![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Усиление конкуренции.
Потребитель становится более избирательным к выбору однородных товаров, возникает необходимость вести борьбу за клиента. Для формирования отличительных свойств товаров от аналогов конкурентов необходимо осуществление конкурентного анализа в виде сбора и обработки информации о действующих конкурентах. Именно в этот период начинают появляться первые элементы маркетинговых исследований в мировой практике. Родоначальник маркетинга – США. В 1879 г. одно из рекламных агентств в США провело опрос государственных служащих, сфера деятельности которых была связана с сельским хозяйством. Возможно, это и было самое первое маркетинговое исследование. Однако только в 1911 г. был основан первый в истории отдел маркетинговых исследований в компании. После 1920 г. отделы по проведению рыночных исследований появились на многих крупных предприятиях Европы и США. Методы и технологии маркетинговых исследований в мировой практике постоянно совершенствовались, пройдя в своей истории через шесть фундаментальных этапов. 1. 1880-1920 гг. – этап развития промышленной статистики. Всё более важное значение придавалось работе с населением, начали развиваться методы опроса. Г. Холлерит из Бюро переписи населения изобрел перфорированные бумажные карты, позволившие автоматизировать процедуру табулирования данных. 2. 1920-1940 гг. – этап развития методов случайной выборки, ан- В 1921 г. выходит первая книга П. Байта, полностью посвященная исследованиям в маркетинге. В 1923 г. Дж. Гэллап, который основал крупнейшую в мире исследовательскую группу, начал изучать отношение читателей к рекламе. В то же время А. Нельсен – основоположник глобальных международных исследований – ввел понятие «сегмент рынка». К началу 1940-х гг. в США стремительно выросло количество компаний, пользующихся маркетинговыми исследованиями. 3. В 1940-1950 гг. исследования рынка стали связывать не просто В годы Второй мировой войны маркетинговые исследования в США получили мощный подъём. Правительственные учреждения и армия стали заказывать социологические исследования. Возникают центры исследования. С этого момента появляется понятие маркетингового исследования, которое раньше называли исследованием рынка. 4. В 1950-1960 гг. исследователи-маркетологи начали пользовать- В начале 1960-х гг. во всех европейских странах наблюдается широкомасштабное проведение маркетинговых исследований. 5. 1960 - 1970 гг. – этап компьютерного анализа и количественных методик. В это время стали широко применять компьютерные технологии для построения математических моделей и анализа маркетинговой информации. Энергетический кризис начала 1970-х гг. стал сильным толчком к развитию и становлению маркетинговых исследований в Европе как отдельной индустрии. 6. С 1970 г. начался этап, связанный с теорией массового обслуживания потребителей. Проводятся массовые качественные исследования с целью предсказания и объяснения поведения потребителей. Этот этап длится до настоящего времени. Иногда его называют интернетовским. За прошедшее время было разработано и усовершенствованно множество компьютерных программ и приложений для маркетинговых исследований. К началу XXI в. в мире более 30 млрд. долл. тратились на маркетинговые исследования в год. В 2010 г. официальный объём мирового рынка маркетинговых исследований составил 31 млрд долл. Несмотря на то, что отдельные социологические исследования и статистика в нашей стране велись ещё со времён СССР, можно сказать, что рождение российского рынка маркетинговых исследований связано с распадом «соцлагеря», когда страны Центральной и Восточной Европы стали «привлекательными» для крупнейших западноевропейских и американских маркетинговых корпораций. Однако: - на границе 1980-х и 1990-х гг. между лидерами исследовательских фирм и Россией существовали огромные языковые, культурные барьеры. - модели поведения и менталитет граждан России совсем не соответствовали традиционным понятиям западных компаний относительно этих характеристик. Но если к концу 1991 г. в России начали свою деятельность только три крупнейшие зарубежные исследовательские организации, то уже к концу 2001г. на российском рынке в той или иной мере работали представители практически всех крупнейших мировых корпораций. Значительную роль в развитии направления маркетинговых исследований в России сыграла созданная в 2001 г. российская Гильдия маркетологов, которая не только объединила всех ведущих маркетологов-исследователей страны и создала в своей структуре отдельный цех исследований, но и ежегодно с момента основания стала изучать данный рынок. Она: - регулярно проводила опрос «О состоянии и перспективах развития рынка маркетинговых услуг»; - сформировала актуальную карту рынка исследований, которую можно посмотреть любому пользователю на сайте www.marketologi.ru. Российский рынок исследований в маркетинге находится на стадии активного роста и динамично развивается. На территории России работает большинство международных проектов, в то же время практически половина проводимых российскими компаниями исследований реализуется за пределами страны (???). По данным ежегодного опроса, проводимого Гильдией маркетологов: объём рынка маркетинговых и социологических исследований в России в 2013 году составил около 315 млн. долл., на рынке реально функционирует более 200 исследовательских компаний, что говорит о высоком уровне развития исследовательского рынка России. Выводы по первому вопросу: 1. С развитием общественного производства развиваются и соответствующие экономические учения, которые отражают появление и укрепление в экономике и политике новых субъектов деятельности, новых задач и целей. 