Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники пополнеия сленгизмов
Наиболее полное представление о сленгизмах невозможно без рассмотрения источников его пополнения. Сленг немецкого языка отличается своей «всеядностью» в отношении используемого лексического фонда, яркостью создаваемых здесь неологизмов, оригинальным переосмыслением существующих лексем, но, по мнению большинства современных исследователей, в современном молодежном сленге намечается тенденция стремления к «примитивизации языкового материала». Г. Эманн связывает данный процесс с понижением квалитета молодежной поп-культуры, являющейся одним из основных факторов влияния на подрастающее поколение. Спустя пятнадцать лет после таких кумиров, как Штефан Реммлер, Нэна, «Extrabreit» и Фалько, молодежь получила новых героев «Big Brother-Generation»: Штефанa Раабa, «Freundeskreis», «Die Fantastischen Vier», «Massive Tone», «Fettes Brot» и другие. Обходясь минимальным количеством слов, они тем не менее выражают чувства молодежи, что позволяет лингвистам говорить о «прагматически банальной лексике при положительной валентности (способности сочетаться/положительно воспринимать) со стороны реципиентов» [28, 9]. Немецкий сленг представляет собой интересный лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными, но и социальными, временными и пространственными рамками. Самой главной среди отличительных черт сленг немецкого языка является его диалектный характер. Для создания иронического эффекта в молодежной среде зачастую используются диалектные вкрапления. Так как для немецкого языка в силу его своеобразного исторического развития, особое значение имеет территориальная дифференциация, активность диалектов на немецкой почве гораздо ощутимее, чем во многих других странах. Это приводит к тому, что местные особенности немецкой разговорной речи выражены сильнее, чем, например, в русском или английском языках. Так же следует отметить еще одну особенность немецкого сленга. Большое влияние на современный немецкий сленг, и язык в целом, оказывает англоязычная компьютернаяи программная продукция и развитие web – коммуникаций. В той же мере на немецкий молодежный язык (носителями сленга, прежде всего, является молодое поколение) влияет и популяризация английского языка в музыкальной культуре и киноиндустрии. В целом, английский язык, а точнее заимствования из данного языка, является одним из основных источников пополнения лексики в сленге современного немецкого языка. Как пример данного процесса могут служить следующие слова, существующие в сленге немецкого языка: «Lucky» (от английского «luck») – человек, которому всегда везет, «worken» (от английского «to work») – работать, «Looser» – неудачник, и другие. Проблема англизации немецкой разговорной речи привело даже к появлению шутливых терминов «Denglisch»(компонатив «deutsch» + «englisch») и «Germeng»(«german»+ «englisch») [29, 13]. По последним данным, в немецкий язык, в том числе и в сленг немецкого языка, перешло приблизительно 4000 заимствованных слов из английского языка, в частности его американского варианта [7, 3]. С заимствованиями из других языков через криминальную и околокриминальную среду связана новая тенденция в языке современной немецкой молодежи, а именно появление языка «Kanakisch». Слово «Kanakе» полинезийского происхождения и означает «человек». В Германии оно стало ругательством, применяемым в адрес иностранцев, особенно турецких эмигрантов, значительно повышающих криминогенную обстановку в ФРГ. Однако на сегодняшний день немецкие турки второго и третьего поколения не без гордости сами именуют себя подобным образом. «Kanakisch» (пестрая смесь турецкого и немецкого языков) превратился в новый молодежный язык Германии, он звучит на школьном дворе, по телевидению, в кафе, в кино и литературе. Вот некоторые примеры: «Was guckst – Bin isch Kino, oder was?» - Чего уставилась? Я тебе что кино или как?!, «Alder» – Alter (im Sinne von Freund, Kumpel). Для