Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конечные результаты культурной деятельности.Стр 1 из 14Следующая ⇒
ПРОДУКТ ТРУДА С СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ СПЕЦИФИКА ХАРАКТЕРА И РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА В КУЛЬТУРЕ Специфика характера труда. 4.1.1.Основные элементы процесса производства. К основным элементам процесса производства относятся предмет и средства труда, труд работников. 4.1.2.Содержание процесса труда в культуре. Содержание процесса труда в культуре наиболее наглядно раскрывается в сравнении с материальным производством. Содержание процесса труда как характер воздействия работника на предмет труда при помощи средств труда. Материальное производство. Предмет труда — вещество природы. Средства труда — здания, сооружения, оборудование и т.п. Суть процесса производства — взаимодействие человека и природы. Человек преобразовывает вещество природы и приспосабливает к своим потребностям. Культура. Предметом труда выступает сам человек. Средства труда — особую роль играет творческий потенциал создателей культурных ценностей и благ. Значение личностного фактора, индивидуальности работника. Вспомогательная роль технических средств. Ограниченные возможности взаимозаменяемости живого труда и технических средств. Труд — квалифицированный, творческий, требует специальной подготовки, более высокого уровня образования. Суть процесса производства — " обработка людей людьми" (К. Маркс), то есть воздействие непосредственно на человека. Интеллектуализация производства культурных ценностей и благ. Возрастание роли информационных технологий. Результаты труда в культуре. Результаты деятельности можно разделить на непосредственные и конечные. Непосредственные результаты — это создаваемые культурные блага, конечные — эффект от этих благ для их получателей. Конечные результаты культурной деятельности. Конечным результатом культурной деятельности являются те изменения, которые она вызывает в общественном и индивидуальном сознании, в качестве социальной среды и т.п. Конечные результаты деятельности в сфере культуры выражаются в распространении социальных ценностей и идеалов, формировании личности, повышении качества жизни и т.д. Огромное значение имеет создание средствами культуры позитивного имиджа страны (региона, муниципалитета). Культура — важнейший ресурс развития страны в целом и отдельных территорий, решения стоящих перед ними социально-экономических задач. Сложность прямого количественного измерения конечных общественно значимых результатов (социальных эффектов) культуры. Невозможность применения стандартных процедур оценки. Поиск соответствующих критериев и индикаторов социальной результативности культуры. Использование социологического инструментария: опросов, анкетирования, интервьюирования населения, профессиональной экспертизы. 4.2.2. Культурное благо как непосредственный результат деятельности организаций культуры. Типологии культурных благ. Культурное благо — это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей. Для театра непосредственным результатом деятельности является спектакль, для концертной организации — концерт, для цирка — представление, для кинотеатра — сеанс, для библиотеки — выдача книг, периодических изданий, оказание информационных услуг. Теория общественных благ (П. Вейсброд и др.) Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости и несоперничества в потреблении. Неисключаемость — невозможность помешать индивидам использовать благо, ограничить их доступ к благам. Несоперничество — отсутствие конкуренции в потреблении: потребление благ одним человеком не уменьшает возможности их применения другим". В соответствии с этими признаками выделяют общественные и частные блага. Общественное (социальное) благо — благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступным для потребления другими лицами. Частное благо — благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом. Услуга — основная форма культурного блага. Услуга культуры — целесообразная культурная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда. Особенностями услуг культуры являются: — нематериальный характер производимого эффекта; — активное участие потребителя в производстве услуг; — воздействие эффекта от услуги на личность потребителя; — пространственно-временная локализация услуг. 12 Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я. Экономическая социодинамика. М., 2000. С. 56. 13 Гринберг Р. С, Рубинштейн А. Я. Экономическая социодинамика; Рубинштейн А. Я. Структура и эволюция социального интереса. М., 2002. Сравнение качественных характеристик услуг культуры и продуктов материального производства дано в схеме №214:. Схема №2 Сравнение качественных характеристик услуг культуры и продуктов материального производства
Характеристика услуг культуры как интеграция свойств самого продукта и условий его потребления. Взаимосвязь и взаимодополняемость различных услуг культуры. Взаимозаменяемость услуг культуры только при дефиците предложения или для случайного, " неразборчивого" потребителя. Появление новых видов культурной продукции — информационных продуктов и услуг, в том числе и виртуальных. Повышение роли " смысловых" продуктов (производство смыслов, создание культурных кодов, ценностей, образцов). .
|