2. Появления, как маркетинга, так и МИ - следствие объективной необходимости, которая требует серьёзного научного подхода к этим явлениям. Вопрос № 2. Методологические основы маркетинговых исследований. Метод ология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. Это - учение о методах, способах и стратегиях предмета исследования. Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль. Она определяет алгоритм действия. Алгоритм - последовательность действий, направленных на получение определённого результата. Это выражается в категориях (понятиях): цель, объект, предмет, проблема, направления, принципы, методы, задачи... Схема: S – Цель – объект – предмет – направление – задачи – принципы – мет оды… Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации её функционирования и развития. Цель (главная задача) маркетинга - достижения рыночных целей предприятия (прибыли). Цель (главная задача) МИ - получение и предоставление точной, объективной информации и научно обоснованных рекомендаций для принятия таких решений, которые позволяют снизить риски от последствий принятия решений. В этом - сущность МИ. Она совпадает в основном и с определением МИ, со смыслом его существования вообще. ! Один из подходов к сущности МИ - Сущность маркетинговых исследований заключается в проведении комплекса мероприятий по изучению и анализу предпочтений, желаний и поведения потребителей, стратегий и тактик конкурентов, а также других факторов и элементов, влияющих на экономическое состояние рынка. !! Есть ещё ряд подходов, но главное: получение информации (точной, объективной, своевременной, всесторонней...) и предложение рекомендаций. Объект МИ - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Это то, что противостоит субъекту. Объектами МИ могут быть: предприятия, потребители, семьи, конкретные рынки, отрасли, территории, продукты, конкуренты. ! С точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования представляют комплексное исследование. Так очень сложно отделить друг от друга такие направления (объекты) исследования как рынок, потребитель, конкурент. Рынок немыслим без конкурентной борьбы, потребители формируют свое поведение в определенной рыночной среде. Предмет МИ - то, что может находиться в отношении или обладать каким либо свойством объекта. Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным – предмет исследования, как определенное свойство объекта исследования. Предмет – это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект – это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Что изучает экономист, социолог? Их Объект – их предмет. Примеры соотношения объекта и предмета в МИ: = потребители (изучение привычек и предпочтений потребителей, исследование процесса принятия решения о покупке, сегментация потребителей...). Где объект и предмет? = продукт (тестирование концепций нового продукта, самого продукта, упаковки, названия, вкуса, запаха, цвета, открывание крышки...). ? Название –«Хрен – Дядя Ваня» или просто «Хрен»??? = бренд (англ. brand - клеймо, тавро. Также товарный знак, торговая марка) – термин в маркетинге, символизирующий новый инновационный продукт или услугу; популярная, легко узнаваемая и юридически защищенная символика какого-либо производителя или продукта. Это объект. Предмет - измерение показателей «здоровья» бренда, его имиджа («образ», «изображение», «отражение») – искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия... (Адидас, БМВ, жигули...). = рынок (объём, динамика, структура, тенденции, перспективы...). Исходя из выше сказанного, мы можем определить основные направления МИ по объекту исследования: рынок, цены, потребитель, конкуренты, фирменная структура рынка, товары, продвижение товара и продаж, стимулирование сбыта и реклама, внутренняя среда предприятия, внешняя среда, экономические, политические, международные, рыночные, социальные... факторы, электронная коммерция по Интернету... Надо всегда помнить, что между объектом МИ, его целями и его предметом существует диалектическая взаимосвязь. Пример. Исследование цены. Цель - минимизация затрат и максимизация выгоды. Объекты МИ: 1. Калькуляция издержек (предмет – затраты на разработку, производство и сбыт товаров); 2. Влияние конкуренции со стороны других предприятий и товаров-аналогов (предмет – сравнение технико-экономических и потребительских параметров); 3. Эластичность спроса (предмет – поведение и реакция потребителей относительно цены). Итог МИ = рекомендации по вопросу = выбор наиболее эффективных соотношений затрат и цен (внутренние условия, издержки производства), а также цены и прибыли (внешние условия). Вопрос - сегодня это предмет МИ, он может стать объектом МИ завтра? Да, если поменяются условия и цели (задачи).
МИ различаются и по целям исследования: - поисковые – исследования, направленные на сбор предварительной информации об объекте исследования для более точного определения проблемы исследования и проверки гипотез. - описательные – направленные на описание характеристик какого-либо объекта, процесса, явления. - причинно-следственные – направленные на установление причинно-следственных связей между изучаемыми объектами. По методу сбора данных: - Кабинетные. Они основаны на сборе, обработке и анализе вторичной информации. Они опираются на различные источники информации, что позволяет получать большие объёмы данных, анализировать и сопоставлять полученные результаты. - Полевые. Проводятся на основе первичной информации и подразделяются на качественные и количественные. Качественные предусматривают сбор информации об особенностях восприятия, мотивации, чувственных респондентов и дают ответы на вопросы – «почему, как?» Количественные исследования предусматривают сбор, обработку и анализ количественной информации и отвечают на вопросы «сколько, как часто?». По степени участия заказчика в процессе исследования: = Заказные. Проводятся по заказу конкретного клиента для решения конкретной исследовательской задачи. Результаты передаются в распоряжение заказчика и являются его собственностью (дорого); = Омнибусные. Проводятся в интересах не одной, а нескольких компаний, каждая из которых может включить в анкету ограниченное число своих вопросов (дешевле); Омнибус (лат. omnibus «всем», omnis «каждый») – вид городского общественного транспорта, характерный для второй половины XIX века. Многоместная (15-20 мест) повозка на конной тяге. = Синдикат ивные. Проводятся по инициативе исследовательской компании и, как правило, посвящены изучению определённого рынка. Результаты исследования являются собственностью компании и могут быть приобретены любым заинтересованным лицом. Термин «синдикативные исследования»/ «синдицированные исследования»: 1. Синдикат (от гр. syndikos – действующий сообща) – объединение предприятий, компаний или крупных предпринимателей для достижения общей выгодной для всех участников цели. 2. Синдицировать – объединять в синдикат. Синдицированные услуги (амер. – sindicated services) – информационные услуги, предлагаемые маркетинговыми исследовательскими организациями, которые предоставляют информацию из общей базы данных различным компаниям, подписчикам. Синдикативные (синдицированные) исследования – это исследования, проведение которых инициировано самой исследовательской компанией, и результаты которых полностью или частично, в виде отчета или базы данных предоставляются различным компаниям разово или на условиях подписки. По периодичности исследований: = Однократные. Проводятся в случае возникновения конкретной проблемы по специально разработанной для данной проблемы методике; = Панельные. Проводятся постоянно в течение длительного времени с одинаковой периодичностью на одинаковых по параметрам выборках. Примером такого вида исследований является аудит розничной торговли и потребительская панель, позволяющие получать регулярную информацию по определённым параметрам и отслеживать динамику изменения этих параметров. По субъектам (кто) проведения: = собственными силами компании; = на заказ независимыми компаниями, специализирующимися на проведении МИ; = собственными силами компании с привлечением специализированных компаний для выполнения определённых задач.
По территориальному признаку: = региональные; = национальные; = международные. По характеру выполнения исследования: = Плановые – это комплекс маркетинговых исследований, ориентированных на получение стандартизированного объёма (по количеству и составу) ряда параметров, необходимых для принятия тактических и стратегических решений на рынке. Плановые исследования являются повседневным базисом работы отдела маркетинга (маркетинговых исследований) предприятия и проводятся в соответствии с определенным графиком и четко поставленными методически определенными задачами, опирающимися на традиционные методы маркетинговых исследований. = Внеплановые – проводятся чаще внешними сервисными фирмами для решения локальных (периодически возникающих) задач, обычно связанных с " неожиданно" возникающими проблемами в предпринимательской деятельности фирмы. Для решения проблемных внеплановых задач фирмы, обеспечивающие их решение, часто прибегают к использованию нетрадиционных методов маркетингового исследования, стандартизация которых практически невозможна. По формам: 1. Описательные исследования. Они отвечают на вопросы типа: кто?, что?, где?, когда? и как? Предполагается, что руководство знает, каким образом можно будет применить и соотнести полученную описательную информацию с изучаемым кругом проблем. 2. Прикладное исследование: исследование, нацеленное на решение конкретной практической проблемы, например, прояснение ситуации на рынке, объяснение причин провала какого-либо стратегического или тактического плана, снижение неопределенности процесса принятия решений руководством. 3. Фундаментальное исследование: исследование, нацеленное на расширение общего знания, а не решение конкретной практической задачи. Подобные исследования иногда называют чисто научными. Проводят их, как правило, в университетах. Проведение фундаментального маркетингового исследования может дать конкретные практические результаты. Скажем, проведенное в университетских стенах исследование на тему использования музыки в рекламе является одним из примеров фундаментального исследования, позволившего разработать практические рекомендации по способам подачи рекламы.
|