этого направления характерны синтаксические особенности: – использование дательного падежа: «Alder, dem ist dem Problem weisstu?» - Aber das ist das Problem, weiß t du?); – использование существительных мужского рода: «Siehssu dem Tuss?» - Siehst du die junge Frau dort?; – исчезновение в вопросительных предложениях согласных в глаголах и личных местоимениях: «Rassu?» - Rauchst du?), «Hastu Problem, oder was?» - Hast du еin Problem? Словарь языка Kanakisch состоит примерно из 300 слов. На Kanakisch говорят турки, русские и немцы, для которых ввиду зачастую негативного отношения их родителей к эмигрантским кругам использование языка «этих самых» – еще один способ выразить свой протест миру взрослых. Традиционно активным источником пополнения сленгизмов, по мнению Л. Сокола, остается идиш, что объясняется тесной диффузией германской и гебраистской культур. Язык идиш, на котором говорят евреи-ашкенази, во многом сформировался на основе немецкого и других европейских языков. В немецком языке (как, впрочем, и в английском, и во французском) некоторые термины Тапаха вошли в употребление очень рано. Многие были заимствованы через труды церковных писателей. В большей степени, чем другие западноевропейские языки, не исключая английского, немецкий язык богат словами и выражениями, главным образом в части арго, которые вошли в речь из языков идиш и «Juden-Deutsch» (западного идиш, разговорного языка немецких евреев). Несмотря на периодическое «очищение» немецкого языка (включая «борьбу за чистоту немецкой речи», сопутствовавшую этническим чисткам в фашистской Германии), большое число гебраизмов и идишизмов все еще присутствует в немецких словарях и другой литературе. Еврейские слова и выражения часто можно встретить в произведениях немецких классиков, таких, как Гейне, Шамиссо и другие [19, 1]. Наряду с зафиксированными в словарях лексемами: «Stub» - бред, «Kaffer» - дурак, «Schmonzes» - пустая болтовня. В молодежной лексике представлены все основные виды словообразования: конверсия, аффиксация, словосложение, сокращение и др. Рассмотрим лишь некоторые особенности словообразования, ярко отражающие общие тенденции в немецкой молодежной лексике. Одной из таких особенностей является употребление всякого рода сокращений, отражающие не только тенденцию экономии языковых средств, а также желание не быть понятыми. Для разговорной речи более характерны усечени я. Как раньше, так и сейчас наиболее используемый тип усечения, усечение конечных слогов, – апокопa (Apokope f): «Alf»– Alfred, Hannelore – «Hanne», Alexander – «Alex», Maximilian – «Max». Все типы усечения слова принято называть контрактурами. Е. В. Розен указывает, что инициальные контрактуры имеют ряд преимуществ перед полными наименованиями – они короче, удобнее для сочетания с другими основами в единый комплекс сложного слова. Поэтому мы встречаем их в значительном числе в лексиконе молодежи. [15, 34]. У апокопов шов усечения обычно проходит после фонем [o] и [i], если они имеются в исходном слове. Хочется отметить, что для немецкой молодежи характерен вид условного языка, в котором отдается предпочтение усеченной форме слов, укороченным словам на – i: Wess i – Einwohner Westdeutschlands; Oss i – Einwohner der ehemaligen DDR. Особый интерес представляют слова, оканчивающиеся на - о, обозначающие лицо мужского рода, его профессию, политическую приверженность или характеристику: « der Normalo» – der normale Junge, «der Provokalo» – der Junge, der auf sich die Aufmerksamkeit ziehen kann. Известный немецкий исследователь Г. Эман объясняет появление большого количества молодежных сленгизмов, оканчивающихся на -о, «непреодолимой тягой к интернационализму» [28, 10]. Нужно отметить, что в последнее время, ранее менее активный тип усечения, – это усечение начальных слогов, афереза (die Aphä resis) мало-помалу набирает силу. И это неслучайно. Молодые люди хотят говорить на языке непонятном для окружающих. А поскольку большая часть информации в начале слова, то апокопы более понятны, и они все чаще и чаще прибегают к аферезам. Например: «der Pott» – der Ruhrpott (das Ruhrgebiet), « Birne» – Glü hbirne, «kanisch»– amerikanisch, «s’geht» – es geht. Финальный способ усечения встречается и у имен собственных: «Bert» – Albert, «Achim» – Joachim, «Guste» – Auguste. Сокращение словосочетаний получило широкое распространение в XX веке. Инициальные сокращения подразделяются на альфабетизмы и акронимы. Альфабетизмы (буквенные аббревиатуры, где каждая буква читается как в алфавите) часто встречается в речи, не смотря на трудности в произношении: «OK» – o’key (модное выражение согласия), «TV» [tivi: ] – Television, «DVD» [de: fao de: ] – (digital versatile disc) цифровой видеодиск. Акронимы, инициальные сокращения, в составе которых есть гласная фонема, более характерны для молодежного лексикона: «VIP» [vi: ai pi: ] – (very important person) sehr wichtige Persö nlichkeit, «ARGE» - Arbeitsgemeinschaft (Arbeitsamt, die Verwaltung, die eigentlich eine neue Arbeit besorgen soll). Еще одним из способов словообразования является словосложение, телескопическое образование – это такой способ словообразования, при котором часть одного слова сливается, чтобы образовать единое слово с частью другого слова или с целым словом. Молодым людям очень нравится образованные таким способом слова, слова, которые не встретишь ни в одном словаре, но можно узнать по наличию двух изначальных слов: Joga + Gymnastik = «Joganastik», Aero + Akrobatik = «Aerobatik», Krokodil + Elefant = «krokofantö s». Рассмотрим такой способ словообразования, как аффиксация. Аффиксация (от латинского affixus – прикрепленный) — способ образования слов с помощью аффиксов, т.е. присоединение аффиксов к корню или основе слова. Аффиксы не существуют в языках вне слов, они сопровождают корень, служа для словообразования и словоизменения, например: «abfü ttern» – питаться некачественной едой, «einpfeifen» – наспех есть, «zubuttern» – дать взятку. В современной немецкой лексике конверсия активно используется для создания новых слов. Исследователи, занимавшиеся проблемой конверсии едины в определении этого вида словообразования, как создания нового слова путем включения производящей основы в другую парадигму. Как правило, такие лексемы первоначально возникают в разговорной или молодежной лексике, поэтому так важно рассмотреть особенности использования данного способа словообразования в этих сферах. Анализ современной разговорной лексики немецкого языка показывает, что в данной сфере реализуются разные варианты образования слов по конверсии [22, 133]. · Чаще всего по конверсии образуются существительные от глагольных основ: «Naffel» - Langeweile, nichts tun (von «naffeln»), «Scheuch» - langweilige Veranstaltung (von «verscheuchen»), «Dudel» - Rundfunkgerä t, Plattenspieler (von «dudeln»): Stell den Dudel ab, ich will noch schlafen [27, 56]. · В молодежной лексике наблюдается активное использование отсубстантивных прилагательных, образованных путем конверсии, например, «klasse», «dufte», «asse», «schocke» - toll, ü beraus gut: Das ist asse, sagte Susanne, alle durften, Typen nuckeln [24, 8]; Das war erst schocke, als der Michael Jackson dann auf die Bü hne kam [25. 11]. · В соответствии с общей тенденцией, свойственной на современном этапе немецкому языку в целом, в молодежной лексике наблюдается увеличение числа глаголов, образованных по конверсии от именных основ. Субстантивная производящая основа может быть представлена как в виде корневой, так и в виде производной основы. Основы-композиты, как правило, не встречаются. От корневых субстантивных производящих основ образованы глаголы «quarken» (von «Quark» (jug.) = Unsinn) - Unsinn reden; «polen» - etwas verstehen (von «Pol» (jug) - Standpunkt, Auffassung): Das polt doch keine alte Sau [28, 12]. В этих случаях была использована основа существительного, уже подвергнувшаяся изменению значения в результате переноса. От лексем, получивших в лексике молодежи новое значение, образованы также глаголы: «trü ffeln» (von «Trü ffel»: 1) Prü gel; 2) Kopf) - 1) angestrengt nachdenken; 2) schlä gern: Die Typen da drü ben sehen aus, als ob die gleich trü ffeln wollten [26, 28]; «grasen» в значении «Haschisch rauchen»: Lass uns mal gemü tlich eine grasen [26, 29]. Таким образом, существующая в общенациональном немецком языке тенденция к увеличению количества отсубстантивных глаголов по конверсии находит свое отражение и в словообразовании молодежной лексики, где этот способ особенно продуктивен [14, 138]. В немецком языке метафоризация является самым продуктивным способом пополнения словарного состава молодежной лексики. Особенно распространена антропоцентрическая метафора, что объясняется стремлением молодежи сравнивать человека, в том числе и себя, с окружающим миром. [16, 14]. Наличие в молодежном языке метафор и метонимий объясняется тяготением к экспрессивности и стремлением к конкретным образам: «die Tomate», «der Kü rbis», «die Melone», «die Rü be», «die Kappe», «die Schü ssel» – der Kopf, «der Kä se» – «ерунда, чепуха». Зачастую слова и выражения имеют ярко выраженный пренебрежительный оттенок: «die Tussie», «die Trulla», «die Zicke» (z. B. «Verschwinde, du blö de Zicke!») – dummes Mä dchen. Использование ряда выражений отражает тенденцию к гиперболизации эмоций: Das ist «ein Yuppie»! – dynamischer, energischer aufstrebender junger Mensch mit modischer Bekleidung. Das ist «ein Hammer»! – eine tolle Sache. Das geht ja «voll» ab hier. – besonders (Bekrä ftigung). Особый интерес представляют слова, имеющие антонимические значения. Так слово «ä tzend» (от английского «acid») обозначает «отвратительный» и «супер, высший класс», «Witzknubbel» – это и «шутник, остряк» и «человек без чувства юмора». О значении того или иного слова можно догадаться исходя из контекста или ситуации. В становлении немецкого сленга большую роль сыграло арго. Например: «Rü ck den Zaster raus!» – Выворачивай карманы! Языковой материал нередко указывает на факты перехода слов и выражений с течением времени из одной группы в другую. Бывшие арготизмы и жаргонизмы в рамках сленга участвуют в дальнейших словообразовательных процессах. Например, наряду с единицей из воровского арго «das Moos» (aus der Gaunersprache) – деньги, в сленге представлено отыменное прилагательное, построенное по модели причастия II «bemoost» – денежный.Существительное из воровского арго «der Knast»– тюрьма, обнаруживает в сленге ряд производных: «der Knasti» – зэк, «der Knastologe» – тот, кто отсидел срок или знаком с укладом тюремной жизн», «die Knastologie» –опыт тюремного заключения. В сленге отражается образ жизни речевого коллектива, который его породил. В молодежном словесном репертуаре выделяют сленгизмы, отражающие профессиональные потребности, а также общебытовой словарь. Речь молодежи изобилует словами, связанными с учебой (изучаемыми дисциплинами, студенческим бытом): «Abi»-Abitur, «Assi»-Assistent, «Stip»-Stipendium, «Proff»-Proffessor, «Mathe»-Mathematik, «Tri»-Trigonometrie. Общебытовой словарь состоит из: – слов, относящихся к сфере работы, умственной деятельности: «worken», «robotern» – arbeiten, «hä mmern» – viel arbeiten, «reinhä mmern» – mit Hochdruck arbeiten; – названий предметов, необходимых для учебной деятельности: «der Gedankenmanifestator» – der Bleistift, «die Gehirnprothese» – der Taschenrechner; – названий видов одежды: «Klamotten» – Kleidung, «das Outfit», «der Look», «die Anmache» – Kleidung, «Edel-Look» – gute, modische Kleidung; – слов, относящихся к области развлечений, хобби, проведения досуга, свободного времени: «shoppen» – durch Geschä fte bummeln, «das Date» – ein Treffen, Verabredung, «dancen» – tanzen, «die Bambule» – der Tanzabend; – названий денег: «die Kohle», «die Knete», «die Mä use», «der Kies», «das Moos» (aus der Gaunersprache), «die Mö pse», «die Monnis»– деньги, деньжата, бабки, «die Tonne» (сотенная