Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
7.2.7. Общие черты. Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования. 7.2.2. Специфические черты. Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойственные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.). Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хотя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей решения существующих здесь экономических проблем не могут проводиться в отрыве от творческой стороны деятельности. 7.2.3. Ключевые требования к хозяйственному механизму организаций культуры. В сфере культуры экономический интерес — составная часть многогранных интересов коллектива организации, проявляющихся, прежде всего, в его потребности в творческом развитии. Поэтому первое ключевое требование к хозяйственному механизму— максимально возможное согласование творческих и экономических интересов организаций культуры. Хозяйствование понимается как процесс реализации экономических интересов (государства, организации, работника). Как и в первом случае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие между указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое требование к хозяйственному механизму. Механизм хозяйствования призван служить средством согласования экономических интересов государства, организации культуры и отдельного работника. 7.3. Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры. 7.3.7. Важнейший признак экономической деятельности организаций культуры. Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов. К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах. К экономическим результатам относятся такие результаты преобразования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях: — отражающих потребности общества в получении соответствующих культурных благ; — позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведенными затратами. 7.3.2. Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры. В экономической деятельности организаций культуры можно выделить три основных компонента: — процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в измеримые результаты; — действия по сопоставлению осуществляемых затрат и получаемых результатов; — отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов. Необходимость количественного измерения результатов деятельности организаций культуры. При этом чисто экономические показатели являются вспомогательными, а основную роль с учетом специфики культуры играют социальные показатели. С точки зрения возмещения, окупаемости затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и некоммерческий. На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и некоммерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют и некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ). 7.4. Методы управления экономической деятельностью организаций культуры. Методы — это способы, инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Существует три вида методов управления экономической деятельностью: — административные; — экономические; — социально-психологические. 7. 4.1.Административные методы. Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века. 7.4.2.Экономические методы. Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века. 7.^.3. Социально-психологические методы. Социально-психологические методы воздействуют на экономическую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях. Курс на переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Это означает учет экономических интересов (организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах. 7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры. Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются: — планирование; — финансирование; — ценообразование; — стимулирование. Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные модификации системы хозяйствования. 7.5.1.Планирование. Планы могут: — разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом; — разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом; — разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно. 7.5.2. Финансирование. По типу финансирования выделяют: — бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета); — смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников); — самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных источников). 7.5.5. Ценообразование. Цены на услуги культуры могут быть: — регулируемыми органами власти; — свободно устанавливаемыми; — договорными. 7.5.^. Стимулирование. Стимулирование бывает: — материальное и моральное; — индивидуальное и коллективное и т.д. ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ .Понятие планирования. Планирование — важнейшая составная часть системы хозяйствования, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выполнения. Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно разделить на две части: философия планирования — основное содержание и направленность плановых документов; — технология планирования — принципы, методы и показатели планирования, информационное обеспечение планов. При этом технология планирования определяется его философией. Виды планов. А) По уровню принятия плановых решений выделяют планы федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.), территориальные (районные, поселенческие и др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы. Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосрочные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы. Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, среднесрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, краткосрочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месячные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день. В) По содержанию планируемой деятельности выделяют планы творческого, экономического, социального развития и др. Г) По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению). Д) Различают также стратегические и тактические планы.'9 Выработка стратегии предполагает формулировку миссии, обоснование стратегических целей и задач на планируемый период. Стратегические планы определяют содержание тактических, а последние, в свою очередь, обеспечивают организацию их выполнения. Принципы планирования. Системный подход — соотнесение планов по срокам и уровням планирования. Перспективный подход — постановка целей; ведущая роль перспективных планов. Комплексность: — учет социально-экономической ситуации; — преодоление ведомственного подхода к планированию; — взаимосвязь всех аспектов развития культуры. Пропорциональность — сбалансированность отдельных элементов и пропорций планов. Федерализм — сочетание разработки федеральных планов с самостоятельным планированием регионов и организаций. Непрерывность планирования — планы больших временных горизонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели. Обоснованность планов — обоснование плановых заданий с помощью наиболее адекватных методов планирования. Этапы развития и методы планирования. Можно выделить несколько этапов планирования, связанных с изменением его " философии": — традиционное (директивное) планирование; — нормативно-целевое планирование; — программно-целевое планирование. Упрощенно этапы планирования в культуре и соответствующие им методы можно представить следующим образом (см. таблицу №3) Таблица№3 Этапы и методы планирования
Методы планирования. Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — выявление тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тенденции и факторы будут действовать в планируемом периоде. Нормативный — обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов. В научной литературе и на практике отсутствует четкое разграничение между нормой и нормативом. В ряде случаев эти понятия употребляются как синонимы. В данном учебном пособии под нормой понимается научно обоснованная (расчетная) величина, регламентирующая расход ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом— совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.) Программный — разработка программ культурного развития (федеральных, региональных, территориальных и др.), социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей. Технологические этапы планирования. Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи. А) Организационно-подготовительный этап: — определение круга исполнителей; — определение сроков разработки; — информационное обеспечение; — методическое обеспечение; Б) Этап разработки проекта плана: — определение целей и задач на планируемый период; — выбор круга показателей и нахождение их конкретных значений; — обоснование механизма реализации плана; — оформление проекта плана; В) Этап согласования и утверждения плана: — согласование плана; — утверждение плана. Г) Этап популяризации плана и организации контроля исполнения: — информирование общественности о содержании планов (с использованием СМИ, различных технологий РиЬНс Ке1а1ю№з); — организация контроля исполнения плана. Директивное планирование. Директивное планирование базировалось на представлении, что все процессы культурного развития могут быть регламентированы сверху, в тех или иных единицах, а их выполнение будет осуществляться автоматически. Данный подход отличает: - неразработанность целевых параметров, слабая целевая ориентация планов; - установление плановых заданий " сверху", регламентация всех сторон деятельности; - слабая взаимосвязь заданий с имеющимся ресурсным обеспечением; - игнорирование специфики и реальных потребностей территорий; — недостаточная обоснованность планов; - отсутствие комплексности планов, которые составлялись по отдельным ведомствам, а внутри системы Минкультуры — по подотраслям. В целом, реализация таких планов на практике была затруднена. Планы не выполнялись. Нормативно-целевое планирование. Попытка целевой ориентации планов и создания нормативной базы планирования. Принципиальная новизна этапа заключалась в формировании целевых установок на длительную перспективу. Достоинства нормативно-целевого подхода: - усилилась целевая ориентация планов, были разработаны целевые параметры; — разработке планов стал предшествовать предплановой анализ; — сократилось число централизованно устанавливаемых показателей, появилась самостоятельность в планировании регионов и конкретных организаций; — повысилась обоснованность планов, так как они стали базироваться на нормах и нормативах; — предпринята попытка преодолеть ведомственный подход (на народнохозяйственном уровне в плане создан раздел " Культура и средства массовой информации"); — усилилась территориальная дифференциация планов. Недостатки нормативно-целевого подхода: — считалось, что стратегическую цель можно количественно измерить, причем при помощи какого-то одного показателя; — предплановый, анализ велся традиционным способом, по подотраслям культуры. Подмена культурных процессов учреждениями культуры не позволяла осуществить целостный анализ социокультурной ситуации; — число централизованно устанавливаемых показателей сократилось недостаточно. При этом показатели выражали не самые существенные стороны культурного развития, а те, которые поддаются количественному измерению; — система норм и нормативов так и не была внедрена на практике. Это объясняется, с одной стороны, спецификой сферы культуры, которая в силу творческого характера осуществляемой здесь деятельности плохо поддается нормированию, с другой стороны, нехваткой средств для обеспечения нормативов, невозможностью гарантировать их стабильность в условиях инфляции; — ведомственный подход к культуре по существу не был преодолен, в рамках соответствующего раздела народнохозяйственного плана происходило чисто механическое сложение сфер и показателей; — культурная самобытность регионов не могла быть учтена в полной мере при планировании " сверху"; — недостаточно прорабатывался механизм реализации планов. В целом этап нормативно-целевого планирования был существенным шагом вперед на пути совершенствования планирования в культуре. Программно-целевое планирование. Основной формой планирования должны стать программы культурного развития, тогда как на предыдущем этапе они выступали лишь дополнением к традиционным планам. Внедрение программного метода сдерживалось: — трудностями экономического характера: недостатком финансовых средств, нерегулярностью их поступления; — инерционностью мышления руководителей органов управления и организаций культуры, недооценкой роли программ; — отсутствием знаний, умений и навыков разработки программ. Дальнейшее развитие программно-целевых методов бюджетного планирования — основное направление реформирования бюджетного процесса. .Программно-целевое планирование. На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабатывают и утверждают планы своей деятельности (за исключением смет бюджетных учреждений). Перспективное планирование осуществляется путем разработки целевых программ. Перспективы развития определяются исходя из миссии, целей и задач, предусмотренных уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития организации. Текущее планирование осуществляется путем разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных планов (на год, квартал, месяц). Творческие, экономические, социальные и прочие планы определяют соответствующие стороны развития организации. Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат текущего репертуара (тематический план), или ряд направлений работы (комплексный план). К планам экономической деятельности можно отнести инвестиционные планы и сметы. Инвестиционный план отражает объемы и направления капитальных вложений на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов культуры. Смета — план доходов и расходов организации. Она является основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность в течение текущего года.
|