Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировые модели финансирования культуры.
Типология X. Чартранда и С. Мак-Кафи (1985 г.). Критерий — роль государства, обусловленная политическими традициями. Четыре роли государства: Вдохновитель, Патрон, Архитектор, Инженер. Государство — Вдохновитель. Государство не вмешивается в содержательные процессы культурной деятельности, а с помощью налоговых льгот стимулирует финансирование культуры отдельными лицами и корпорациями. Таким образом, госбюджет, в основном, опосредованно участвует в финансировании культуры, недополучая часть налоговых средств. Инструменты управления в данном случае ограничены определением размеров налоговых льгот. Государство — Патрон. Государство финансирует культуру " на расстоянии вытянутой руки". Оно определяет лишь общий уровень поддержки культуры, выделяя соответствующие финансовые средства. Их распределением между конкретными организациями ведает независимая от правительства организация (Совет, Фонд и т.п.) В отличие от Вдохновителя, Патрон, пусть " на расстоянии вытянутой руки", но все же влияет на культурную деятельность, устанавливая общий размер финансирования независимой организации. Государство — Архитектор. Эта роль предполагает еще большую меру воздействия государства на культуру. Архитектор поддерживает культуру и искусство через свои правительственные организации — министерства или отделы культуры. Решение о субсидиях, их размерах и адресатах принимают правительственные чиновники. Архитектор финансирует культуру в соответствии с выработанными социальными стандартами. Государство — Инженер. Государство финансирует культуру для образования и эстетического воспитания населения. Как и Архитектор, Инженер поддерживает культуру и искусство с помощью аппарата управления, который принимает решения о размерах и получателях выделяемых бюджетных средств. Типология Э. Валь-Зигер, Д. Монтиаса, А. Глаголева. Критерий — источники финансирования организаций культуры. Три типа финансирования: романский, германский, американский. В странах романского и германского типов финансирование организаций культуры более чем на 90% осуществляется за счет государства. Однако в странах романского типа организации более половины ассигнований получают от центральных властей. В странах с германским типом ассигнования на 80-84% поступают от местных властей. В странах с американским типом — лишь 5% бюджета организаций культуры пополняется за счет государства, а за счет частных вкладов — 35-40%23. Сглаживание резких различий моделей финансирования, их конвергенция. Место России в типологиях стран по роли государственного финансирования культуры. Постоянная государственная поддержка культуры в России. Бюджетное финансирование — основа государственных гарантий сохранения и развития культуры, зафиксированных в Законе РФ " Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее — " Основы"). Роль государства— Инженера. Промежуточное положение между романским и германским типом финансирования. Внесение серьезных изменений в " Основы" в рамках административной реформы (август 2004 г.). Переход государства от мер социальной защиты, социальных гарантий и льгот организациям и деятелям культуры к менее обязывающим мерам их поддержки в части финансирования, льготного налогообложения и др. Таким образом, Россия перестает позиционировать себя как социальное государство, выступающее гарантом сохранения и развития культуры, а оставляет за собой лишь субсидиарную ответственность в этой области. Ориентация на роли Архитектора и Патрона. Каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений в России26. Каналы финансирования: — прямое бюджетное финансирование; — косвенное бюджетное финансирование; — внебюджетные средства. А) Прямое бюджетное финансирование: — капитальные вложения (инвестиции) — - средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение; — бюджетные (текущие) ассигнования — бюджетные средства, выделяемые по смете на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат устанавливаются принципы определения величины бюджетных ассигнований и доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные средства используются исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами казначейства; — целевое финансирование — бюджетные средства, предоставленные на конкурсной основе на реализацию культурных проектов по договорам, заключенным с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Основной формой целевого бюджетного финансирования является финансирование по программам и проектам. Б) Косвенное бюджетное финансирование. Налоговые льготы. Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне. Права органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот: — освобождение от уплаты федеральных налогов в части, которая поступает в региональные и местные бюджеты; — освобождение от уплаты региональных и местных налогов. Государственный курс на сокращение налоговых льгот. Иные финансовые льготы: — закрепление имущества на праве оперативного управления, в отдельных случаях — передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы; — льготные тарифы на коммунальные услуги. В) Внебюджетные средства: — доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использования имущества и т.п.; — кредиты (см. п. 9.2.4.); — благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов и т.п. (см. п. 9.3.) Противоречивость норм действующего законодательства относительно доходов, получаемых от ведения деятельности. В ст.47 " Основ" Доходы организаций культуры подразделялись на доходы от основных (платных) видов культурной деятельности и доходы от предпринимательской деятельности. С 2004 года данная формулировка исключена. Для целей налогообложения в ПК РФ все доходы, получаемые государственными и муниципальными учреждениями от ведения деятельности, трактуются как доходы от предпринимательской деятельности. Основные источники формирования доходов частных некоммерческих и коммерческих организаций культуры. К основным источникам формирования доходов частных некоммерческих организаций относятся: — регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); — добровольные имущественные взносы и пожертвования; — выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав; — дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; — доходы, получаемые от собственности организаций; — целевое финансирование из бюджетов разных уровней; — другие, не запрещенные законом поступления. Более узкий круг возможных источников финансирования коммерческих организаций культуры. Высокая доля доходов от ведения деятельности в общей сумме поступлений коммерческих организаций. Источники финансирования культурных проектов не отличаются от аналогичных источников финансирования организаций культуры. 9.2.4. Кредиты: формы, область и перспективы использования. По форме предоставления можно выделить: — банковский кредит— выдача ссуды под определенный процент на установленный срок; — материальный кредит (лизинг) — предоставление в аренду дорогостоящего оборудования на долгосрочный или среднесрочный период; — кредит поставщика — передача товаров (работ, услуг) до фактического перечисления денежных средств и (или) иных форм их оплаты на основе заключенных договоров; — " нецивилизованный кредит" — несвоевременная оплата организациями культуры коммунальных и других услуг, товаров и работ. Преобладание на современном этапе " нецивилизованного кредита" при практически полном отсутствии банковского и материального кредита. Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 161 БК РФ). Перспективность развития лизинга в сфере культуры. . Направления расходования финансовых средств организаций культуры. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях — убытки), осуществленные (понесенные) организацией. Под обоснованными расходами следует понимать социально и (или) экономически оправданные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ). Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В Российской Федерации для бюджетных учреждений предусмотрен особый механизм расходования бюджетных средств. В соответствии со ст. 70 БК РФ они расходуют бюджетные средства исключительно на: — оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; — перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; — трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; — командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; — оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; — оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Распределение расходов по соответствующим статьям и подстать-ям осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и Указаниями о порядке ее применения, утверждаемыми Министерством финансов РФ.
|