. Так, для тунгусо-манчжуров «будущее» (современность, народ, государственность) находится в «прошлом».

Тунгусо-манчужуры важны для нас тем, что в свое время активно влияли на баланс сил в Великой Степи, пространство и этнические события которой являются важнейшим фактором в становлении русского народа. С др. стороны, в наст. время и практически на всем протяжении истории российской государственности их влияние было слабым в силу их незначительности, удаленности от основной территории лаогенеза русского народа и давнего перехода к гомеостатическому состоянию.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал