Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы административно-правового статуса гражданина РФ.
Анализ административной правосубъектности различных участников общественных отношений, складывающихся в сфере реализации исполнительной власти, с должной обоснованностью начинается с ознакомления с особенностями административно-правового статуса гражданина. Для этого имеются прочные конституционные основания. Так, ст. 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Соответственно все звенья системы исполнительной власти призваны обеспечивать имеющимися в их распоряжении средствами непреклонное проведение в жизнь этого конституционного принципа. Мало того, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов в процессе реализации исполнительной власти (ст. 18 Конституции РФ). Гражданин России обладает всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод. Их подробный анализ отнесен к предмету конституционного права. Поэтому в курсе административного права главное внимание сосредоточивается на тех государственно-управленческих средствах, с помощью которых создаются условия, необходимые для реализации и защиты правового статуса личности. Совокупность такого рода средств и дает представление об особенностях ее административно-правового статуса. Общий правовой статус граждан определяется Конституцией РФ, действующим российским законодательством. Это, например, Закон «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г.; Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.; Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.; Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.; Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г.; Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. с изменениями от 18 ноября 1998 г.; Закон «О подоходном налоге с физических лиц» с изменениями, последние из которых были приняты 31 декабря 1997 г., и др. Отдельные стороны этого статуса регламентируются также указами Президента Российской Федерации. Так, 18 октября 1996 г. им было утверждено Положение о Комиссии по правам человека при Президенте РФ. Логично предположить, что одно лишь провозглашение комплекса демократических прав и свобод личности, а также их обязанностей еще не решает полностью проблему правового статуса гражданина. В повседневной жизни этот статус нуждается в практической реализации, а также и к реальных его гарантиях. В этой связи неизбежна постановка вопроса о роли исполнительной власти в обеспечении реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. И для этого имеются все необходимые основания. Прежде всего с учетом назначения исполнительной власти очевидно, что сфера государственного управления представляет собой широчайшее поле именно для реализации прав и свобод человека, закрепленных действующим законодательством. Ведь основная функция исполнительной власти – исполнение, т.е. проведение в жизнь требований законов. Далее, механизм исполнительной власти – наиболее многочисленная и разветвленная часть государственного аппарата, действующая повседневно и на самых различных участках общественной жизни. В силу этого именно между соответствующими органами исполнительной власти (должностными лицами) и гражданами складывается множество конкретных административно-правовых отношений, предметом которых часто служит реализация субъективных прав граждан.
Еще один важный момент. Субъекты исполнительной власти регулируют деятельность государственных и негосударственных предприятий и учреждений, в составе которых работают миллионы людей. Именно на этих предприятиях и в учреждениях реализуются предоставленные гражданам субъективные права в области труда, образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, культуры и т.п. Наконец, в механизм исполнительной власти включаются специальные правоохранительные органы, одной из центральных задач которых является как контроль за обеспечением конституционных прав и свобод граждан, так и осуществление мер по их защите. Все это свидетельствует о том, что обеспечение тех или иных прав и свобод граждан в значительной, если не в основной, мере осуществляется в сфере государственного управления. И это действительно так. Например, для того чтобы получить работу, т.е. реализовать свое право на труд, гражданин должен обратиться к администрации предприятия, учреждения, а зачисление на работу или службу оформляется приказом администрации, т.е. управленческим актом. Получение гражданином пенсии также предполагает необходимость его обращения в соответствующие исполнительные органы, правомочные назначать пенсии, и т.п. Механизм реализации конституционных прав граждан, таким образом, слагается, как правило, из двух обязательных стадий: а) волеизъявления гражданина; б) официальной реакции на это волеизъявление со стороны полномочного исполнительного органа (должностного лица). Последней стадии принадлежит решающая роль, так как данный орган правомочен решить возникший по инициативе гражданина вопрос в одностороннем юридически властном порядке. Конечно, нельзя представлять дело таким образом, что субъектам исполнительной власти принадлежит исключительная роль в реализации конституционных прав и свобод граждан. Другие звенья государственно-властного механизма (например, субъекты судебной власти), а также и общественные объединения активно участвуют в этом процессе. Тем не менее именно в руках исполнительных органов непосредственно сосредоточены рычаги организационно-правового характера, необходимые для этого. Если в конституционных нормах общий статус гражданина получает свое политико-юридическое выражение, то административно-правовые нормы закрепляют их конкретно-юридический статус подобно тому, как нормы иных отраслей права оформляют статус личности, например, в гражданско-правовых, трудовых и иных отношениях. Так происходит- конкретизация общего правового статуса, находящая свое выражение, в частности, в административно-правовом статусе гражданина. Последний складывается из совокупности конституционных прав и свобод, а также иных прав, предоставляемых гражданам в сфере государственного управления законами и подзаконными актами и гарантированных ими. Таким образом, во-первых, в сфере действия административно-правовых норм получают свою конкретизацию и детализацию конституционные права и свободы граждан и, во-вторых, эти нормы создают систему их наиболее ощутимых и повседневных гарантий. Общая характеристика административной правосубъектности граждан была дана в гл. 1 настоящего учебника. Напомним лишь то, что под такого рода правосубъектностью понимается признаваемая государством фактическая возможность гражданина быть субъектом конкретных административно-правовых отношений, иметь и практически реализовать субъективные обязанности и права административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание административной право- и дееспособности гражданина устанавливаются и изменяются при помощи норм административного права. При этом правоспособность не может быть отчуждаема или передаваема. Добровольный отказ от нее не имеет силы. Временное ее ограничение возможно лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством (например, при совершении преступления или административного правонарушения). Административная дееспособность граждан предполагает осуществление своими личными действиями возлагаемых на них административно-правовых обязанностей и приобретение прав в сфере государственного управления. Момент возникновения административной дееспособности граждан единообразно не определен (в пределах 16–18 лет). Возможно признание лица частично либо полностью недееспособным (душевная болезнь, слабоумие). В административно-правовых отношениях граждане могут выступать в различной роли. Такого рода правоотношения могут складываться в связи с: а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону субъективных прав; б) выполнением возложенных на них законом обязанностей; в) нарушениями исполнительными органами (должностными лицами) прав и законных интересов граждан; г) нарушением гражданами их правовых обязанностей в сфере государственного управления.
|