Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-правовой статус человека и гражданина.






Административно-правовой статус гражданина Российской Федера­ции есть установленные законом и иными нормативными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечиваю­щие его участие в управлении государством и удовлетворении публичных и личных интересов. Это одна из разновидностей статуса гражданина (наряду с политическим, трудовым и т.д.), реализация которого зави­сит от соответствующих действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Административно-правовой статус гражданина России определен Конституцией, Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Рос­сийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребыва­ния и жительства в пределах Российской Федерации»*, Федеральными законами от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Фе­дерации и въезда в Российскую Федерацию»**, от 9 января 1996 г. «О за­щите прав потребителей»***, Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об об­жаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»****, Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе воен­нослужащих»*****, Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека (вступила в силу для РФ 11 августа 1998 г.)****** и другими российскими, а также международными актами, влияние которых непрерывно воз­растает.

Главная особенность, характеризующая граждан как участников административно-правовых отношений, заключается в том, что они вы­ступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общеграж­данские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не правомочия государственных или негосударственных организаций, где они могут работать. Поэтому административно-правовые отношения между соответствующим органом (должностным лицом), выступаю­щим в качестве одной стороны, наделенной государственно-властны­ми полномочиями, и гражданами в качестве другой стороны, не наде­ленной такими полномочиями, но обладающей определенными права­ми и обязанностями в сфере исполнительной власти, могут склады­ваться в связи с: реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере исполнительной власти; выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере ис­полнительной власти; нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере; нарушением органами исполнительной власти или их должностны­ми лицами прав и законных интересов граждан.

Круг возникающих при этом административно-правовых отноше­ний весьма разнообразен, а происходящие в стране общественные пре­образования приводят к значительному расширению и улучшению ад­министративно-правового статуса граждан.

В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защи­та — важнейшей обязанностью государства. Этим объясняется перво­очередное значение рассмотрения статуса граждан как субъектов адми­нистративно-правовых отношений.

Административно-правовой статус граждан имеет сложный ком­плексный характер и охватывает многие права и обязанности в сфере исполнительной власти.

Так, согласно ст. 32 Конституции, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей. Граждане России имеют равный доступ к госу­дарственной службе.

Граждане имеют право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на проведение собраний, митингов и демонстраций, ше­ствия и пикетирование (ст. 31), право обращаться лично, а также на­правлять индивидуальные и коллективные обращения в государствен­ные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращать­ся (ст. 27).

Граждане России имеют право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Конституция и законы предусматривают ряд других личных, эконо­мических и социальных прав, требующих активной деятельности и со­действия государственных органов (право на жилье, образование, пользование связью, библиотечное обслуживание и т. д.).

Важнейшее значение имеют положения Всеобщей декларации прав человека, согласно которой все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона; никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию; каждый человек имеет право на эффективное восстанов­ление в правах компетентными национальными судами в случаях на­рушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Наряду с этим Конституция возлагает на граждан обязанности пла­тить установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окру­жающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); защищать Отечество (ст. 59); соблюдать Конституцию и законы, в том числе административно-правовые нормы (ст. 15).

Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правосубъектности, ко­торую образуют административная правоспособность и дееспособ­ность.

Чтобы приобрести права и нести обязанности в сфере исполнитель­ной власти, т. е. быть участником административно-правовых отноше­ний, гражданин, как и другие субъекты административного права, дол­жен обладать административной правоспособностью — фактической, обеспеченной государством возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается смер­тью, не может быть отчуждаема или передаваема другому лицу, невоз­можен и отказ от нее. Однако правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определенных законо­дательством. Например, не все граждане по состоянию здоровья, со­гласно Федеральному закону от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной

Статья 44 Уголовного кодекса РФ устанавливает в качестве одного из видов наказаний лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Статьей 24 КоАП предусмотрена возможность временного ли­шения гражданина специально предоставленного ему права, напри­мер, права управления транспортными средствами Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении»* предусматривает возмож­ность введения чрезвычайного положения, правовой режим которого выражается в возможности ограничения некоторых прав и свобод граждан с указанием предела и срока действия.

Административная правоспособность является необходимым усло­вием административной дееспособности, т. е. способности гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и вы­полнять возложенные на него юридические обязанности в сфере ис­полнительной власти. Тем самым административная дееспособность означает возможность гражданина реализовать соответствующую пра­воспособность.

Как правило, административная дееспособность возникает по до­стижении гражданином 18- летнего возраста, в ряде случаев — раньше, в частности с 16 лет.

По общему правилу, граждане обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья (психическое рас­стройство, слабоумие) некоторые из них могут быть признаны частич­но или полностью недееспособными. Например, в соответствии со ст. 20 КоАП не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездей­ствия находилось в состоянии невменяемости.

Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административно-правовые отно­шения, и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административно-правовые отношения возни­кают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одно­стороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал