Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вайнахи
Не менее свободолюбивым поведением отличались и другие горские народы, представляющие другую ветвь северо-кавказских языков – вайнахи, к котором относятся ингуши, бацбийцы и чеченцы, в свою очередь, подразделяющиеся на множество племен («туккум», по-чеченски). У вайнахов также наличествует Нартской эпос, хотя и в значительно измененной, отредактированной форме (индоевр. след). Это может служить указанием на их древнейшие связи с аланскими полит. системами и собственно Аланским царством. В отличие от черкесов вайнахи в истор. прошлом не выступали как самостоятельное ядро народа (лаос), но при этом сохраняли древнейшие этнические самобытные черты. Вайнахи (ингуши и чеченцы) выступают как гомеостатические этносы, которые отличаются многими типично кавказскими чертами – мужественностью и воинственностью. Такое состояние этносов можно признать этнокинетическим: в них присутствуют ярко выраженное героическое начало, есть элементы соц. стратификации, сочетание земледельческого труда и мелкого скотоводства, но в целом сохраняется равенство, демократический баланс между родами и племенами при принятии решений, превалирующее влияние этнических мифов или своеобразно перетолкованных религиозных сюжетов монотеистической религии (система суфийских вирдов на основе исламской традиции). Все эти факторы сдерживали переход вайнахских обществ в стадию народа и формированию аристократически-феодальных отношений, как в случае соседних с вайнахами черкесов. Для вайнахского общ-ва характерна модель «военной демократии», когда намечающийся раскол этноцентрума (начало этнокинетики) не переходит в фазу народа (лаоса), не запускает механизм лаогенеза, но остается в промежуточном состоянии сохраняющегося гомеостаза. При этом суфийские шейхи начинают выполнять в таком общ-ве функции шаманов более архаических этносов. С вайнахами славяне столкнулись довольно поздно, хотя топонимика многих мест в Чечне позволяет предположить, что древнерусские поселения существовали в этой зоне с древнейших времен. Например, крупный центр Чечни Ведено явно назван так по названию русского православного праздника «Введение Богородицы во храм». Тем не менее, истор. контакты в полной мере произошли лишь в период присоединения Северного Кавказа к Российской Империи. В этот период вайнахи ничем особенно не выделялись среди остальных горцев – черкесов и дагестанцев, стремясь любыми силами отстоять свою автономию и сохранить этнический строй своих обществ. В желании оставаться этносами, живущими по своим правилам и в согласии со своими законами и устоями, вайнахи демонстрировали удивительное упорство и доставили царскому правительству множество проблем. В данном случае сказалось различие этносоциологических типов. Полицентричное общество военной демократии, сохраняющее признаки этноцентрума, категорически отказывалось интегрироваться в намного более дифференцированное общество Российской Империи, построенное на совершенно иных принципах.
|