Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности административно-правового статуса образовательных учреждений.






Административно-правовой статус образовательного учреждения. В административно-правовом (управленческо-правовом) отношении образовательное учреждение имеет двоякий характер.

С одной стороны, оно выступает как объект (адресат) управленческих решений, вырабатываемых и издаваемых вышестоящими органами управления образованием (федеральными, региональными, муниципальными), в том числе решений, принимаемых в рамках контрольно-надзорной деятельности соответствующих уполномоченных органов и лиц. Скажем, в соответствии с пп. 6 и 8 ст. 28 Закона РФ «Об образовании» в компетенции федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать управленческие решения по вопросам образования (Минобрнауки РФ, Рособразование), устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений; создавать, реорганизовывать и ликвидировать образовательные учреждения федерального подчинения, проводить аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и др. В соответствии с пп. 17 и 18 той же статьи Закона те же федеральные органы уполномочены обеспечивать финансирование федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных услуг; ежегодно утверждать на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и т.д.

С другой стороны, образовательное учреждение само выступает (в лице администрации) как субъект выработки и издания управленческих решений в отношении своих структурных подразделений, служб, педагогических работников, обучающихся (воспитанников), учебно-вспомогательного и технического персонала. Содержание и виды управленческих решений образовательного учреждения с различной степенью детализации прописаны в ст. 13 «Устав образовательного учреждения», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании», типовых положениях об образовательных учреждениях различного типа. Так, в Уставе образовательного учреждения устанавливаются особенности порядка регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей), а также порядка управления образовательным учреждением, включающего определение: компетенции учредителя; структуры, порядка формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенции и порядка организации деятельности; порядка комплектования работников образовательного учреждения и условий оплаты их труда; порядка изменения устава образовательного учреждения; порядка реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; прав и обязанностей участников образовательного процесса; перечня видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения и др.

Более подробно об особенностях правового регулирования управленческой деятельности образовательного учреждения говорится в последнем параграфе данной главы.

Сказанное имеет отношение, главным образом, к государственным и муниципальным образовательным учреждениям. Некоторые особенности имеет административно-правовой статус негосударственных образовательных учреждений (НОУ). Основное здесь заключается в том, что, согласно п.5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»¸ для НОУ типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. Тем самым, НОУ вправе разрабатывать собственные (уникальные, индивидуальные) положения и на их основе столь же индивидуальные уставы. Это, однако, не означает, что устав НОУ может не содержать тех пунктов, которые предусмотрены ст. 13 Закона РФ «Об образовании». Речь идет лишь о том, что каждое НОУ вправе конкретизировать и дополнять данный законодательный перечень пунктами, отражающими специфику образовательной деятельности данного конкретного НОУ. Что же касается собственно административно-правовых отношений, складывающихся в самом НОУ, то они принципиально не отличаются от тех, которые имеют место в государственных образовательных учреждениях, поскольку и те, и другие образовательные учреждения функционируют и должны функционировать строго в рамках действующего законодательства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал