Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этносоциология Московского царства.






Флорентийская уния и ее отвержение Москвой

В XV веке Византия, религиозной провинцией которой была Русь, перед натиском турок с востока ищет защиты у Западной Европы; и император, и Церковь готовы идти на признание главенства Папы Римского во всем христианском мире и на соглашение с догматами и правилами католичества. Ферраро-Флорентийский собор (1438-1445): решение о соединения церквей на условиях латинян. В 1453 году турки-османы штурмом берут Царьград, положив тем самым конец более чем тысячелетней истории Византийской империи.

Москва с самого начала радикально отрицательно относилась к Унии с католиками. Последовавший за этим вскоре крах Византийской империи был воспринят на Руси как наказание за отступление в «латинскую ересь» и заставил русских еще более укрепиться в приверженности православию. Более того, русские считали, что отныне только они являются носителями вселенского православия, предполагавшего не только православную церковь, но и православного царя.

Освобождение от монголов и учение о Третьем Риме

После окончательного ослабления «Золотой Орды» Великое княжество Московское становится полностью независимым. Это происходит постепенно, начиная с битвы на Куликовом поле – в течение всего XV века Москва постепенно укрепляется и расширяет сферу своего влияния, активно конкурируя с Литвой в деле воссоздания единого русского государства. Но с 1480 года Московская Русь больше не платит никому дани и является в полном смысле слова не зависимым ни от кого государством.

Это совпадает с провозглашением автокефалии и падением Константинополя. Так политическая независимость Великого княжества Московского и стойкость в отстаивании православия сплетаются у русских конца XV века в единый комплекс. Верность православию выражается в Русской Церкви, а политическая независимость и наличие свободного православного государя полностью вписывается в православное учение о симфонии властей, то есть о гармоничном религиозно-политическом сотрудничестве церковных и государственных властей.

Именно это и выражается в учении, сформулированном псковским иноком Филофеем, о «Москве-Третьем Риме». Московская Русь начинает мыслиться как государство, наделенное всемирной исторической миссией.

Этносоциология великороссов в Московский период

В конце XV века формируется то общество, которое формально просуществует в России 200 лет, но которое заложит основы всему последующему периоду – вплоть до настоящего времени. Дело в том, что мы имеем дело с появлением нового народа, которому суждено стать ядром всех вариантов будущих русских обществ. В Московский период этот народ выходит на поверхность и проявляет себя открыто и разносторонне. Этот народ точнее всего назвать великороссами. Он начинает складываться еще в ордынскую эпоху из населения восточных областей Киевской Руси. К концу XV века он составляет основу Московского государства, которое этот народ и создает.

В данном случае следует понимать народ в строгом этносоциологическом смысле – как первую производную от этноса. Великороссы формировались на основе прежнего древнерусского народа, превратившегося в ряд «удельных» этнических агломератов, но в новых исторических условиях и в новых границах.

Вместе с тем, тесные связи с «Золотой Ордой», большая часть которой состояла из различных тюркских племен, а собственно монгольская знать была численно незначительна, также не могли не повлиять на этнический состав великороссов, явно воспринявших от тюрок ряд психологических и социальных черт.

Язык, культура, религия и историческое самосознание великороссов были основано на славянском начале, продолжали славянский социально-культурный тип. В основе великороссов как народа мы снова встречаем преобладание мирного крестьянского труда, сельских общин и соответствующего этнического мировосприятия. То есть базовой составляющей народа был все тот же крестьянский этноцентрум.

Вместе с тем преемственность народа подтверждалась и преемственностью элиты. Владимирские, а затем и Московские князья были Рюриковичами и наследовали изначальную династию, сплотившую Русь. Состав этой элиты менялся, в нее включались новые и новые этнические и культурные элементы (монголы, тюрки, балты, греки, черкесы, европейцы и т.д.), но ее ориентация оставалась неизменной. Элита была православной и стремилась укрепить русскую государственность. При этом московские великие князья породнились и с византийским императорским домом.

Великороссы вторично вступают в историю – с новым государством, с новым религиозным самосознанием, с новой этнической композицией, с обновленной элитой (впитавшей опыт ордынского порядка), с новым видением мира (после распада Византии и долгих веков монгольского ига), но с тем же языком, с той же культурой, с той же социально-экономической доминантой (крестьянство), с той же верой (православие), с той же культурой.

Московская Русь представляет собой тип традиционного общества с этнической основой и высоким социальным дифференциалом – политическим, сословным, культурным, интеллектуальным. Частично, это традиционное общество продолжает Киевский этап на новом уровне, частично многие черты заимствует у «Золотой Орды», а частично представляет собой нечто совершенно новое – синтез византийских, чингисхановских и собственно славянских начал.

В Московской Руси мы видим результат того исторического выбора, который совершил Александр Невский – Восточная Русь пошла по его пути и спустя двести лет вышла из-под Орды мощным и обновленным православным государством, в основании которого стояли великороссы. В то же самое время разрозненные славяне Западной Руси оказались в тяжелом положении граждан второго сорта и еретиков в католическом государстве европейски-феодального типа. Великороссы были народом, западные русичи (позже малороссы и белорусы) остались этносами.

Кульминации Московская Русь достигает в XVI веке в период правления Ивана IV. В этот момент происходит окончательное закрепление социально-политической системы новой русской государственности. Она целиком и полностью основана на учении о «Москве-Третьем Риме», но конкретные формы реализации этой идеи постоянно уточняются.

Постепенно окончательно складывается специфическая форма московской самодержавной власти, состоящей из следующих главенствующих начал:

· абсолютная власть царя, не зависящая от политической элиты и низводящая эту элиту (в сравнении с собой) к простым слугам;

· верность православию и исполнению православной миссии Третьего Рима;

· включение широких народных масс в общую систему «тяглового государства», где каждое сословие, начиная от царя и заканчивая простым мужиком, соучаствуют в общем государственно-религиозном историческом действии.

Как и в самые ранние эпохи становления Владимирской Руси, в Московский период и после него русский народ, сохраняя славянский язык, культуру и православную веру, будет включать в свой состав огромные пласты других этнических групп Евразии – финно-угорских, тюркских, индоевропейских, кавказских, монгольских и т.д. Часть этих этносов войдет в став народа и «обрусеет». Другая часть сохранит этническую идентичность и этноцентрум, но в любом случае будет затронута русификацией как разновидностью аккультурации, перенимая у русских культуру, социальные институты, хозяйственные и другие практики.

Русский язык, как и в Киевской Руси, и на первых стадиях Литвы, будет выступать в роли койне для всех этнических групп Московского царства. Государство, религия и сословное представительство будут служить для всех этих этносов горизонтами повышенного дифференциала, активное освоение которого могло привести к более тесной интеграции в народ.

Способность к мягкой интеграции разнообразных этнических групп с предоставлением им достаточно широкого выбора моделей поведения была изначально отличительной чертой Руси. Такое отношение к интеграции этносов в народ сохранялось до конца XVII века, то есть вплоть до конца Московского периода русской истории.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал