Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Русь в эпоху монгольских завоеваний.
Монгольский народ и монгольская империя В конце XII века среди монголов происходит стремительное становление народа из отдельных этнических групп. Это связано с деятельностью Темучжина. Вначале Темучжин покоряет соседние монгольские этносы и становится Чингисханом, верховным владыкой всех монголов. Затем он расширяет зону своих политических интересов и включает в новый быстро создающийся народ все новые и новые этнические группы. Те этносы, которые подчиняются Чингисхану, становятся частью его армии-народа. Тех, кто оказывает сопротивление, Чингисхан безжалостно вырезает. Так создается новый лаос – монголо-татарский народ. Армии Чингисхана, а после его смерти – его наследников, захватывают Манчжурию, всю евразийскую степь от Тихого океана до Паннонии, Китай, владения хорезмского шаха, куда входила вся Средняя Азия, Афганистан и Персия, все Русские княжества, доходят до Сирии на Ближнем Востоке (где терпят поражение от египетских мамлюков), захватывают Венгрию и подходят вплотную к Вене, откуда возвращаются назад. Так складывается мегаимперия, во главе которой стоят монголы как «руководящий этнос». В полном составе империя Чингисхана держится недолго, и его дети и внуки становятся властителями отдельных ее частей, повторяя общий сценарий распада большинства мегаимперий. Теперь обратимся к «Золотой Орде», созданному внуком Чингисхана Батыем, куда были включены завоеванные монголами русские княжества. «Золотая орда» вначале была составной частью Монгольской мегаимперии, но позже постепенно автономизировалась и стала представлять из себя самостоятельное государство. На 200 с лишним лет русский народ, оказывается в составе нового типа государственности, установленной извне. Этот период принято называть «монголо-татарским игом», так как по сравнению с историческим опытом собственной государственности русские восприняли монгольское владычество как «регресс», «катастрофу» и исторический «проигрыш». Типологически можно сказать, что славяне снова вернулись к такой ситуации, когда они оказались данниками кочевых империй, центр которых располагался вне их территорий, как это не раз бывало в докиевский период. Разница состояла лишь в том, что теперь славяне знали, что такое свое государство, которого они лишились и что такое историческое бытие, тогда как ранее они, видимо, воспринимали внешнее господства как нечто, не затрагивающее их этнического бытия. Теперь у русских было с чем сравнивать: еще жива была память о Киевской Руси, которая резко контрастировала с нынешним положением покоренного народа. Судьба русского народа в монгольскую эпоху определялась рядом внешних и внутренних факторов. С одной стороны, влияние «Золотой Орды» и ее социально-политический, культурный, религиозный строй, а также развитие самой ордынской политики, от которого русские поневоле зависели, а с другой – политические решения, принимавшиеся теми или иными великими князьями и удельными князьями. Огромную роль играли княжеские распри, к которым на разных этапах подключались и монголы. В первую очередь, следует обратить внимание на ценностную систему «Золотой Орды». · абсолютизация военного духа, · провозглашение превалирования воинской завоевательной героич. этики надо всеми остальными культурными формами, · полное отождествление общества и войска, армии, · требование тотального послушания начальству, · воспевание мужества, храбрости, выносливости и всех иных военных доблестей, · презрение к мирному труду, изнеженности, оседлым и особенно городским формам существования, · прославление крайней жестокости к противнику, · ненависть к предательству и императивному наказанию за него, · предпочтение смертной казни за любые формы серьезных нарушений закона, · ограничение в еде, пьянстве и наслаждениях, · тотальная и обязательная веротерпимость в отношении всех религий и категорическому отказу в поддержке какой-то одной веры в ущерб другой, · постановка служителей религиозных культов вне общих правил и сохранению им жизни и свободы даже в случае поголовного истребления населения тех стран и обществ, к которым они относятся. Этими принципами, так или иначе, руководствовались почти все золотоордынские ханы, положившие эти установки в основу своего правления. Этот героический стиль русские за двести с лишним лет вполне усвоили и в дальнейшем стали строить свою государственность именно на такой ценностной системе. И наконец, важнейшим элементом золотоордынской системы является почитание самого хана, который воспринимается не просто как административная инстанция, но как носитель абсолютной и непререкаемой власти, не сопоставимой с компетенцией всех остальных нижестоящих аристократов. Ассимиляция и использование русским обществом ордынских социальных начал На практике перечисленные принципы золотоордынского общественного устройства сформировали важнейшие черты будущего Московского царства. Благодаря веротерпимости, русские сохранили и многократно укрепили свою православную идентичность. Религия стала в этот период тем, что делало народ народом, то есть позволяло ему быть самим собой в условиях, когда государственная независимость была утрачена. Скорее всего, как будет явствовать из дальнейшей, постордынской истории, именно в эти двести с лишним лет произошло глубокое усвоение русским народом православных начал. Важнейшим результатом для социологической структуры русского общества стал принцип абсолютной ханской власти, ранее не известный русским во всей его полноте и радикальности. Каким бы ни был престижным титул великого князя, он все же оставался в глазах других князей не более, чем первый среди равных. Познакомившись с ордынской формой власти, Владимирские, а позднее Московские князья сделали для себя очень важный вывод: если требуется сохранить единство великого государства, необходимо установить именно такую модель управления, когда верховный правитель не просто первый среди равных, а превосходит всех, кто находится вплотную к нему в той же степени, в которой он превосходит простых смердов. Два пути русских княжеств в монгольский период Все перечисленные моменты монгольского влияния дали о себе знать не сразу, но постепенно, по мере знакомства русских с ордынским укладом на протяжении 200 с лишним лет. Все это время на самой Руси продолжалась раздробленность, распри между удельными князьями, стычки друг с другом более мелких князей и битвы за великокняжеский. При этом все яснее обозначалась граница между Западной Русью и Восточной Русью. К Западной Руси относилось Полоцкое, Смоленское, Галицко-Волынское княжество, а также территория княжества Киевского, Переяславского и часть Черниговского. К Восточной – Владимиро-Суздальское княжество, Рязанское, Новгородское и восток Северской земли. Практически все эти и ряда земель, относящихся к северо-западным окаринам Полоцкого княжества, платили дань «Золотой Орде» и входили в ее территории. Но политически и социологически судьба этих двух половин Руси постепенно расходилась. Западная Русь: стремление противостоять монгольскому нашествию с опорой на Западную Европу и католичество. Восточная Русь: сотрудничество с монголами, укрепление Руси, противостояние Западу и католичеству (Александр Невский) Эти два вектора предопределили две ориентации для последующих этносоциологических процессов – в зонах Западной и Восточной Руси в эпоху монгольских завоеваний из останков единого древнерусского народа и в большинстве своем славянских этносов, трансформировавшихся в ходе предыдущей истории и приобретших новые свойства, постепенно формируются два кандидата на народ – западнорусский и восточнорусский. Позднее западнорусский «народ» получит название «белорусов» (на севере) и «малороссов» (на юге), а восточнорусский народ станет называться «великороссами». Возвышение Москвы Владимирская Русь с эпохи Александра Невского становится центром становления великорусского народа. Постепенно центр внимания переносится в Москву. С князя Даниила Московского, сына Александра Невского, берет свое начало династия московских князей. Даниил Московский, как и вся последующая линия московских князей, наиболее последовательно продолжает традиции Александра Невского, стремясь всячески укрепить, расширить и обстроить Великое княжество Владимирское, позже Московское, сохраняя при этом лояльность Орде, верность православию и настороженность в отношении Запада. Иван Калита: в расширение Московских владений, покупая или присоединяя силой многие русские города и области в основном на севере страны. Иван Калита интегрируется в ордынскую элиту, жестко собирает дань для хана с русского населения, подчиняет себе окружающие княжества, получает ярлык на великое княжение. Москва становится центром русского православия. Дети Ивана Калиты, великие князья Симеон Гордый и Иван II Красный, действовали в том же ключе, укрепляя Москву, тесно сотрудничая с монголами и стараясь максимально усилить русское православие. Дмитрий Донской вошел в историю своей победой над ордынском войском Мамая на Куликовом поле, когда русские войска впервые за всю историю орды продемонстрировали свою способность побеждать монголов и их войско. Многие историки видят в этом переломный момент становления великорусского народа. После 1380 года пройдет еще около ста лет, пока Москва окончательно освободится от монгольского ига, хотя после Куликова поля роль Орды существенно снизилась. Сама Орда стала слабнуть и превратилась из не подлежащего сомнению высшего имперского начала в сильное и могущественное, но клонящееся к закату государство, от которого Москва все еще зависела и которому платила дань («выход»), но которое уже не предопределяло ее судьбу. Так завершается вызревание великоросского народа, который сложился в монгольский период из восточной части древнерусского народа – жителей восточных и северных княжеств Руси (Владимирско-Суздальского, Рязанского, Тверского, Новогородского). Этот народ – великороссы – имел в своей основе преимущественно славянское население со значительной долей финно-угорского этноса. При этом за столетия государственности прочно сложилась политическая элита, состоящая из княжеской династии Рюриковичей, древнего боярства, а также значительного числа тюркской, монгольской, литовской знати, интегрированной в правящий класс в ходе исторических и политических перипетий. Важнейшим скрепляющим этот народ – и в массах и в элитах – элементом было православие. При этом огромное влияние на него оказало политическое и социальное устройство «Золотой Орды».
|