купюра), «das Esperantogeld» – der Euro; – названий средств передвижения и предметов, используемых в быту: «die Bohrkrü cke», «Blechhaufen», «Kinderwagen», «Rostlaube», «lahme Schnecke», «heiß e Mü hle» – das Auto; der Muckomat – das Radio; – существительных, обозначающих людей или дающих оценку людям: «Wixer», «Arsch», «Arschkrampe», «Nullchecker», «Spacken» – Idiot; «Maus»,» Perle», «Schnecke», «Torte», «das Perlhuhn», «das Sahnetö rtchen», «die Biene», «die Sonne» – sympathisches Mä dchen; - существительных, обозначающих родителей: «Mumie», «Erzeuger», «Grufties», «Alte», «Kalkleisten», «ö tzi» – предки, олды (от английского «old» – старый, по названию тирольской местности ö tztal, где были найдены останки первобытного человека), «Daddу » - Vater; – оценочные понятия: «Klasse», «Spitze», «supergut», «toll», «oberaffengeil» – hervorragend, «cool» – locker, lä ssig, gelassen, besonder gut, «ä tzend» – uninteressant; – слов и словосочетаний, выражающих приветствие и формы вежливости: «Hey!», «Hi» – Hallo! (Begrü ß ung), «Sorry!» – Entschuldigung! – слов и словосочетаний, выражающих эмоции: «Wow» – Ausruf der Bewunderung, «Boey» («Boah Ey») – Ausruf (des Erstaunens; der Bewunderung). Молодые люди порой безжалостно относятся к своим ровесникам. И с целью оскорбления и унижения его используют при этом «язвительные» слова. Под огонь критики попадают: – внешний облик: «hohl» – altmodisch, «der Kurze», «der Nabelkü sser» – der kleinwü chsige Junge, «der Pelzlü mmel» – der Junge mit den langen Haaren; – черты характера: «der Schlaffi» – der faule Junge, «der Schmachti», «der Warmduscher», «der Softi», «das Weichei» – der sanfte Junge / Mann; – интеллектуальные способности: «der Denkmeister», «der Denkzwerg», «der Diddl» – der Dummkopf; – поведение и личная жизнь: «das HwG Mä dchen» – das Mä dchen mit hä ufig wechselndem Geschlechtsverkehr, «der Sü ffel», «Diplom-Alker » – der Trinker; – профессии: «der Bulle», («die Bullenschweine», «die Gartenzwerge») – der Polizist, «die Trachtengruppe» – «ряженые» (патруль дорожной полиции в полной форме). В современном немецком языке сленговые названия представляют собой специфический, отнюдь не малозначащий компонент словарного состава и его фразеологии. Это относительно новые образования, появление которых в плане номинации (ономасиологии) мотивируется, как потребностью обозначить новые явления действительности, так и намерением по-новому назвать явление, уже имеющее свое обозначение. Роль такой лексики очень важна, она является необходимым средством совершенствования и гибкости речевой культуры, средством, где в объективной информации присутствует субъективный человеческий фактор.
Заключение Данная работа была посвящена изучению проблематики восприятия явления «сленг» в его функциональном аспекте. Необходимо отметить, что особенность явления сленга состоит в том, что, будучи неотъемлемой частью языка, он развивается и эволюционирует вместе с ним, а, следовательно, будет оставаться актуальной проблемой лексикологии так долго как существует сам язык. В ходе данного исследования была изучена этимология понятия и был сделан вывод о том, что наиболее адекватной для данного исследования представляется гипотеза Э. Партрижда, который указывает, что слово сленг, скорее всего, соотносится с глаголом to sling – to utter (говорить, высказываться), что подтверждает существование таких сочетаний как sling words, засвидетельствованные еще в эпоху Чосера, а также некоторых поздних сленговых сочетаний с тем же глаголом. Э. Партридж, кроме того, предполагает, что сленг по своей этимологии может быть «испорченным» вторым причастием от вышеуказанного глагола. Эта точка зрения вполне правдоподобна, если учесть многочисленные примеры искажения глагольных форм в просторечии. Одним из наиболее проблематичных аспектов изучаемого явления послужило определение сленга. Мы изучили более 20 различных гипотезы, предложенных учеными по этому вопросу. Этимология изучаемого явления в курсе преподавания лексикологии позволяет рассматривать «сленг» как социолингвистический феномен, возникновение которого обусловлено взаимодействием определённых социальных и профессиональных групп, в результате чего образовался пласт нелитературной разговорной лексики, отражающий особенности языка различных слоёв общества, характеризующийся яркой эмоционально-оценочной окраской и экспрессивностью, применяемый в конкретных коммуникативных ситуациях и переходящий в контекст общепринятой литературной лексики. Следует отметить существующую неоднозначность интерпретации изучаемого феномена в зарубежной и отечественной лингвистике, необходимость социальной и лингвистической практики в дальнейшем исследовании теоретических и практических проблем сленга в курсе преподавания лексикологии и перспективность поиска методов и приёмов его перевода. В данной работе мы раскрыли способы образования новых единиц немецкого сленга. Пополнение состава сленга происходит точно так же, как и пополнение всего словарного состава. Таким образом, можно сказать, что основными источниками пополнения сленгизмов являются: 1. заимствования из других языков (преимущественно из англиского); 2. заимствования из жаргонов (криминальный, компьютерый); 3. заимствоания из общелитературного языка с переосмыслением значения; 4. словообразование: усечения (апокопа и афереза), сокращения (альфобетизмы и акронимы), словосложение, аффиксация, конверсия, метафоризация, гиперболизация, антономазия, Мы также сгруппировали единицы молодежного сленга по принадлежности к наиболее развитым семантическим полям языка молодежи. К ним относятся: слова, относящиесяся к сфере работы, умственной деятельности; названий предметов, необходимых для учебной деятельности; слова, относящиесяся к области развлечений, хобби, проведения досуга, свободного времени; названий денег; названий средств передвижения и предметов, используемых в быту; существительные, обозначающие людей или дающие оценку людям; существительные, обозначающих родителей; оценочные понятия; слова и словосочетания, выражающие приветствие и формы вежливости; слова и словосочетания, выражающие эмоции. Невозможно посчитать количество единиц сленга, находящихся в употреблении в настоящее время. Однако следует отметить, что сленг существует во всех слоях общества. Более того, однажды появившись, некоторые единицы сленга перемещаются в литературный стандарт языка. Пoявление новых слов и выражений в сленге связано с переменами в oбществе, поскольку сленг - является " живoй" частью языка и быcтрее, чем литературный язык впитывает в себя нoвые тенденции, идеи и новoсти окружающего мира. В данной работе был проведён анализ сленговых единиц с точки зрения их функционирования в художественном фильме. Таким образом, проанализировав фильм «Keinohrhase», нужно отметить, что, основными функциями, выполняемыми сленгизмами, являются экспрессивная, коммуникативная, когнитивная, номинативная, мировозренческая, эзотерическая, идентификационная и функция экономия времени. На наш взгляд, изучение сленга приобретает возрастающую актуальность в условиях расширяющихся международных контактов, помогает лучше понять национально-специфические особенности менталитета немецкой молодежи. Знание сленга приобщает изучающих немецкий язык к естественной языковой среде, способствует развитию их коммуникативной компетенции. Незнание же сленга ведет при осуществлении акта межкультурной коммуникации к разного рода курьезам и речевым ошибкам, коммуникативным “сбоям”, предупреждению которых необходимо уделять особое внимание. Данная работа является попыткой решить проблематику явления сленга, сложности его определения, этимологии, классификации и особенностей функционирования. Многие из вышеперечисленных проблем были отчасти решены, другие были лишь затронуты. Следует отметить, что отдельные аспекты данной проблематики могут послужить толчком для последующих исследований в данной области.
|